Исследования, посвященные частному образованию в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 02.03.2024

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Кузнецова, Е. В. Исследования, посвященные частному образованию в России / Е. В. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 187-192. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111712/ (дата обращения: 10.05.2024).



К настоящему времени сформировался устойчивый интерес к изучению вопросов и проблем, сопровождающих развитие частного образования в России. При этом исследования в этой сфере носят как теоретический, так и практический характер. Например, педагогическая наука проявляет повышенный интерес к негосударственным образовательным учреждениям еще с дореволюционных пор. Динамика образования и воспитания в негосударственных учреждениях, закономерности их развития и становления широко изучены в научно-педагогических исследованиях таких ученых, как П. Д. Тимошенко, Н. В. Чехов, П. Ф. Каптерев, Н. А. Константинов, Д. С. Лихачев, Н. В. Христофорова, М. В. Михайлова, А. В. Гаврилин, Н. И. Крайнева, А. Г. Кармаев и других [3].

Исследования в области академического поля в основном направлены на изучение особенностей развития дореволюционного частного образования, а также на определение сущности и понятия самого этого явления. Фактически последние исследования и публикации посвящены различным аспектам частного образования, проясняя ранее не решенные сегменты этой широкой проблемы. Понятие частного образования, трактуемое в современных научных работах, охватывает целый ряд перспектив и определений.

Е. В. Устинова определяет частное образование как систему образовательных организаций, учрежденных частными лицами, обществами и организациями [7]. Эти учреждения финансируют свою деятельность в основном за счет платы за обучение, пожертвований и государственных субсидий.

Е. Р. Анафиева определяет частное образование как образовательные услуги, предоставляемые частными учреждениями различных типов, учрежденными не государством, и включает в себя домашнее обучение [2].

Основным структурным компонентом частного образования является частное образовательное учреждение. Эти учреждения принадлежат частным лицам или организациям, несущим за них юридическую, финансовую и моральную ответственность.

У. Онодэра в работе «Из истории частного образования в России» рассматривает частное образование как структуру, включающую школы, пансионы, подготовительные школы, гимназии и другие учебные заведения, основанные частными лицами или организациями, а также частных репетиторов и наставников [6].

Наконец, А. А. Кальсина в работе «Из истории развития частного образования в России» рассматривает частное образование как институт, существовавший до создания государственной системы образования. К нему относятся частные школы, образовательные центры, другие средние учебные заведения, институты, частные высшие учебные заведения, а также частные репетиторы и наставники. Эти частные образовательные организации, как правило, финансируются за счет платы за обучение [4].

Важное место в числе исследований занимает статья В. Н. Кириллиной, И. О. Яникеевой «Перспективы развития частного школьного образования в России в контексте модернизации образовательной системы в 21 веке», в которой описаны ключевые процессы и потенциальные результаты развития частного школьного образования в стране [5].

По мнению указанных исследователей, несколько ключевых компонентов могут решить конкретные проблемы, с которыми сталкиваются частные школы в России. Для процветания частной школы необходимо следующее (рис. 1).

Факторы развития частных школ в России [1]

Рис. 1. Факторы развития частных школ в России [1]

Эти элементы подчеркивают отличительные преимущества частных школ в России. Финансовая стабильность имеет решающее значение для поддержания и повышения качества образования. Сильный преподавательский состав обеспечивает высокое качество образования и вовлеченность учащихся. Применение современных образовательных технологий и соответствующая материально-техническая база — залог соответствия современным образовательным тенденциям и потребностям учащихся. Более того, гибкость и способность частных школ адаптироваться к потребностям общества и меняющимся условиям образования отличают их от государственных. Такая гибкость позволяет им оперативно решать проблемы и внедрять инновационные методы, тем самым поддерживая высокие стандарты образования и подотчетности.

В современном российском обществе существует заметный спрос на услуги частных школ, в первую очередь благодаря их индивидуальному подходу к обучению. Это стало очевидным в 2017 году, когда продолжилась «миграция» учащихся из государственных школ в частные, что свидетельствует о вероятном росте спроса на частное образование. Эта тенденция также свидетельствует о растущем признании преимуществ персонализированной среды обучения, которую обычно предлагают частные школы. Отток учащихся из государственных школ в частные отражает изменение предпочтений родителей, возможно, вызванное восприятием более высокого качества образования и более индивидуального подхода к обучению в частных школах. Эта тенденция свидетельствует об изменении образовательной среды в России, где частное образование становится все более неотъемлемой частью общей системы.

Исследование East-West Digital News показало, что на сегодняшний день в России доминируют государственные школы, а частные составляют лишь чуть менее 2 % от общего числа. Однако они отмечают положительную тенденцию в проникновении частного сектора в систему общего среднего образования [8].

Эти данные свидетельствуют о постепенном, но значительном изменении в российской системе образования. Рост предпочтений в пользу частного образования отражает изменения в восприятии и приоритетах российских родителей, которые теперь больше склоняются к индивидуальному и качественному образованию. Рост частного сектора, особенно в сфере дополнительного образования, свидетельствует о развивающейся тенденции, когда частный бизнес все чаще рассматривается как реальная альтернатива государственному образованию.

