Психологические особенности проявления профессионального выгорания у сотрудников салонов красоты 3-го и 5-го разрядов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 23.02.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Жеуров, А. Д. Психологические особенности проявления профессионального выгорания у сотрудников салонов красоты 3-го и 5-го разрядов / А. Д. Жеуров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 233-243. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111475/ (дата обращения: 11.05.2024).



В статье рассматриваются специфика проявления профессионального выгорания у сотрудников салонов красоты. Цель исследования: выявить особенности проявления профессионального выгорания у сотрудников салонов красоты в зависимости от их квалификации. Для достижение данной цели большее место в работе отведено анализу результатов тестирования выгорания мастеров-парикмахеров и стилистов-парикмахеров. Главное внимание обращается на выраженность личностных особенностей специалистов с разным уровнем профессионального выгорания. В заключение автор констатирует факт о частичном подтверждении гипотезы и выдвигает тезис о психологических особенностях проявления профессионального выгорания у сотрудников салонов красоты 3-го и 5-го разрядов.

Ключевые слова : профессиональное выгорание, креативность, коммуникативный потенциал, мотивация к достижению успеха, эмоциональное выгорание, сотрудники салонов красоты, мастер-парикмахер, стилист-парикмахер.

Актуальность исследования обусловлена возрастающими требованиями со стороны общественности к роли лиц, предлагающих услуги в сфере красоты. Деятельность сотрудников салонов красоты является одной из самых напряжённых в психологическом отношении видов социальной деятельности, в результате чего ее можно отнести к разряду профессий, которые больше всего подвержены влиянию синдрома профессионального выгорания [6]. При этом можно предположить, что развитие синдрома профессионального выгорания во многом зависит от индивидуальных особенностей каждого человека, в частности от того, насколько человек ощущает себя благополучной личностью, какими чертами характера, стремлениями и свойствами он обладает, а также насколько удовлетворен своей жизнью. Профессиональная деятельность парикмахеров требуют особого психологического настроя, способности подстроиться под клиента, понять и угадать его желания, понимания особого результата своей деятельности в каждом индивидуальном случае. Данный результат выражается в правилах «Клиент всегда прав», «Слово клиента — закон» и «Клиент всегда должен быть доволен». Такое положение дел формирует необходимость соответствовать определенным особенностям личности специалиста и его профессионально важным качествам, а также определяет особую специфику взаимодействия с клиентом, отличающего от любых других профессий, относящихся к категории «человек-человек». Всё это несёт в себе определенную нагрузку на профессиональную личностную сферу, в связи с чем сотрудники салонов красоты также как и медицинские работники, педагоги, психологи относятся к группе риска развития синдрома профессионального выгорания. Однако, в современной литературе недостаточно научно-исследовательского материала в области самодиагностики и профилактики профессионального выгорания.

Объект исследования : синдром профессионального выгорания.

Предмет исследования: особенности проявленияпрофессионального выгорания у сотрудников салонов красоты 3-го и 5-го разрядов.

Цель исследования : выявить особенности проявления профессионального выгорания у сотрудников салонов красоты в зависимости от их квалификации.

Гипотеза исследования : существуют различия в уровне креативности, коммуникативного потенциала и мотивации к достижению успеха сотрудников салонов красоты разной квалификации в зависимости от их уровня профессионального выгорания: в большей степени выгорают парикмахеры с низким уровнем креативности, низким коммуникативным потенциалом и низкой мотивацией к достижению успеха, независимо от квалификации.

Методики исследования:

Методики исследования:

1) фактологическая анкета;

2) методика «Диагностика уровня профессионального выгорания» (В. В. Бойко, 2000);

3) методика «Диагностика личностной креативности» (Е. Е. Туник, 1989);

4) методика «Диагностика особенностей общения» (В. Н. Недашковский, 1998);

5) методика «Шкала потребности в достижениях» (Ю. М. Орлова, 1965).

Методы математической статистики:

– U-критерий Манна-Уитни;

– Н-Критерий Крускала-Уоллиса.

Характеристика выборки исследования : В исследовании приняли участие 279 испытуемых, из них 81 мужчина и 198 женщин. Возраст испытуемых — от 23 до 39 лет (средний возраст — 31 год).

Стаж работы испытуемых — от 1 года до 19 лет (средний стаж — 9 лет).

Вся выборка на две группы в зависимости от разрядов испытуемых, которые считаются единицей измерения квалификации мастера:

– Первую группу составили 72 стилиста-парикмахера 5-го разряда (или первого класса) мастерства. Этот статус дает право работать в салонах премиум-, люкс- и VIP-категорий. Особенность этих специалистов заключается в том, что мастера этого уровня способны находить индивидуальные подходы к клиентам, следуют веяниям моды, создают уникальнейшие образы, а не шаблонные стрижки и укладки.

