Развитие компетенций родителей в области здоровьесбережения детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 18.02.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Константинова, Е. А. Развитие компетенций родителей в области здоровьесбережения детей младшего школьного возраста / Е. А. Константинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111397/ (дата обращения: 12.05.2024).



В статье автор раскрывает возможное взаимодействие родителей и педагогов в использовании здорьесбережения детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: родители, компетенции, здровьесбережение, взаимодействие.

Одной из основных задач в рамках системы образования является проблема здоровьесбережения младших школьников. Однако рассматривать ее нужно в более широком аспекте социальных институтов, так как ребенок, являясь предметом воспитательного воздействия, включается в различные социальные системы с самого рождения. [1, с. 125–147]

Глобальные изменения мировой экономики, интеграция в системе отечественного образования, внедрение мирового опыта, в оценке результативности образовательной деятельности привели к замене понятий «образованность», «воспитанность», на «компетентность» и «компетенция». По этой причине в систему школьного образования прочно вошли новые понятия компетентность/ компетенция. Этот процесс повлек за собой ряд системных изменений в содержании и качестве подготовки лиц, задействованных в воспитании и образовании.

Основными критериями профессиональной подготовки педагогов стали компетенции, а образовательный процесс — профессиональными компетенциями.

Статья 18 «Закона об образовании» определяет родителей первыми педагогами, которые обязаны заложить основы нравственности, физического, интеллектуального развития ребенка с рождения [3]. Таким образом, полномочия родителей как педагогов должны соответствовать общим стандартам. Поэтому появляется возможность заявить о таком педагогическом понятии как «компетентность родителей». Рассматривать это понятие можно в разных аспектах. Главное, нужно понимать, на кого ложится ответственность за формирование этой компетенции в области здоровьесбережения и каков будет результат.

Что же включает в себя родительская компетенция? Это, конечно же, овладение определенным комплектом знаний, умений, дающих возможность выполнять разнообразные семейные функции на разных этапах жизни семьи, интеграция различных психолого-педагогических составляющих данного процесса.

Вопросы «компетентности» имеют широкое научное исследование. В современной отечественной и зарубежной науке имеется большое количество научных изысканий по этой проблематике. Общность этих научных трудов заключается в том, что понятие «компетентности родителей» появившееся относительно недавно, заставляет по-новому взглянуть на вопросы воспитания в семье, в образовательном учреждении, а также сотрудничества семьи и образовательного учреждения по вопросам воспитания ребенка. На современном этапе развития общества для успешного осуществления воспитательной функции семьи недостаточно стихийно полученного опыта предыдущих поколений или в процессе жизнедеятельности. Необходим качественно другой уровень, близкий к профессиональному.

Формирование «компетентности родителей» в области здоровьесбережения включает в себя три структурных компонента: информационный, деятельностный, личностно-мотивационный.

Поэтому важная роль отводится институтам образования.

Процесс взаимодействия педагога и родителя предполагает совместную деятельность по регулированию, согласованию, корректированию форм, методов, целей воспитания в семье и образовательном учреждении [5, с. 45].

Таким образом особую роль в этом взаимодействии играет педагогическое просвещение, которое в области здоровьесбережения реализуется в проведении информационно-просветительской работы, совместном участии в конкурсах и выставках. Причем, в этой работе нет системности или преемственности действий.

Педагог осуществляет заботу о здоровье школьника настолько, насколько это предусматривает образовательная программа. Родители осуществляют подобную деятельность на основе собственных ценностей, установок. Такое взаимодействие носит отрывочный предметный характер, который сводится лишь к информированию родителя. В рамках данной формы может успешно формироваться информационный компонент, о котором говорилось ранее.

Помимо педагогической поддержки и педагогического просвещения, взаимодействие в образовательном пространстве педагогов и родителей может осуществляться на основе сотрудничества, партнерства. Если рассматривать само по себе понятие «взаимодействие», то оно подразумевает двусторонние отношения.

