Применение метода театрализации на уроках русского языка при закреплении словарных слов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (509) март 2024 г.

Дата публикации: 11.03.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Шевская, Я. В. Применение метода театрализации на уроках русского языка при закреплении словарных слов / Я. В. Шевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 70-73. — URL: https://moluch.ru/archive/509/111740/ (дата обращения: 10.05.2024).



Актуальность. Повышение орфографической грамотности обучающихся остаётся одной из важнейших, актуальных проблем в методике преподавания русского языка.

В числе главных задач обучения в школе являются развитие речи и мышления школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития обучающихся служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал. Поэтому проведение словарной работы повышает уровень общего развития умственно-отсталого школьника. Обучающиеся с нарушением интеллекта нуждаются в неоднократном повторении нового слова для его запоминания. Поэтому необходимо, чтобы слово, встретившееся на одном уроке, употреблялось бы учащимися в новой ситуации, на других уроках.

Также актуальной остаётся задача — сделать процесс изучения словарных слов интересным, познавательным и доступным.

Основной идеей при создании статьи было желание показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание словарных слов детьми с ОВЗ, развивающих мыслительные способности и кругозор учащихся. А также поделиться с коллегами личным опытом, возможно заинтересовать предложенным видом работы.

С учётом особенностей восприятия, мышления и памяти детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями), применение метода театрализации на уроках русского языка является наиболее эффективным, так как позволяет задействовать максимальное количество органов чувств (зрение, слух, осязание), а также даёт возможность «прожить», «проиграть» ситуацию, связанную с изучаемым словом. Слово — это частица знания и обобщения опыта.Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее его устная и письменная речь. [8]

Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный. Ведь в традиционной практике при знакомстве со «cловарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль и словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Работа над словом не даст должного результата, если будет осуществляться без опоры на наблюдение детей, на их практическую деятельность. Только тогда значение слова будет воспринято и усвоено ребенком точно и полно, когда полными будут его представления об изученном предмете.

Задача учителя — нацеливать ученика на осмысленное запоминание с учетом особенностей обучающихся с ОВЗ. Мы знаем, что мышление учащихся коррекционных классов носит наглядно-образный характер — опирается на конкретные представления и образы. Учитывая это, на уроках используются следующие способы работы:

– рисование образа слова;

– рассматривание карточки-картинки с изображением предмета (например, тетради, пенала, карандаша);

– чтение загадки и её отгадывание;

– прослушивание толкования и определение предмета, о котором идёт речь;

– описание признаков предмета или подбор слова-синонима.

Дети определяют, какое слово они будут изучать, в результате чего формируется образ слова. При освоении технологий запоминания словарных слов в каждом случае приоритет остается за ведущей модальностью учеников «визуалов», «аудиалов», «кинестетиков».

Далее работа ведётся над так называемым «слуховым» образом слова, т. е. проговаривание, определение «трудного» места, ударение.

Основная задача — усвоить правильное написание слов через «образ» поэтапно. Этапы формирования «образа» слова с учётом модального способа восприятия информации ребенком следующие:

– видеть объект, запоминать по образцу, предлагаемому учителем;

– находить образ к изучаемой орфограмме, через ассоциацию запоминать правописание слова;

– вспомнить в нужный момент ассоциативный образ слова.

При работе со словарными словами используются разные методы запоминания: звуковых и графических ассоциаций, деления слова, ребусов и загадок, комбинированный метод, метод возвращения в забытую этимологию слова и т. д.

Но главное — создать в памяти ребенка ситуацию яркого «образа» и прожить её, это становится возможным, применяя метод театрализации.

Мы можем отметить, что современная жизнь перенасыщена электронными средствами образования, готовыми презентациями, что порой лишает обучающихся возможности развивать речь, образное мышление, повышать уровень коммуникативной культуры. Театрализация же помогает восполнить нехватку речи и образов, а также живого общения. [6]

По определению специалистов театрализация — это есть «наглядно-действенное представление материала средством сценического искусства…». Л. С. Выготский употребляет слово «драматизация» именно в значении театрализации. [3]

По мнению К. С. Станиславского, «театральная деятельность — средство для социализации и развития детей, поскольку подобная деятельность естественна для них. Именно в игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире,… но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это требует творческой активности личности». [7]

Метод театрализации в педагогике имеет богатую историю. Он основан на принципах естественных приемов обучения и социализации детей (игре и имитации), применяется на различных этапах образования, в разных формах реализации. Использование данного метода отвечает целям и задачам современной педагогики.

Обучая детей, мы воспитываем и развиваем их. Прежде всего, развивая выразительные стороны личности: навыки и технику речи, эмпатию, эмоциональную культуру, выразительно-пластические и творческие способности, что невозможно без внимания, памяти, воображения, фантазии. При использовании метода театрализации развиваются и мыслительные процессы.

Мы всегда, так или иначе, используем театрализацию в своей школьной работе, правда несколько ограниченно и в самых простых формах. Например, дается задание: «Изобразите прочитанное стихотворение, словарное слово, героя в технике пантомимы». Нетрадиционные формы уроков — есть не что иное, как введение в образовательный процесс элементов театрализации.

Элементы театрализации достаточно разнообразны и приносят положительные результаты, повышая качество обучения учащихся с ОВЗ. В процессе игровой творческой деятельности успешно решаются также и воспитательные задачи:

– нравственное воспитание, то есть понятие о добре и зле, разрушении и созидании, гармонии и хаосе;

– воспитание культуры;

– совершенствование навыков коллективной работы;

– расширение культурно-эстетического кругозора и т. д.