Для того чтобы получить категорию пятого разряда, необходимо соблюсти ряд условий: необходимый опыт работы в статусе специалиста четвертого разряда не менее двух лет, а также диплом об окончании курсов повышения квалификации продолжительностью до 240 часов.

– Во вторую группу были включены мастера-парикмахеры 3-го разряда (или третьего класса) мастерства — 207 испытуемых. Данный разряд присваивается при первоначальном обучении по специальности парикмахера, как правило, при прохождении обучения в государственных учебных учреждениях среднего профессионального образования. Возможен и другой способ получения, когда лицо проходит обучающие курсы в специализированном учебном центре. После окончания курсов выдается сертификат, где отражены сведения о количестве прослушанных часов, а также о присвоенном разряде. Данная учебная категория означает, что мастер-парикмахер обучен первоначальным навыкам подстригания и способен выполнять простые стрижки для женщин, мужчин и детей, а также прически и несложное окрашивание. Такие мастера, как правило, работают в салонах экономкласса и «проходных» парикмахерских.

Эмпирическая база исследования: салоны красоты в г. Москва. Исследование проводилось через онлайн-форму «Google Forms».

Результаты исследования

Впервые синдром выгорания начали изучать с 1974 года. Этому способствовали научные исследования Герберта Дж. Фрейденбергера, в частности, он наблюдал за персоналом (и за собой в том числе) в бесплатной клинике для наркозависимых людей. В это время в журнале социальных проблем ученый представил клиническую концепцию под названием «burnout», что в переводе с английского языка означает «выгорание» [9]. Г. Дж. Фрейденбергер определил «выгорание» как состояние физического и психологического истощения, которое, как правило, формируется в контексте профессиональной деятельности. В дальнейшем исследователь вместе со своей коллегой Г. Норт Фрейденбергер выделил фазы синдрома выгорания [4].

В отечественной психологии феномен выгорания первый начал изучать Б. Г. Ананьев, который в попытках предоставления своих идей в области изучения синдрома выгорания, не нашёл одобрения среди ученых [3]. Однако позже тема синдрома профессионального выгорания не просто стала одной из интересующих учёных проблем, но и стала носить междисциплинарный характер. Феномен «синдром профессионального выгорания» стали изучать с позиции психологии, педагогики, медицины, социологии и юриспруденции. При этом в отечественной науке, наряду к определениям зарубежных психологов, основным определением синдрома выгорания была трактовка Б. Г. Ананьева, который подразумевал под этим психологическим явлением негативное состояние, возникшее в контексте межличностных отношений в профессиональной деятельности людей [1].

По мнению Л. С. Чутко, профессиональное выгорание следует понимать как ответную реакцию человеческого организма, которая возникает непосредственно в процессе продолжительного пребывания в состоянии стресса средней интенсивности при взаимодействиях, касающихся профессиональной деятельности [7]. Д. Мерзлякова считает, что профессиональное выгорание ведёт к обезличиванию межличностных отношений, в результате чего гуманные формы поведения между людьми постепенно пропадают, формируется конфликтное настроение в контексте коммуникаций и угроза для личностного развития [5]. С точки зрения Э. Бикбовой, синдрома эмоционального выгорания следует понимать как состояние профессионального истощения, характеризующейся низкой эффективностью в профессиональной деятельности и обесцениванием труда [2]. При этом Н. В. Козина добавляет, что такие особенности личности присущи только тогда, когда сама личность находится на развернутой фазе истощения. Это говорит о сформированности синдрома профессионального выгорания. В тоже время превалирование показателей по фазам «резистенция» и «напряжение» указывают о запуске механизма компенсаторных способностей с целью адаптации к текущему состоянию. Н. В. Козина в своём исследовании пишет о том, что высокие показатели первой фазы выгорания могут претерпеть обратное развитие, которое под влиянием различных факторов не всегда переходит в фазу «истощение» [8].

Для оценки показателей профессионального выгорания, креативности, коммуникативного потенциала и мотивации достижения успеха испытуемых на соответствие нормальному закону распределения был использован критерий согласия распределения Колмогорова-Смирнова. Анализ полученных данных показал, что значения практически всех анализируемых нами переменных не подчиняются нормальному распределению (p>0,05), поэтому для дальнейшей интерпретации результатов исследования мы можем использовать только непараметрические методы математической статистики.

