Современные образовательные технологии как педагогический инструментарий повышения качества подготовки обучающихся на занятиях общеобразовательных дисциплин (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 03.03.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Андреева, Ю. А. Современные образовательные технологии как педагогический инструментарий повышения качества подготовки обучающихся на занятиях общеобразовательных дисциплин (из опыта работы) / Ю. А. Андреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111655/ (дата обращения: 10.05.2024).



Важным фактором образования становится личный интерес учащихся.

Как современному учителю, мне требуется не только предоставлять знания, умения и навыки в рамках учебной программы, но и развивать познавательные и творческие способности учеников, формировать их как личности.

Современное школьное образование претерпевает значительные изменения, которые касаются всех аспектов педагогического процесса. Одной из главных задач является повышение профессионального мастерства педагога путем освоения современных образовательных технологий. Необходимость перестраивать традиционную методику преподавания ощущается на каждом этапе урока, особенно при введении нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не просто получать их в готовом виде. Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень подготовки ученика, не совпадающий с современными условиями жизни. Поэтому становится необходимым внедрение инновационных технологий в педагогическую практику.

— Информационно-коммуникационная технология

— Проектная технология

— Технология развивающего обучения

— Здоровьесберегающие технологии

— Игровые технологии

— Модульная технология

— Технология мастерских

— Кейс-технология

— Технология интегрированного обучения

— Педагогика сотрудничества.

— Технологии уровневой дифференциации

— Групповые технологии.

— Традиционные технологии (классно-урочная система)

Я расскажу о некоторых современных образовательных технологиях, применяемых мною.

Технология развития критического мышления

Цель данного урока заключается в обучении ученика самостоятельному мышлению, осознанию информации, определению основных понятий, структурированию и передаче информации таким образом, чтобы другие люди могли узнать о новых открытиях, сделанных им.

Эта технология основывается на трехфазовом процессе: вызове, осознании смысла (через осмысление содержания) и размышлении (рефлексии).

Важными методическими приемами развития критического мышления являются:

  1. Прием «кластер».
  2. Таблица.
  3. Учебно-мозговой штурм.
  4. Интеллектуальная разминка.
  5. Прием «зигзаг, зигзаг -2».
  6. Ролевой проект.
  7. Эссе.
  8. Прием «корзина идей».
  9. Прием «составление синквейнов».

Для своей работы я выбрала Кейс-технологию. В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальной школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7–10 лет высокую мотивацию к учебе. Кейс-технология объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план. Каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащих пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания.

В классе, где я работаю, учатся дети с различными учебными способностями. Поэтому для меня стала важной задача активизировать работу всего класса и вовлечь каждого ученика в учебный процесс. После проведения анализа я выявила проблему, решение которой потребовало организации работы на основе исследовательского подхода. Для достижения поставленных целей я решила воспользоваться «технологией модульного обучения», разработанной профессором МГПУ П. И. Третьяковым. Меня особо привлекло в этой методике то, что каждый ученик должен не только получать знания, но и научиться самостоятельно их добывать, объективно оценивать свои возможности, работать самостоятельно, помогать одноклассникам, учиться общаться с товарищами и взрослыми, а также нести ответственность за результаты своего труда. Я решила опробовать данную технологию на уроках русского языка и окружающего мира.

Модульное обучение является методом разделения учебного материала на самостоятельные блоки — модули, через которые осуществляется процесс обучения. Основные принципы модульного подхода включают четко сформулированную учебную цель, учебную программу, методическое руководство, практические занятия для развития навыков и контрольные работы.

Для введения учеников в модульное обучение я использовала традиционные уроки. В процессе таких уроков мы применяли различные методы, включая создание «опорных конспектов», таблиц и «синквейнов». Все эти виды работы требовали специальной подготовки и тренировки. Поэтому модули использовались только на определенных этапах урока. Например, при изучении темы «Россия — твоя родина» мы создавали «опорный конспект». Учащиеся работали в группах, заполняли таблицы с вопросами, заданным временем для выполнения и графами для оценки.

Все эти меры помогли обеспечить эффективное модульное обучение, дополняя традиционные уроки и способствуя активной работе учеников (7 -10 минут)

Цель: проверь и закрепи свои знания.

Оцени себя.

