Модель патриотического воспитания школьников в интеграции преподаваемых предметов русского языка и литературы, биологии, географии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (506) февраль 2024 г.

Дата публикации: 15.02.2024

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Князева, Н. И. Модель патриотического воспитания школьников в интеграции преподаваемых предметов русского языка и литературы, биологии, географии / Н. И. Князева, Е. Т. Грибанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 223-226. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111322/ (дата обращения: 11.05.2024).



Статья посвящена патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Разработана модель патриотического воспитания школьников в коллаборации педагогов. Описаны критерии оценки уровня патриотизма школьников.

Ключевые слова: патриотизм; школьники; модель; интеграция; педагоги.

Актуальность темы обусловлена Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. В разделе «Гражданское и патриотическое воспитание» есть пояснения по всем направлениям патриотического воспитания, и прежде всего, формирование у школьников российской идентичности, уважения к своей семье, обществу и государству. Школы обязаны создавать условия для воспитания у обучающихся активной гражданской позиции и гражданской ответственности, основанной на духовных и нравственных ценностях российского общества. Образовательными организациями должны разрабатываться и реализовываться программы патриотического воспитания детей и школьников, в том числе военно-патриотического.

В целях укрепления духовно-нравственных основ российского общества и совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания, Президентом РФ поручено разработать и реализовать общественные проекты в этой сфере.

Степень разработанности проблемы

В диссертационном исследовании А. А. Шаронова рассматриваются понятия: патриотические концепты, патриотическая активность; патриотические отношения; патриотические символы и идеалы. Автором разработана модель формирования патриотических ценностей у подростков во внеурочной деятельности, которая представляет собой целостную динамичную систему целевого, методологического, содержательного, результативного и оценочного блоков [4].

Проблема патриотического воспитания рассматривалась в работах И. А. Агапова, И. И. Валеева, А. Н. Вырщикова, Г. В. Гасанова, М. И. Долженковой, Г. В. Здеревой, С. Ю. Иванова, И. А. Ильина, С. А. Калининой, Т. В. Левкина, В. И. Лутовинова, Т. М. Маслова, Р. Р. Никифоровой, В. С. Соловьевой, Л. Н. Савандеевой, В. А. Середе, А. С. Синайского, Г. Г. Терентьева, педагогов К. Д. Ушинского, Л. В. Фатхуллиной, В. М. Хаустова, С. Т. Шацкого. Ученые исследовали педагогический, психологический и духовный аспект патриотического воспитания, народные ценности. Одной из главных ценностей является патриотизм.

Авторы С. А. Калинина, Р. Р. Никифорова, Л. Н. Савандеева говорят о необходимости создания в российских школах «…патриотических детских объединений, участниками которых будут являться дети, достигшие успехов в различных видах деятельности, знаменные отряды, сообщество юных историков» [1].

На основании анализа литературы нами была сформулирована цель исследования — разработать и внедрить в образовательный процесс Модель патриотического воспитания школьников в интеграции преподаваемых предметов русского языка и литературы, биологии, географии.

Объект исследования — школьники с 5 по 11 класс.

Предмет исследования — патриотическое воспитание в школе в образовательном и воспитательном процессе.

Научная новизна в том, что разработана и внедрена Модель патриотического воспитания школьников в коллаборации педагогов.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и обучающиеся МКОУ «Староникольская СОШ» Воронежской области, Хохольского района. В качестве оценки сформированности патриотических чувств, патриотической активности и патриотической деятельности использовались методы наблюдения и анкетирование. Контрольно — измерительные оценки: сформировано; частично сформировано; не сформировано.

Результаты и их обсуждение

Модель имеет следующую структуру: цель — патриотическое воспитание обучающихся на интегрированных уроках русского языка и литературы, биологии и географии; факторы формирования патриотических чувств, патриотической активности и практической деятельности (внутренние и внешние); методологические подходы (средовой, персонализированный, культурологический); проводимые мероприятия на уроках и во внеурочное время, но в рамках преподаваемых предметов (уроки, общешкольные праздники, классные часы, квесты, образовательные кейсы); результативно-оценочные критерии (когнитивный, деятельностный, эмоциональный, аксиологический). Результатом реализации модели является сформированное социальное чувство, осознанная любовь и привязанность к Родине, преданность, осознанная любовь к своей стране и своему народу, его традициям.

В большей мере обучающимся нравятся образовательные кейсы и квесты. В квестах могли участвовать одновременно два класса. Темы соответствовали преподаваемым предметам. Некоторые квесты проходили в течение недели. Задания школьники получали утром, приходя в школу.

Модель патриотического воспитания школьников в интеграции преподаваемых предметов русского языка и литературы, биологии, географии

Рис. 1. Модель патриотического воспитания школьников в интеграции преподаваемых предметов русского языка и литературы, биологии, географии

Квесты в патриотическом воспитании повышают интерес к предмету и к тому, что связывает предмет с патриотизмом. Повышаются результаты знаний за счет соревновательного формата. Развиваются патриотические чувства за счет умения работать и принимать решения в команде. Формируются волевые и лидерские качества обучающихся, ответственность за себя и за Родину.

Образовательные кейсы по предметам с патриотической направленностью учат находить проблему из проблемного поля, искать методы решения проблемы.

На классных часах обязательно идет речь о специальной военной операции и подвигах наших воинов, вызывающих гордость за их непростой труд.

Таким образом, система патриотического воспитания, представленная моделью, доказала свою эффективность.

Литература:

  1. Калинина, С. А. Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности / С. А. Калинина, Р. Р. Никифорова, Л. Н. Савандеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 242–245. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102227/ (дата обращения: 14.02.2024).
  2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf
  3. Указ Президента Российской «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» (в редакции указов Президента Российской Федерации от 25.07.2014 № 529, от 14.06.2018 № 334, от 25.07.2018 № 452, от 26.05.2021 № 326, от 26.06.2023 № 474)
  4. Шаронов А. А. Формирование патриотических ценностей подростков во внеурочной деятельности. Дисс...канд. пед. наук. Воронеж, 2019, — 193 с.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, патриотическое воспитание школьников, патриотическая активность, квест, модель, осознанная любовь, педагог, предмет, преподаваемый предмет русского языка, российское общество.


Похожие статьи

Задать вопрос