На основании анализа полученных данных с помощью методики «Диагностика уровня профессионального выгорания» В. В. Бойко можно сделать вывод, что в обеих группах испытуемых (специалистов 3-го и 5-го разрядов) практически все симптомы профессионального выгорания находятся в стадии формирования. Исключение составляют симптомы, «неудовлетворенность собой» и «загнанность в клетку» в обеих группах, а также симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств» в группе парикмахеров-стилистов 5-го разряда, значения по которым свидетельствуют об их несформированности. Кроме того, показатели выраженности симптомов «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «редукция профессиональных обязанностей» в обеих группах, а также симптома «расширение сферы экономии эмоций» в группе парикмахеров 3-го разряда, выше средних значений, что говорит об их сформированности. Статистически значимыми являются различия, которые были установлены при помощи U-критерия Манна-Уитни, в профессиональном выгорании по симптомам переживания психотравмирующих обстоятельств, тревоги и депрессии, а также неадекватного избирательного эмоционального реагирования.

При этом, в обеих группах практически все фазы СПВ находятся в стадии формирования, а общий уровень выгорания соответствует средним значениям. Исключение составляет фаза напряжения, которая в группе парикмахеров-стилистов не сформирована. Ведущей в общей картине синдрома профессионального выгорания является фаза резистенции — по этой фазе были получены наиболее высокие, по сравнению с остальными фазами, значения в обеих группах. Более того, в большей степени фазы профессионального выгорания сформированы в группе парикмахеров 3-го разряда. В целом у большинства принявших участие в исследовании сотрудников салонов красоты средний уровень профессионального выгорания. При этом парикмахеров 3-го разряда с высоким уровнем больше почти в два раза, чем парикмахеров-стилистов 5-го разряда. Различия являются статистически значимыми по фазе резистенции, а также по уровню профессионального выгорания.

Для проверки гипотезы о наличии различий в уровне креативности, коммуникативного потенциала и мотивации к достижению успеха сотрудников салонов красоты разной квалификации в зависимости от их уровня профессионального выгорания каждая группа испытуемых с разным уровнем квалификации была разделена на подгруппы в зависимости от уровня выгорания:

группа парикмахеров-стилистов 5-го разряда:

– в подгруппу «низкий уровень выгорания» были включены 25 испытуемых;

– подгруппу «средний уровень выгорания» составил 41 испытуемый;

– в подгруппу «высокий уровень выгорания» вошли 6 испытуемых.

группа парикмахеров 3-го разряда:

– в подгруппу «низкий уровень выгорания» были включены 44 испытуемых;

– подгруппу «средний уровень выгорания» составили 133 испытуемых;

– в подгруппу «высокий уровень выгорания» вошли 30 испытуемых.

Дальнейший сравнительный анализ проводился по каждой группе сотрудников салонов красоты в зависимости от их уровня квалификации.

В таблице 1 представлены средние значения показателей креативности, полученные в ходе тестирования по методике «Диагностика личностной креативности» Е. Е. Туник парикмахеров-стилистов 5-го уровня в зависимости от их уровня профессионального выгорания.

Таблица 1

Средние значения показателей креативности

Показатели

Низкий уровень выгорания

Средний уровень выгорания

Высокий уровень выгорания

Средние по данным Е. Е. Туник

Любознательность

22,6

19,8

18,6

13,9–21,7

Воображение

22,1

20,3

22,8

10,8–20,4

Сложность

21,8

19,4

21,5

12,8–21,6

Склонность к риску

26,0

19,2

20,6

12,8–21,2

Личностная креативность

92,6

78,9

83,6

51,6–83,6

Анализ данных таблицы 1 свидетельствует о том, что у большинства парикмахеров-стилистов 5-го разряда с низким уровнем выгорания показатели креативности соответствуют высокому уровню по всем шкалам методики. В группах со средним и высоким уровнем профессионального выгорания мы наблюдаем средние показатели креативности практически по всем шкалам методики, за исключением шкалы воображения, значения по которой распределились в зоне средних значений.

В тоже время наиболее высокие показатели креативности по всем шкалам методики зафиксированы в группе парикмахеров-стилистов с низким уровнем профессионального выгорания. Наименьшие показатели по шкалам воображения, сложности и склонности к риску отмечены в группе испытуемых со средним уровнем выгорания, а по шкале любознательности — в группе испытуемых с высоким уровнем профессионального выгорания.