1–2б

Я проживаю в стране:

Её столица

Главный закон страны

Герб, гимн и ___________ — это __________ государства

Во главе государства стоит

Президент нашей страны сегодня

Назови 5 городов нашей страны

Нарисуй флаг.

Ребята в процессе работы с удовольствием работают с учебником и предложенной литературой.

Подобные формы работы мы использовали и на уроках русского языка. После такой подготовки я провела блок уроков с «использованием модульной технологии» по теме «Учимся писать буквы согласных и гласных в корне слова»

Моя деятельность как профессионального педагога имела положительный эффект на исключение проблем, существующих в классе. В настоящее время дети работают гораздо продуктивнее, они научились самостоятельно планировать свою работу, общаться и помогать другим, а также оценивать результаты своего и чужого труда. Благодаря этим усовершенствованиям, уровень выполнения контрольных работ значительно повысился — дети успешно справляются с сложными задачами разного уровня сложности и делают меньше ошибок. Разработанные мной модули уроков созданы таким образом, чтобы быть удобными и понятными для детей. В состав этих модулей входят уроки, адаптированные под школьный возраст, такие как «уроки игры» и «уроки-путешествия». Модульное обучение стимулирует творческие способности детей, поэтому я часто предлагаю к решению творческие задания для тех, кто желает испытать себя. Технология «мастерских» отличается от обычного урока как по структуре, так и по акцентам в педагогическом процессе. «Мастерская» представляет собой новый способ организации учебной деятельности учеников и учителя. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу детей в нужном направлении, при этом внутри каждого задания ученики полностью свободны. Каждый раз они вынуждены принимать решения, выбирать путь исследования, средства достижения цели и темп работы. Учитель выступает в роли наставника, а ученик становится создателем своего образования.

Принципы, на которых строится мастерская:

1) равенство всех участников образовательного процесса, включая учителя-мастера;

2) ненасильственное привлечение учащихся к деятельности;

3) отсутствие отметки и даже явной оценки учителя, соревнования, соперничества;

4) диалогичность, создание атмосферы сотрудничества, развитие коммуникативной культуры школьников;

5) приоритет процесса учения над его результатом;

6) проблемность в обучении;

7) работа со словом, сочинение и рисование (независимо от предмета);

8) вариативность, возможность выбораучащимися материала, вида деятельности и способа предъявления результата.

Я провела урок-технологическую мастерскую по изучению окружающего мира. В ходе мастерской мы придерживались следующих правил: каждый участник мог высказывать свои мысли, никто не испытывал стеснения.

На первом этапе урока мы предоставили детям цитаты М. Пришвина: «охранять природу — значит охранять родину» и «для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты».

Затем, на этапе самоконструкции, учащиеся написали мини-сочинения, где выразили свое мнение о том, что значит охранять родину.

В ходе обсуждения мы перешли к следующему этапу — социоконструкции. Каждая группа выбрала себе творческое задание: как улучшить вывоз мусора в нашем городе, как обустроить парк, как помочь заповедникам в охране природы.

На следующем этапе — социализации — мы провели обсуждение, рассмотрели гипотезы и обменялись мнениями. Афиширование было представлено схемами, моделями и рисунками, созданными в ходе работы.

Анализируя проблему, учащиеся пришли к выводу, что у них не хватает знаний, и каждый получил задание выбрать тему и рассказать о ней однокласснику.

Обязательным этапом была рефлексия. Учащимся было приятно услышать в перерыве, как другие говорили, что урок был замечательным и очень интересным.

Уроки-мастерские — это уроки откровения, где каждый может раскрыть свои таланты: рисовать, петь, танцевать, писать сценарии, режиссировать, играть в театре и многое другое.

Литература:

  1. Полат Е. С. Метод проектов.
  2. Библиотека журнала «Вестник образования» № 4 (2003 год). Лучшие образовательные ресурсы сети Интернет.
  3. Педагогические Интернет-ресурсы.
  4. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования».
  5. Программа «Перспективная начальная школа». Москва, Академкнига/Учебник, 2007 год.
  6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): модульное обучение, урок, этап урока, критическое мышление, модульная технология, окружающий мир, педагогический процесс, русский язык, учебная программа, учебный материал.


Похожие статьи

Задать вопрос