Обучение школьников анализу поэтического текста по методике Каганович С. Л. «Ассоциативный метод анализа поэтического текста» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (506) февраль 2024 г.

Дата публикации: 14.02.2024

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Александрова, Ж. А. Обучение школьников анализу поэтического текста по методике Каганович С. Л. «Ассоциативный метод анализа поэтического текста» / Ж. А. Александрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 199-201. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111266/ (дата обращения: 12.05.2024).



Одной из основных проблем школьного литературного образования является проблема обучения учеников анализу художественного текста, а в большей степени анализу поэтического текста. Как приобщить ребенка к осознанному чтению, создать внутреннюю мотивацию, вызвать интерес к литературе, искусству слова, как приобщить обучающихся к глубине и красоте русской поэзии. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать — важные задачи ряда школьных предметов. И основная нагрузка ложится на литературу.

Каждый учитель хочет решить эти проблемы, ищет активные формы обучения, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся. Учащихся нужно научить навыкам смыслового чтения, которое поможет точно и полно понять содержание текста, увидеть все детали, составлять свою систему образов, осмыслить информацию. Задача учителя при анализе произведения — помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста. Чаще всего мы обращаемся к интеллектуальной сфере, к деятельности так называемого левого полушария (технологии проблемного обучения, развития критического мышления, приобщение к поисковой или проектной деятельности и т. д.).

Данная же методика,разработанная Каганович Софьей Львовной, доктором филологических наук, известным методистом, преподавателем, предполагает подключение к познавательному процессу фантазии, ассоциативного мышления — всего того, что в большей степени относится к правому полушарию, к сфере не интеллекта, а эмоций и воображения. Предлагаемая методика анализа поэтического текста требует особого внимания именно к художественной форме стихотворения: к структуре его образной системы, к многозначности ключевых слов произведения, а также к взаимодействию этих множественных смыслов и рожденных ими ассоциаций, к ритмической, звуковой организации стиха и т. д. Именно такой разнонаправленный анализ формы позволяет выйти на самые глубинные, «потайные» слои содержания, постигнуть произведение во всей его сложности и многозначности. Именно интуиция и воображение помогут постичь смысл как бы «поверх» прямого значения каждого слова.

Этот алгоритм основан на исследованиях Л. Выготского, касающихся, с одной стороны, психологии восприятия искусства и, с другой, закономерностей развития мышления и воображения детей. Как известно, Л. Выготский считал, что эффект эстетической реакции заложен не столько в логическом, сколько в эмоциональном восприятии и переживании произведения искусства. Как отметил Л. Выготский, эмоциональное восприятие человека складывается из сочетания каких-то двух противоположных эмоций, и их столкновение и взаимодействие и «несет» в себе эстетическое наслаждение.

Анализ поэтического текста начинается с поиска образов (двух «полюсов» ) , которые вызывают у нас противоположные эмоции. Как отмечает автор методики, это могут быть контрастные образы, или эмоционально противоположные мотивы, это может быть противостояние цветов палитры, точек пространства и времени, даже звуковых рядов — их объединяет именно разнонаправленность вызываемых ими эмоций, принадлежность к разным эмоциональным полюсам.

В основе обучения анализу поэтического текста лежит еще одна очень важная особенность нашей психики-способность к ассоциативному мышлению, к воображению. Л. Выготский называет это явление «законом эмоциональной реальности воображения» и утверждает, что «именно этот психологический закон должен объяснить нам, почему такое сильное действие оказывают на нас художественные произведения, созданные фантазией их авторов». Ведь мы понимаем, что это вымышленные, придуманные автором герои и сюжеты, а переживаем всей душой: радуемся, плачем, удивляемся. « И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал…» — писал А С. Пушкин. Именно в этом и есть значимость искусства.

Таким образом, основой понимания глубокого, подчас скрытого смысла текста должно быть развитие ассоциативного мышления, богатство ассоциативного ряда, возникающего при чтении: чем более развито ассоциативное мышление, тем богаче и глубже воспринимается содержание текста.

В основе алгоритма, разработанного Каганович С. Л., лежат две главные особенности любого художественного и особенно поэтического текста, связанные с психологией его восприятия:

— наличие в нем эмоциональных полюсов;

— богатство семантических полей, вызывающих многозначные ассоциации.