Проверим, являются ли выявленные различия статистически значимыми, при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса. Результаты расчетов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты статистической обработки результатов исследования креативности при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса

Показатели

Достоверность статистики

Н-критерий

Уровень различий

Любознательность

7,607

0,022*

Воображение

2,674

0,263

Сложность

5,014

0,082

Склонность к риску

7,581

0,023*

Личностная креативность

9,994

0,007**

Примечание: * — различия значимы на уровне ≤0,05

** — различия значимы на уровне ≤0,01

Итак, в группе парикмахеров-стилистов 5-го разряда статистически значимыми в зависимости от их уровня профессионального выгорания являются различия по таким показателям креативности, как: любознательность, склонность к риску, а также по общему уровню личностной креативности.

В таблице 3 представлены средние значения показателей коммуникативного потенциала, полученные в ходе тестирования по методике «Диагностика особенностей общения» (В. Н. Недашковский) парикмахеров-стилистов 5-го уровня в зависимости от их уровня профессионального выгорания.

Таблица 3

Средние значения показателей коммуникативного потенциала

Показатели

Группы

Низкий уровень выгорания

Средний уровень выгорания

Высокий уровень выгорания

Умение понимать собеседника

3,1

2,0

2,3

Умение воспринимать и понимать себя

1,9

1,8

2,3

Умение строить межличностные границы

1,5

1,8

1,9

Особенности посланий в общении

3,0

2,1

1,2

Общий уровень сформированности коммуникативного потенциала

2,4

2,0

1,9

Анализ данных таблицы 3 свидетельствует о том, что у большинства парикмахеров-стилистов 5-го разряда, независимо от уровня профессионального выгорания, средние показатели уровня развития коммуникативного потенциала практически по всем шкалам методики. Однако по шкалам умения понимать собеседника и особенностям посланий в общении в группе испытуемых с низким уровнем выгорания показатели соответствуют высокому уровню развития. А в группе парикмахеров-стилистов с высоким уровнем профессионального выгорания показатели ниже средних по шкале особенностей посланий в общении.

Проверим, являются ли эти различия статистически значимыми, при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса (таблица 4).

Таблица 4

Результаты статистической обработки данных исследования коммуникативного потенциала при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса

Показатели

Достоверность статистики

Н-критерий

Уровень различий

Умение понимать собеседника

14,835

0,001**

Умение воспринимать и понимать себя

0,997

0,607

Умение строить межличностные границы

1,114

0,573

Особенности посланий в общении

9,274

0,010**

Общий уровень сформированности коммуникативного потенциала

3,583

0,167

Примечание: * — различия значимы на уровне ≤0,05

** — различия значимы на уровне ≤0,01

Итак, в группе парикмахеров-стилистов 5-го разряда статистически значимыми в зависимости от их уровня профессионального выгорания являются различия по таким показателям коммуникативного потенциала, как: умение понимать собеседника и особенности посланий в общении.

В таблице 5 представлены средние значения уровня потребности в достижениях испытуемых обеих групп, полученные в ходе тестирования по методике «Шкала потребности в достижениях» (Ю. М. Орлова).

Таблица 5

Средние значения показателей потребности в достижениях и результаты статистической обработки этих данных при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса

Показатели

Группы

Достоверность статистики

Низкий уровень выгорания

Средний уровень выгорания

Высокий уровень выгорания

Н-критерий

Уровень

различий

Потребность в достижениях

15,8

16,0

14,5

0,396

0,821

Исходя из данных таблицы 5, в группах парикмахеров-стилистов с низким и средним уровнем профессионального выгорания высокий уровень потребности достижений, в группе сотрудников с высоким уровнем выгорания — средний уровень потребности достижений.

Результаты статистической обработки данных тестирования по данной методике при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса позволил выявить различия в уровне потребности в достижениях у парикмахеров-стилистов 5-го уровня в зависимости от их уровня профессионального выгорания не являются статистически значимыми.

Таким образом, на данном этапе исследования были выявлены статистически значимые различия в следующих личностных особенностях парикмахеров-стилистов 5-го разряда в зависимости от их уровня профессионального выгорания: любознательность (≤0,05), склонность к риску (≤0,05), общий уровень личностной креативности (≤0,01), умение понимать собеседника (≤0,01) и особенности посланий в общении (≤0,01).

В таблице 6 представлены средние значения показателей креативности, полученные в ходе тестирования по методике «Диагностика личностной креативности» Е. Е. Туник парикмахеров 3-го уровня в зависимости от их уровня профессионального выгорания.

Таблица 6

Средние значения показателей креативности

Показатели

Группы

Средние по данным Е. Е. Туник

Низкий уровень выгорания

Средний уровень выгорания

Высокий уровень выгорания

Любознательность

11,9

10,1

9,6

13,9–21,7

Воображение

12,1

9,4

11,0

10,8–20,4

Сложность

12,3

9,5

10,1

12,8–21,6

Склонность к риску

11,7

10,5

9,3

12,8–21,2

Личностная креативность

48,1

39,7

40,1

51,6–83,6

Анализ данных таблицы 6 свидетельствует о том, что у парикмахеров 3-го разряда практически по всем шкалам методики, а также по общему уровню показатели креативности соответствуют низкому уровню, независимо от уровня профессионального выгорания. Исключение составила шкала воображения, значения по которой в группе парикмахеров с низким и высоким уровнем выгорания распределились в зоне средних значений.