На рубеже 20–21 века все более актуальным становится вопрос конструирования отношений между семьей и школой, предусматривающих партнерство, сотрудничество. Для современного образования важно не формальное взаимодействие, а кооперативные отношения, то есть включение в совместную деятельность.

Особой формой таких отношений является партнерство. Оно определяется такими параметрами, как:

1) заинтересованность родителей жизнью, здоровьем и развитием ребенка, что находит отражение в воспитании. Такой родитель будет заинтересован в квалифицированной помощи при решении ряда педагогических проблем, а также в коррекционного внешнего воздействия, направленного как на развитие ребенка, так и самого взрослого.

2) готовность родителей к взаимодействию со школой с пониманием того, что деятельность семьи и школы по воспитанию и образованию ребенка имеет качественные отличия, однако выступает взаимодополняющей друг друга. При высокой степени готовности родителей к сотрудничеству со школой возникают такие формы сотрудничества, как родительское самоуправление, родительские клубы, объединяющие заинтересованных родителей для решения проблем развития и образования детей.

3) наличие у родителей психологических и педагогических установок на развитие и формирование ряда желательных качеств личности, способов социализации, а также способов конструктивного взаимодействия с ребенком.

«Сотрудничество» — близко к понятию «партнерство», однако заслуживает собой наивысший уровень взаимодействия. Этот процесс предполагает обоюдное вовлечение сторон во взаимодействие, которое предполагает развитие потенциала, «творческий» рост. В этом случае педагогический работник образовательной организации обладает не абсолютным конечным знанием о формах, способах и методах воспитания, а родитель не выступает как беспомощный, некомпетентный, чей педагогический потенциал основан лишь на множественном опыте. [4, с. 43].

Как отмечают исследователи, взаимодействие с родителями будет эффективно в случае объединения проблем в группы и общности. При таком подходе собрания, лекции имеют своей целью информирование, мотивирование для дальнейшей работы [2, с. 77–80].

Групповая работа позволяет преподнести материал большому числу родителей одновременно, а также формирует в сознании родителей общность проблемы, ее остроту и необходимость решения. Создает из группы родителей определенное объединение, что будет дополнительным инструментом образовательной деятельности. Индивидуальная работа с родителями позволяет установить более тесный контакт. Наиболее характерна такая форма работы для психолого-логопедической службы образовательной организации. Индивидуальная беседа дает возможность родителю получить информацию, максимально приближенную к его ситуации.

Таким образом, формирование родительском компетенции в области здоровьесбережения должно осуществляться в рамках сотрудничества, предполагающего равную заинтересованность в процессе и в результате работы.

Модель формирования компетентности родителей в области здоровьесбережения младших школьников представляет собой научное структурирование деятельности образовательного учреждения по реализации взаимодействия семьи и школы с целью сохранения и укрепления здоровья детей, включающее основные задачи, методологические подходы, принципы, компоненты, организацию образовательной среды, диагностические средства измерения и педагогические условия эффективности данного процесса.

Эффективность модели формирования компетентности родителей в области здоровьесбережения младших школьников обеспечивается за счет организации педагогически целесообразной образовательной среды, отбора содержания, обеспечивающего формирование у родителей знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения младших школьников, мотивацию ведения здорового образа жизни, ценности здоровья и необходимости его сохранения и укрепления.

Литература:

  1. Головакова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие/ Н. Ф. Головакова.- СПб: Речь,2004.-272 с.
  2. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /А. М. Митяева. — М.: Изд. Центр «Академия», 2008.- 192 с.
  3. Приказ № 273 ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
  4. Рожкова М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе / М. И. Рожкова, Л. В. Байбородова. — М.2003. — с.43.
  5. Сергиенко Т. Е. Взаимодействие педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни школьников: Автореф. дис….канд. пед. наук /Т. Е. Сергиенко. — СПб.,2007. — с.45
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, родитель, взаимодействие, воспитание, готовность родителей, образовательная деятельность, образовательная организация, педагогическое просвещение, развитие ребенка, совместная деятельность.


Ключевые слова

взаимодействие, компетенции, родители, здровьесбережение

Похожие статьи

Задать вопрос