Важно знать, что игровые формы способствуют возникновению и поддержанию интереса к учебе вообще и к родному языку, и к чтению в частности.

Также важно понимать, что театрализованная игра является одним из эффективных средств социализации школьника. Театрализованные уроки привлекательны еще и тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.

Так как театральная деятельность предполагает активное включение в творческую коллективную работу, то ученики усваивают учебный материал более эффективно, особенно через взаимодействия с другими людьми, ведь театр, как вид искусства, моделирует поведение человека.

В моей практике хорошие результаты дали уроки-театрализации, как в начальной школе на факультативных уроках сказкотерапии, так и в средних классах на уроках русского языка и чтения. И мне хотелось бы поделиться некоторыми наблюдениями в этой области, а именно: применение театрализации на уроках русского языка.

Хочется заметить, что приведенные ниже задания не являются случайными на уроках, они носят достаточно универсальный характер при изучении различных тем.

На уроках русского языка и чтения у учащихся возникает проблема, как запомнить часть речи, текст, словарные слова, стих. Я предложила ребятам сначала изображать изучаемую часть речи или словарное слово так, как они их себе представляют, т. е. через рисунок.

Такие рисунки для учителя — большая находка, так как в них поднимается проблема диагностики, а именно, подход к ученику через доминирующие контакты с окружающим миром — зрение, слух, осязание.

В зависимости от способа восприятия информации ребенку адресуется вопрос, сформулированный по-разному, одному мы скажем:

«Представь себе, что…» — воздействуя на зрение; другому: «Вспомни свои ощущения, когда, …» — осязание; третьему: «Что ты слышал, когда…» — слух. Затем детям предлагаются опорные схемы для пересказа или заучивания, в которых прорисовываются ключевые слова, либо изображаются сценически (жест, пантомима, диалог, монолог и т. д.).

У ребят при таком задании развивается наглядно-образное мышление. При выполнении данной работы дети самостоятельно находят примеры и выражают свое понимание в удобной для них форме и создают свой образ, проигрывая или изображая его, либо составляя диалог, что способствует более прочному усвоению материала.

Элементы театрализации всегда имеют эмоциональный отклик, учат думать, работать в коллективе, отстаивать свои убеждения, развивают у учащихся интерес к творчеству и к предмету (Приложение1).

Любой урок должен дать свой результат, не только личностный, но и предметный. Например, «проигранные» словарные слова мы закрепляем при помощи интерактивных тестов. Именно подобные тесты, с которыми ребята работают с интересом, помогают оценить знания учеников и дают возможность сразу увидеть каждому свой результат и проработать ошибки. То есть, как и любой урок, урок-театрализация получает свое логическое завершение: оценка и закрепление знаний.

Приложение 1

Фрагмент урока.театрализации. Тема «Словарные слова. Профессии»

Действие происходит на сцене. Появляются участники один за другим в сценическом образе со стихотворными словами, где ключевым является словарное слово из цикла «профессии», изученных в 7 классе: аптекарь, почтальон, тренер, хирург, продавец,

Рефлексия

Так что объединяет все эти слова?

(ответы участников)

— Это словарные слова. А ещё — это названия профессий.

—Верно. Слово «профессия» также является словарным словом, в котором две трудные позиции — буква О и удвоенная согласная С, которые нужно запомнить.

  1. Были ли трудности при запоминании словарных слов? (ответы участников). Если да, то у нас есть возможность проработать сложные слова повторно.
  2. Вопрос к участникам: Понравилось ли вам играть роли персонажей?
  3. А теперь предлагаю всем проверить, хорошо ли вы запомнили все словарные слова, о которых мы сегодня говорили. Вашу работу проверит компьютер, и вы сразу увидите свой результат на экране. (Предлагается интерактивный тест за компьютером. В тесте даются дифференцированные задания, рассчитанные на 2 уровня сложности. В первом уровне нужно выбрать правильную букву , которая пропущена в словах, во втором уровне — выбрать правильный вариант написания слова ).

Ознакомьтесь с оценочной шкалой: Если вы набрали от 35 до 50 % — это оценка 3; если от 51 до 64 % — ваши знания оцениваются на 4; а если ваш % составит от 65 до 100 — это оценка 5.

После теста — выставим оценки за урок.

Домашнее задание — составить предложения с изученными словарными словами.

Литература:

  1. Анохина Т. М. Русский язык. 1- 4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы. Вып. 2 — Волгоград: Учитель, 2007. — 269 с.
  2. Богоявленский, Д. Н. Усвоение орфографии. — М.: Просвещение, 2007.
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь.// Собр.соч.: в 6 т. М., 1982.- Т.2. — 361с.
  4. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология, 2009. № 6. — С. 25–34.
  5. Кубасова О. В. Прием драматизации на уроках чтения //Начальная школа. 2000. — № 11. С. 30–36.
  6. Малышева О. К., Жесткова Е. А. Элементы театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе // Молодой ученый. — 2015. — № 18. — С. 471–474. — URL https://moluch.ru/archive/98/21996/
  7. Основы системы Станиславского: учебное пособие / авт.-сост. Н. В. Киселева, В. А. Фролов. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
  8. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. — М., 1970. — 435 с.
  9. Ушакова О. Д. Напиши диктант без ошибок! 1–4 классы. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. — 64 с.
  10. https://znanio.ru/media/primenenie-metoda-teatralizatsii-na-urokah-russkogo-yazyka-pri-zakreplenii-slovarnyh-slov-2787306
Основные термины (генерируются автоматически): слово, русский язык, урок, метод театрализации, ребенок, словарное слово, ответ участников, словарная работа, театральная деятельность, часть речи.


Похожие статьи

Задать вопрос