На рисунке 1 отражены средние значения уровня личностной креативности по группам парикмахеров 3-го разряда с разным уровнем профессионального выгорания.

Средние значения показателей креативности (общий показатель личностной креативности)

Рис. 1. Средние значения показателей креативности (общий показатель личностной креативности)

На рисунке 1 наглядно видны различия в уровне креативности испытуемых разных подгрупп: наиболее высокие показатели зафиксированы в группе парикмахеров с низким уровнем профессионального выгорания, наименее высокие — со средним уровнем выгорания.

Проверим, являются ли выявленные различия статистически значимыми, при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса (таблица 7).

Таблица 7

Результаты статистической обработки данные исследования креативности при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса

Показатели

Достоверность статистики

Н-критерий

Уровень различий

Любознательность

5,123

0,077

Воображение

14,294

0,001**

Сложность

9,768

0,008**

Склонность к риску

9,115

0,010*

Личностная креативность

7,015

0,030*

Примечание: * — различия значимы на уровне ≤0,05

** — различия значимы на уровне ≤0,01

Итак, в группе парикмахеров 3-го разряда статистически значимыми в зависимости от их уровня профессионального выгорания являются различия по таким показателям креативности, как: воображение, сложность, склонность к риску, а также по общему уровню личностной креативности.

В таблице 8 представлены средние значения показателей коммуникативного потенциала, полученные в ходе тестирования по методике «Диагностика особенностей общения» (В. Н. Недашковский) парикмахеров 3-го уровня в зависимости от их уровня профессионального выгорания.

Таблица 8

Средние значения показателей коммуникативного потенциала

Показатели

Группы

Низкий уровень выгорания

Средний уровень выгорания

Высокий уровень выгорания

Умение понимать собеседника

2,7

2,0

2,2

Умение воспринимать и понимать себя

2,3

2,0

2,2

Умение строить межличностные границы

1,9

1,7

2,0

Особенности посланий в общении

2,4

1,8

2,0

Общий уровень сформированности коммуникативного потенциала

2,4

1,9

2,1

Анализ данных таблицы 8 свидетельствует о том, что у большинства парикмахеров 3-го разряда, независимо от уровня профессионального выгорания, средние показатели уровня развития коммуникативного потенциала по всем шкалам методики.

Проверим, являются ли эти различия статистически значимыми, при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса (таблица 9).

Таблица 9

Результаты статистической обработки данных исследования коммуникативного потенциала при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса

Показатели

Достоверность статистики

Н-критерий

Уровень различий

Умение понимать собеседника

13,985

0,001**

Умение воспринимать и понимать себя

1,410

0,494

Умение строить межличностные границы

1,392

0,499

Особенности посланий в общении

6,792

0,034*

Общий уровень сформированности коммуникативного потенциала

11,197

0,004**

Примечание: * — различия значимы на уровне ≤0,05

** — различия значимы на уровне ≤0,01

Итак, в группе парикмахеров 3-го разряда статистически значимыми в зависимости от их уровня профессионального выгорания являются различия по таким показателям коммуникативного потенциала, как: умение понимать собеседника, особенности посланий в общении, а также по общему уровню сформированности коммуникативного потенциала.

В таблице 10 представлены средние значения уровня потребности в достижениях испытуемых обеих групп, полученные в ходе тестирования по методике «Шкала потребности в достижениях» (Ю. М. Орлова).

Таблица 10

Средние значения показателей потребности в достижениях

Показатели

Группы

Низкий уровень выгорания

Средний уровень выгорания

Высокий уровень выгорания

Потребность в достижениях

11,2

6,9

6,7

Исходя из данных таблицы 10, в группах парикмахеров 3-го разряда, независимо от уровня профессионального выгорания, низкий уровень потребности достижения успеха.

В таблице 11 отражены результаты статистической обработки результатов тестирования по данной методике при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса.

Таблица 11

Результаты статистической обработки данных исследования потребности в достижениях при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса

Показатели

Достоверность статистики

Н-критерий

Уровень различий

Потребность в достижениях

14,741

0,001**

Примечание: * — различия значимы на уровне ≤0,05

** — различия значимы на уровне ≤0,01

Итак, различия в уровне потребности в достижениях у парикмахеров 3-го уровня в зависимости от их уровня профессионального выгорания являются статистически значимыми на высоком уровне значимости.