Однако более интересными и познавательными являются практико-ориентированные исследования современного состояния развития частного образования в России. Так, в аналитическом докладе НИУ ВШЭ подробно раскрываются различные аспекты, в частности, тенденции и перспективы развития частных школ в России. Отмечается, что за более чем 20 лет к 2018 году доля частных школ среди всех образовательных организаций выросла в 2,4 раза, с 0,8 до 1,9 %. Этот рост был обусловлен не только увеличением числа частных школ, но и одновременным сокращением сети государственных школ. За этот период количество государственных школ сократилось на 34 %, с 68 445 до 44 944. В период с 2005 по 2010 год в частном секторе школьного образования наблюдался заметный спад, подстегнутый экономическим кризисом. Однако впоследствии количество частных школ восстановилось и продолжило расти, хотя в последнее время наблюдается некоторое замедление этой тенденции.

Динамика количества частных школ и их доли [9]

Рис. 2. Динамика количества частных школ и их доли [9]

Число учащихся в частных школах также значительно увеличилось в этот период. Если в 1995 году в частных школах обучалось всего 45,8 тысячи детей, то к 2018 году это число выросло в 2,7 раза и достигло 123,7 тысячи. Несмотря на этот рост, доля учащихся частных школ по отношению к общему числу российских школьников остается относительно низкой — 0,77 %. Эти цифры свидетельствуют о том, что Россия значительно отстает от большинства стран мира по распространенности частного школьного образования.

Динамика количества учеников частных школ и их доли [9]

Рис. 3. Динамика количества учеников частных школ и их доли [9]

Таким образом, во-первых, сокращение числа государственных школ на 34 % указывает на пробел в системе образования, который частные школы могут попытаться заполнить. Такое сокращение говорит о потенциальной нехватке учебных заведений, которую может восполнить новая частная школа. Предоставляя дополнительные учебные места, школа внесет свой вклад в решение проблемы нехватки мест, возникшей в результате закрытия многих государственных школ.

Во-вторых, резкое увеличение числа частных школ свидетельствуют о растущем спросе на частное образование в России. Эта тенденция указывает на возможность создания новых частных образовательных учреждений. Проект частной школы может быть направлен на удовлетворение этого растущего спроса, предлагая особый подход к образованию или специализированные программы, которые не так широко доступны в государственных школах.

Временный спад в секторе частных школ в период с 2005 по 2010 год, вызванный экономическим кризисом, указывает на финансовую уязвимость как на потенциальную проблему. Новая школа может решить эту проблему путем создания надежной финансовой модели, включающей различные источники дохода, такие как эндаументы, пожертвования и вспомогательные услуги, чтобы обеспечить устойчивость даже в условиях экономического спада.

Ярко выраженная региональная дифференциация в России оказывает существенное влияние на развитие сектора частного школьного образования. В настоящее время распределение негосударственных школ по территории России характеризуется заметной концентрацией в столичном регионе. Примерно 30 % всех частных школ расположены в Москве и Подмосковье. В масштабах страны половина всех негосударственных общеобразовательных организаций расположена всего в семи (8 %) субъектах Российской Федерации (рис. 5).

В 14 регионах России сектор частных школ полностью отсутствует. Большинство из этих регионов находятся в Дальневосточном и Приволжском федеральных округах. Такая географическая концентрация частных школ в определенных регионах, особенно в столице и ее окрестностях, свидетельствует о неравномерности доступности частного образования по всей стране. Такая структура распределения отражает более широкие социально-экономические тенденции, когда в регионах с более высоким уровнем экономического развития и плотности населения, таких как Москва, наблюдается более высокая концентрация частных образовательных учреждений.

Распределение частных школ по регионам России [9]

Рис. 4. Распределение частных школ по регионам России [9]

Отсутствие частных школ в ряде регионов, особенно в менее экономически развитых районах, свидетельствует о разрыве в образовательной среде России. Такое неравномерное распределение ставит вопросы о доступности и справедливости образования, а также о возможностях частных школ внести вклад в развитие регионального образования, что подчеркивает необходимость разработки политики и инициатив, стимулирующих создание и рост частных школ в малообеспеченных районах, что позволит сократить региональное неравенство в образовательных возможностях.

Региональное неравенство в распределении частных школ в России не только влияет на доступность различных вариантов образования, но и отражает различный спрос на частное образование в разных регионах страны. Это говорит о необходимости стратегического подхода к развитию сектора частного образования, учитывающего региональные социально-экономические условия и образовательные потребности. Устранение дисбаланса имеет решающее значение для обеспечения равного доступа к качественному образованию во всех регионах России.

