Методы психокоррекции детей с ограниченными возможностями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Афонина, С. А. Методы психокоррекции детей с ограниченными возможностями / С. А. Афонина, А. В. Слепенкова, О. В. Никифорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111431/ (дата обращения: 11.05.2024).



Дети с ограниченными возможностями нуждаются в особом внимании и поддержке для развития своих навыков и адаптации в обществе. Методы психокоррекции играют важную роль в помощи таким детям в преодолении трудностей и достижении своего потенциала. В данной статье рассмотрим несколько эффективных методов психокоррекции детей с ограниченными возможностями.

  1. Индивидуальный подход в работе с детьми продолжает оставаться самой актуальной теоретической и практической проблемой. Ограниченные возможности здоровья не позволяют таким детям овладевать знаниями, умениями, необходимыми навыками при фронтальной форме обучения. Они, в силу указанных причин, особо нуждаются в индивидуальном подходе.

Каждый ребенок уникален, поэтому важно учитывать его особенности, потребности и способности при разработке программы психокоррекции. Специалисты проводят тщательное наблюдение и анализ, чтобы определить сильные и слабые стороны ребенка и разработать индивидуальную программу, которая будет наиболее эффективной для его развития. Эффективность методов психокоррекции с детьми с ОВЗ зависит от организации педагогического процесса, в котором любое воздействие специалиста основывается на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. [1]

Каждый ребенок может обучаться и усваивать материал по-разному (в разных условиях, с различным темпом). Очень важно выработать у ребёнка заинтересованность и положительное отношение к заданию, которое предлагает педагог, поэтому в начале работы используется игровая деятельность и дидактический материал. Необходимо давать задания, с которыми он справится, поощрять незначительные успехи, стимулировать практическую деятельность.

На индивидуальном занятии ребёнок чувствует себя более свободно, комфортно, что даёт возможность более раскрыться, спросить лишний раз, работать в силу своих возможностей. Именно такая практика помогает добиться больших успехов в освоении материала.

Такие приемы помогают каждому ребёнку осознать свою индивидуальность, оценивать свои сильные стороны, а слабые изменить и поправить.

  1. Одним из условий психического развития ребёнка является общение. Именно оно влияет на результат различных видов деятельности детей, оказывает влияние на становление личности ребёнка. Один из основных аспектов психокоррекции детей с ограниченными возможностями — это развитие и улучшение их коммуникативных навыков. Специалисты используют различные методы, такие как альтернативные и дополнительные коммуникационные системы, речевая терапия, использование жестов и символов, чтобы помочь детям выражать свои мысли и чувства, а также улучшить их способность понимать и взаимодействовать с окружающими. При формировании коммуникативных навыков обязательно учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Работа по развитию коммуникативных навыков должна быть ежедневной и неразрывно включать многие виды деятельности: игры, художественную и творческую деятельность, во время занятий, на прогулках, в различных режимных моментах, развлекательных мероприятиях и т. д.

Во время коррекционной деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи. Дети учатся слушать и думать, выражают свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики. Для детей с ОВЗ желательно создавать игровые ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь, даже лепетную. Нужно заставлять повторять отдельные слоги, слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы.

Таким образом, дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами, становятся более общительными, открытыми, активными, уверенными, что делает их более адаптированными в обществе.

  1. Сенсорная интеграция:
  2. Дети с ограниченными возможностями часто имеют проблемы с сенсорной интеграцией, то есть с обработкой информации от различных чувствительных систем. Методы сенсорной интеграции, такие как терапия глубокого давления, вибрационная терапия и игры с использованием различных текстур, могут помочь детям лучше регулировать свое поведение, снизить чувствительность к определенным стимулам и улучшить восприятие окружающего мира. Цветотерапия и звукотерапия повышают уровень коммуникативной сферы детей, их эмоциональную отзывчивость. Сказкотерапия и игры с песком способствуют развитию творческих способностей, расширяя сознание и воображение. Хорошо зарекомендовал себя Монтессори-материал. Привлекательные и простые пособия в применении позволяют детям с ОВЗ реализовать принцип самообучения, добиться того, что ребенок смог обнаружить и исправить свою ошибку, развивая волю, терпение и наблюдательность, приобретая знания и, что самое главное, упражняя собственную активность.
  3. Помимо возможности учиться и развиваться каждому ребенку следует предоставить возможность играть, то есть в свободной и интересной для него форме познавать и изучать мир. Полученный в ходе игры опыт в силу эмоциональной окрашенности и высокой мотивационной значимость с большей вероятностью становиться личным опытом ребенка. Игровая терапия является эффективным методом психокоррекции детей с ограниченными возможностями. Она основана на использовании игры как средства для развития коммуникационных, социальных и когнитивных навыков. Специалисты создают структурированные направление в своей работе, каждое из которых, в сою очередь, включает несколько задач:

Развитие личности ребенка. Задачи в развитие осознания собственного тела, желаний, формирование саморегуляции, развитие произвольности.

Развитие взаимодействия с другими . Задачи состоят в формировании навыков общения с сверстниками, развитие эмоционального контакта и интереса к другим людям, формирование способов поведения.

Развитие деятельности с предметами . Развитие продуктивной и конструктивной деятельности, формирование умения действовать с предметами-заместителями, эмоциональное проживание действий.

Конечно, помимо перечисленных задач, игровые психокоррекционные занятия будут способствовать и развитию собственной игровой деятельности ребенка. Для максимальной эффективности психокоррекционных игровых занятий необходимо, доброжелательное отношение со стороны специалиста, готового следовать за ребенком, учитывая его желания как партнера по игре [4].

Следует помнить, что не все дети с особенностями в развития обладают равным темпом, поэтому наметить конкретные сроки перехода с одного этапа игры на другой, от одного уровня игрового взаимодействия к другому затруднительно. С целью упрощения мы считаем, необходимым придерживаться последовательности приемов в игровой интеграции. Сначала параллельная игра рядом с ребенком, затем присоединение к игре ребенка, следующий этап вмешательство в игру ребенка, создание препятствий в игровой деятельности, потом освоение новых игровых элементов и игр, и в заключении выбор ребенком одной из нескольких предлагаемых игр.

Литература:

  1. Л. Г. Яковлева. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб: ВАЛЕРИ СПД; — М.: ТЦ Сфера, 2002 -212с.
  2. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. Формирование коммуникации дошкольников с ОВЗ.// Современные проблемы науки и образования № 3- 2014.
  3. К. Мустак. Игровая терапия \ пер.с англ.- СПб.: Речь, 2000.
  4. О. А. Карабанова. Игра в коррекции психического развития ребенка. — М.: Рос.пед.о-во, 1997.
  5. Т. В. Селищева. Коррекционно-развивающие занятия в полифункциональной интерактивной среде сенсорной комнаты.- Волгоград: Учитель.-192с.
  6. Муратов, А. В. К вопросу о факторах общественной поддержки политического лидера (на примере В. В. Путина) / А. В. Муратов. — Текст: электронный // Cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-faktorah-obschestvennoy-podderzhki-politicheskogo-lidera-na-primere-v-v-putina (дата обращения: 20.02.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, возможность, развитие, сенсорная интеграция, игра, игра ребенка, игровая деятельность, индивидуальный подход, окружающий мир, эффективный метод психокоррекции детей.


Похожие статьи

Задать вопрос