Таким образом, на данном этапе исследования были выявлены статистически значимые различия в следующих личностных особенностях парикмахеров 3-го разряда в зависимости от их уровня профессионального выгорания: воображение (≤0,01), сложность (≤0,01), склонность к риску (≤0,05), общий уровень личностной креативности (≤0,05), умение понимать собеседника (≤0,01), особенности посланий в общении (≤0,05), общий уровень сформированности коммуникативного потенциала (≤0,01) и потребность в достижениях (≤0,01).

Таким образом, на данном этапе исследования мы приходим к выводу, что гипотеза нашего исследования — существуют различия в уровне креативности, коммуникативного потенциала и мотивации к достижению успеха сотрудников салонов красоты разной квалификации в зависимости от их уровня профессионального выгорания: в большей степени выгорают парикмахеры с низким уровнем креативности, низким коммуникативным потенциалом и низкой мотивацией к достижению успеха, независимо от квалификации, — подтверждена частично.

В ходе тестирования испытуемых по методике «Диагностика уровня профессионального выгорания» В. В. Бойко установлено, что 34,7 % парикмахеров-стилистов 5-го разряда и 21,3 % парикмахеров 3-го разряда имеют низкий уровень выгорания, то есть большинству их них не свойственны переживания пресыщенности работой и неудовлетворенность жизнью. Как правило, они испытывают позитивные чувства к окружающим их людям и хорошо ладят как с клиентами, так и с коллегами. Однако периодически у них проявляется сглаживание и приглушение остроты чувств, все реже проявляются положительные эмоции и появляется некоторая отстраненность в отношениях как с коллегами по работе и клиентами, так и с членами семьи, нередко возникает состояние тревожности и неудовлетворенности жизнью.

Анализ результатов тестирования по методике «Диагностика личностной креативности» Е. Е. Туник показал, что в группе парикмахеров-стилистов 5-го разряда показатели креативности соответствуют высокому уровню, а в группе парикмахеров 3-го разряда — низкому уровню. Полученные результаты, на наш взгляд, закономерны, поскольку высококлассному мастеру, кроме умения стричь и делать прически, необходимо быть творческой личностью, заранее представляя готовый результат. Для этого придется включить всю свою фантазию и выполнить работу в соответствии с требованиями клиента. Таких мастеров отличает не только высокий уровень профессионализма, но и способность найти индивидуальный подход к каждому клиенту. Они следят за новинками в индустрии красоты, знают все самые последние тенденции в области парикмахерского искусства. Это художники, создающие настоящие шедевры на волосах. И чем выше статус салона, в котором работают парикмахеры, чем выше уровень обслуживания клиентов, тем более востребованы творческие способности мастеров.

Выявлены также различия в уровне креативности испытуемых обеих групп в зависимости от их уровня профессионального выгорания. Так, в группе парикмахеров-стилистов 5-го разряда статистически значимыми являются различия по таким показателям креативности, как: любознательность, склонность к риску, а также по общему уровню личностной креативности. А в группе парикмахеров 3-го разряда — по показателям воображения, сложности, склонности к риску, а также общему уровню личностной креативности.

Следовательно, как у парикмахеров-стилистов 5-го разряда, так и парикмахеров 3-го разряда, наблюдается следующая тенденция: чем чаще и активнее они отстаивают свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставят перед собой высокие цели и пытаются их осуществить; допускают для себя возможность ошибок и провалов; любят изучать новые вещи или идеи и не поддаются чужому мнению; предпочитают иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится, тем в меньшей степени они подвержены профессиональному выгоранию.

Менее подвержены выгоранию также те парикмахеры 3-го разряда, которые мечтают о посещении различных мест, любят думать о явлениях, с которыми не сталкивались, видят необычное в обычных вещах, часто испытывают удивление по поводу различных идей и событий. Эти мастера проявляют интерес к сложным вещам и идеям; любят ставить перед собой трудные задачи и изучать что-то без посторонней помощи; проявляют настойчивость, чтобы достичь своей цели.

Что касается парикмахеров-стилистов 5-го разряда, то в меньшей степени выгорают те из них, которым нравится изучать новое, искать различные новые пути и варианты решения стоящих перед ними задач, изучают различную литературу, чтобы познать как можно больше.