В еще одном интересном практико-ориентированном исследовании — Бюллетене об образовании «Развитие негосударственного общего образования в России», подготовленном Аналитическим центром при Правительстве РФ, отмечается, что наблюдается заметная стагнация темпов роста платных образовательных услуг в системе общего образования. Кроме того, снижается доля личных расходов на образование [10]. Данная тенденция свидетельствует о склонности населения к экономии на образовании.

Подобный сценарий свидетельствует о неоднозначной динамике развития частного сектора образования, когда ожидаемый рост и расширение не оправдались. Осторожное отношение населения к расходам на образование в сочетании с разнообразным и уникальным характером услуг, предлагаемых частными школами, создает проблемы, которые необходимо решать с помощью целенаправленных политических мер и нормативно-правовой базы.

И внимание снова обращается на неравномерность распределения по территории России общеобразовательных организаций. Наибольшая концентрация таких организаций наблюдается в Центральном федеральном округе, наименьшая — в Дальневосточном федеральном округе, при этом более 50 % таких организаций сосредоточено в Центральном федеральном округе (рис. 5).

Размещение негосударственных общеобразовательных организаций по федеральным округам (%) [10]

Рис. 5. Размещение негосударственных общеобразовательных организаций по федеральным округам (%) [10]

Такая диспропорция в географическом размещении негосударственных образовательных организаций является не только отражением концентрации потребителей. На него также влияет целый ряд факторов, включая социально-экономические показатели регионов, развитие и состояние образовательной инфраструктуры, покупательную способность населения этих регионов. Доминирование Центрального федерального округа в секторе частного образования объясняется более высокой плотностью населения, более высоким уровнем экономического развития и более развитой образовательной инфраструктурой. В противоположность этому, в Дальневосточном федеральном округе нехватка таких учреждений может быть связана с более низкой плотностью населения, менее развитой экономикой и потенциально ограниченной образовательной инфраструктурой.

Вывод

Итак, как верно отмечает Е. В. Устинова, развитие частных образовательных учреждений в России на рубеже XXI века совпало с периодом кризиса традиционной системы образования, вызванного несоответствием старой, знаниецентричной парадигмы требованиям информационного общества. Соответственно, появление частного образования в России было связано с новой, более персонализированной парадигмой образования [11].

Частные учебные заведения в России сегодня находятся в авангарде решения сложной педагогической задачи: формирования учебной среды, в центре которой находится индивидуальное, личностно-ориентированное образование. Такой подход учитывает уникальные потребности и потенциал каждого студента. Несмотря на то, что государственные школы России с конца XX века признают личностно-ориентированное образование в качестве приоритетного направления своей деятельности, эти учебные заведения часто оказываются не в состоянии полностью реализовать этот подход в силу различных ограничений.

В связи с этим частные школы в России выступают в роли своеобразных экспериментальных центров в рамках национальной системы образования. Эти школы служат полигонами для внедрения в российское образование самых актуальных и инновационных педагогических методик и технологий. Такая динамика позволяет создать более гибкую и адаптивную среду обучения, что создает предпосылки для более целостного и индивидуализированного образовательного опыта.

Литература:

  1. Албутова И. П. Организационно-педагогические условия успешной деятельности негосударственного образовательного учреждения на рынке частных школ г. Москвы. М., 2013.
  2. Анафиева Э. Р. Теоретическое обоснование феномена «частное образование» // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54 (2). С. 51–58.
  3. Бакиева О. В. Основные характеристики негосударственных образовательных учреждений в России в дореволюционный период // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 4–3.
  4. Кальсина А. А. Из истории развития частного образования в России // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 2 (74). C. 68–72.
  5. Кириллина В. Н., Яникеева И. О. Перспективы развития частного школьного образования в России в контексте модернизации образовательной системы в 21 веке // Бизнес. Общество. Власть. 2018. № 1 (27). С. 198–208.
  6. Онодэра У. Из истории частного образования в России // Наука и техника в Якутии. 2009. № 1 (16). С. 78–81.
  7. Шушара Т.В., Александров А.П. Теоретическое обоснование феномена «частное образование» // АНИ: педагогика и психология. 2020. №4 (33).
  8. Центр стратегических разработок. Частное образование в России. 2017. [Электронный ресурс] URL: https://www.csr.ru/news/chastnoe-obrazovanie-v-rossii/ (Дата обращения: 14.12.2023).
  9. Частные школы России: состояние, тенденции и перспективы развития / Аналитический доклад НИУ ВШЭ. URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/408113726.pdf (дата обращения 10.01.2024).
  10. Бюллетень об образовании «Развитие негосударственного общего образования в России» / Аналитический центр при Правительстве РФ. URL: https://ac.gov.ru/archive/files/publication/a/17309.pdf (дата обращения 10.01.2024).
  11. Устинова Е.В. Частное школьное образование в России в контексте новой образовательной парадигмы: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Устинова Е.В. Нижний Новгород, 2012. 422 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, частное образование, частное, школа, частное школьное образование, регион России, тенденция, Центральный федеральный округ, частная школа, частный сектор.


Похожие статьи

Задать вопрос