В ходе тестирования по методике «Диагностика особенностей общения» (В. Н. Недашковский) было установлено, что в обеих группах испытуемых средние показатели уровня развития коммуникативного потенциала. Однако по шкалам умения понимать собеседника и особенностям посланий в общении в группе парикмахеров-стилистов 5-го разряда с низким уровнем профессионального выгорания показатели соответствуют высокому уровню развития. Эти различия являются статистически значимыми.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что, независимо от квалификации мастеров, чем охотнее они слушают клиентов, достаточно терпеливы в общении с ними, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости, тем реже они выгорают. Специалисты с низким уровнем профессионального выгорания без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В целом, они характеризуются как весьма общительные, любопытные, разговорчивые люди, которые всегда в курсе всех дел, берутся за любое дело, которые любят принимать участие во всех дискуссиях, охотно берут слово по любому вопросу, даже если имеют о нем поверхностное представление, и которые всюду чувствуют себя в своей тарелке.

И, напротив, замкнутые, неразговорчивые мастера, которые предпочитают одиночество, а необходимость новых контактов надолго выводит их из равновесия, как правило, характеризуются высоким уровнем профессионального выгорания, не получая удовлетворения от своей деятельности.

При этом парикмахеров-стилистов 5-го разряда с низким уровнем выгорания отличает хорошо развитая способность понимать собеседника, партнера по общению. Они характеризуются однозначностью, ясностью посланий, открытой, искренней личностной позиции в общении. И это закономерно: мастер-парикмахер должен обладать коммуникабельностью, так как для выполнения работы потребуется обсуждение с клиентом его пожеланий и предложений или иных интересных тем, ведь чем общительнее будет парикмахер, тем большего расположения он к себе заслужит и в дальнейшем обзаведется большим количеством постоянных клиентов.

В ходе тестирования по методике «Шкала потребности в достижениях» (Ю. М. Орлова) установлено следующее: в группах парикмахеров-стилистов 5-го разряда с низким и средним уровнем профессионального выгорания высокий уровень потребности достижений, в группе сотрудников с высоким уровнем выгорания — средний уровень потребности достижений. При этом эти различия не являются статистически значимыми. Что касается группы парикмахеров 3-го разряда, то, независимо от уровня профессионального выгорания, у них низкий уровень потребности достижения успеха, при этом различия являются статистически значимыми на высоком уровне значимости.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинству парикмахеров-стилистов 5-го разряда, независимо от уровня выгорания, свойственна высокая настойчивость в достижении целей, стремление получить удовольствие от успеха. Что касается парикмахеров 3-го разряда, то им характерно допущение возможности работать без высокой самоотдачи, маловыраженное стремление сделать дело лучше. При этом чем менее настойчивы эти сотрудники салонов красоты в достижении цели, чем чаще склонны раздражаться профессиональной деятельностью, характеризуются отсутствием стремления получить удовольствие от успеха, привычкой плохо работать и нежеланием сделать дело как можно лучше, тем в большей степени они подвержены профессиональному выгоранию. Вероятно, это можно объяснить тем, что в «проходных» парикмахерских, ориентированных на массового потребителя, в которых чаще всего работают парикмахеры 3-го разряда, как правило, нет атмосферы творчества, здесь стригут исключительно ради денег, не заботясь о чувстве стиля. В хороших салонах, наоборот, мастера всегда в курсе событий в мире моды, следят за новыми коллекциями стрижек, предлагают их клиентам, следят за творчеством известных парикмахеров, работают на лучших красителях, лучшими инструментами. У них широкое поле для экспериментов, им интересно работать, и, главное, есть к чему стремиться.

Выводы

  1. У большинства принявших участие в исследовании сотрудников салонов красоты средний уровень профессионального выгорания (64,3 % и 56,9 % соответственно). При этом парикмахеров 3-го разряда с высоким уровнем больше почти в два раза (14,5 %), чем парикмахеров-стилистов 5-го разряда (8,3 %). Различия являются статистически значимыми по фазе резистенции (≤0,05), а также по уровню профессионального выгорания (≤0,05).
  2. В группе парикмахеров-стилистов 5-го разряда выявлены следующие результаты:

– у большинства испытуемых (83,6 %) с низким уровнем выгорания показатели креативности соответствуют высокому уровню по всем шкалам методики; в группах со средним и высоким уровнем выгорания — средние показатели креативности практически по всем шкалам методики, за исключением шкалы воображения, значения по которой распределились в зоне средних значений; статистически значимыми являются различия по показателям любознательности (≤0,05), склонности к риску (≤0,05), общему уровню личностной креативности (≤0,01);

– у большинства испытуемых, независимо от уровня профессионального выгорания, средние показатели уровня развития коммуникативного потенциала практически по всем шкалам методики, однако по шкалам умения понимать собеседника (3,1 балла) и особенностям посланий в общении (3 балла) в группе испытуемых с низким уровнем выгорания показатели соответствуют высокому уровню развития, а в группе парикмахеров-стилистов с высоким уровнем выгорания показатели ниже средних по шкале особенностей посланий в общении (1,2 балла); статистически значимыми являются различия по умению понимать собеседника (≤0,01) и особенностям посланий в общении (≤0,01);

– в подгруппах с низким и средним уровнем профессионального выгорания высокий уровень потребности достижений (15,8 баллов и 16 баллов соответственно), в подгруппе сотрудников с высоким уровнем выгорания — средний уровень потребности достижений (14 баллов); различия не являются статистически значимыми.

  1. В группе парикмахеров 3-го разряда выявлены следующие результаты:

– показатели креативности соответствуют низкому уровню, независимо от уровня профессионального выгорания, при этом наиболее высокие показатели (48,1 баллов) зафиксированы в группе парикмахеров с низким уровнем профессионального выгорания, наименее высокие — со средним уровнем выгорания; статистически значимыми являются различия по показателям воображения (≤0,01), сложности (≤0,01), склонности к риску (≤0,05), общему уровню личностной креативности (≤0,05);

– наиболее высокие показатели уровня развития коммуникативного потенциала зафиксированы в подгруппе парикмахеров с низким уровнем профессионального выгорания по шкалам умения понимать собеседника (2,7 балла), особенностей посланий в общении (2,4 балла), по общему уровню коммуникативного потенциала (2,4 балла); статистически значимыми являются различия по умению понимать собеседника (≤0,01), особенностям посланий в общении (≤0,05), общему уровню сформированности коммуникативного потенциала (≤0,01);

– независимо от уровня профессионального выгорания, у большинства парикмахеров низкий уровень потребности достижения успеха; при этом различия по подгруппам в зависимости от уровня профессионального выгорания являются статистически значимыми (≤0,01).

Таким образом, при проведении исследования нами были решены все задачи, цель достигнута, гипотеза частично подтверждена. Тем не менее, материал данной работы можно использовать в психотерапевтической работе по проблемам профессионального выгорания сотрудников салонов красоты. Эмпирические данные также могут служить основой для подготовки научных докладов, статей, методических пособий для практикующих психологов и психотерапевтов.

Стоит отметить, что благодаря исследуемому материалу обозначились дальнейшие пути в области решения проблем профессионального выгорания сотрудников салонов красоты:

– разработка и апробация психокоррекционной программы по проблеме профессионального выгорания;

– исследование социально-психологического климата в организации как основного фактора возникновения профессионального выгорания сотрудников;

– привлечение научного внимания к разработке экспресс-тестов профессиональной деформации сотрудников с целью своевременной профилактики данной проблемы.

Литература:

  1. Белугина М. А., Конькова С. И. Личностные факторы эмоционального выгорания матерей. [Текст] ‒ М.: Психология когнитивных процессов. 2020. № 9. С. 99111.
  2. Бикбова Э. Особенности синдрома эмоционального выгорания спортсменов. [Текст] ‒ Рига: LAP Lambert Academic Publishing: 2011 44 с.
  3. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 3-е изд. [Текст]– СПб.: Питер, 2017. — 344 с.
  4. Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания. [Текст] ‒ М.: «Психотерапия», № 11,  2003.  10 с.
  5. Мерзлякова Д. Психическое выгорание педагога. [Текст] ‒ Рига: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. ‒ 160 с.
  6. Пронин С. В. Эмоциональное выгорание у операторов call-центра во взаимосвязи с психосоциальными производственными факторами / С. В. Пронин, М. Г. Чухрова, А. Н. Султанова, Д. В. Михайлова [Текст] ‒ Алма-Аты: Медицина Кыргызстана. 2020.  № 4.  С. 5052.
  7. Чутко Л. С., Живолупов, С. А. Синдром менеджера. Офисная болезнь. [Текст] ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2017.  288 с.
  8. Чутко Л. С., Козина, Н. В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. [Текст] ‒ М.: МЕДпресс-информ; 2014. — 256 с.
  9. de Vente, Wieke; van Amsterdam, Jan G. C.; Olff, Miranda; Kamphuis, Jan H.; Emmelkamp, Paul M. G. (October 2015). «Burnout Is Associated with Reduced Parasympathetic Activity and Reduced HPA Axis Responsiveness, Predominantly in Males». BioMed Research International. 2015: 431725.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное выгорание, коммуникативный потенциал, уровень выгорания, личностная креативность, уровень, общий уровень, группа парикмахеров, группа парикмахеров-стилистов, различие, особенность посланий.


Похожие статьи

Задать вопрос