Этот алгоритм исходит не из традиционных «темы» и «идеи», а из существования в произведении разнополюсных ключевых образов. Главный принцип анализа: от слова — к образу, от прямого значения слова к его многозначности, от формы — к содержанию. На каждом этапе происходит обращение к художественным, изобразительным средствам, в процессе анализа которых как раз и возникают цепочки ассоциаций, уводящие в глубину смысла. Именно при таком подходе обращение к эпитетам или метафорам перестанет быть самоцелью: важно, что ученик усвоит их художественную функцию, их специфическую роль в создании многозначной образной системы текста.

Алгоритм анализа поэтического текста

1 Лексико-семантический анализ

1. Определяем в стихотворении основные (ключевые) образы.

Обычно это два образа противоположные по эмоциональному фону, звучанию. Именно на их взаимодействии (противодействии) в стихотворении возникает динамика, движение. Появляется энергия стихотворения, эмоциональное напряжение. На этом этапе обучающимся нужно пояснить, что в любом стихотворении существует эта энергия, которая построена на взаимодействии противоположностей. День сменяется ночью, свет — тьмой, тепло-холодом. Таков закон бытия. Часто найти эти два разнополюсных образа не составляет труда, но иногда эти два образа найти не так просто, так как они просто подразумеваются. И в этом помогает дальнейшая работа над стихотворением. Нам же нужно развивать слово-образ, выявлять ассоциативные ряды, которые выстраиваются вокруг лексических цепочек и связаны с каждым из эмоционально противоположных (разнополюсных) образов. Многочисленные олицетворения помогут выяснить, что речь идет не о природе, а о душах людей, о чувствах.

2. Находим лексические цепочки, связанные с этими образами

Выписываем слова к каждому образу и определяем изобразительные средства

3. Выявляем сопутствующие образы

Работа на этом этапе позволит нам расширить и углубить значение основных образов.

4. Строим ассоциативные ряды.

Ассоциации должны уводить в глубь содержания стихотворения. Мы должны понять все оттенки смысла. Помогают развить это чувство различные игры, упражнения, которые необходимо проводить на уроках литературы и русского языка. Например, игра «Что на что похоже», игра в ассоциации, игра в антонимы, синонимы, логические цепочки т. д. В стихотворении М. Лермонтова «Утес» утро — это молодость, утро жизни, «весело играя» — это радость. Все ассоциации, связанные с тучкой светлые, легкие, беспечные. Ей радостно на фоне «яркой лазури неба». Неслучайно вторая строфа начинается противительным союзом «НО» (здесь мы акцентируем внимание на выразительное средство, именно так появляется противоположный эмоциональный фон (появляется «трагическое звучание» стихотворения).

Обратимся ко второму образу Утесу. Рядом с молодой беззаботной тучкой мы видим, что Утес «старый», «с морщинами». Влажный след –это слезы, он плачет. Появляются ассоциации: слеза-старость-одиночество-горе.

А самое главное, что подобный анализ ассоциативногомышления приведет обучающихся к главному слову — одиноко. Смысл стихотворения становится ясным. Полное безнадежное одиночество вызывают слова «тихонько плачет», а почему тихонько — настоящее горе тихо, его никто не слышит. Для большей наглядности оформляем таблицу.

5. Даем интерпретацию (толкование) текста на первом этапе анализа поэтического текста.

Именно в процессе анализа текста мы можем говорить с детьми о проблемах нашей реальной жизни: о добре, о милосердии, о выборе, о свободе, об ответственности, об одиночестве и т. д. Как же изменяются чувства к Тучке и Утесу. Сначала мы радовались и любовались Тучкой, а теперь наши чувства изменились. Нам жалко старый Утес, мы ему сочувствуем и к Тучке появляется неоднозначное отношение.

Кто-то из детей ее осудит, а кто-то задумается «о неразрешимости противоречий между юностью и старостью».

Пустыня мира и одиночество в ней человека — вот подлинный, философский смысл стихотворения, который будет все глубже постигаться взрослеющими школьниками при каждом новом обращении к этой поэтической миниатюре.

Обращаясь к стихотворениям поэта, мы вспоминаем, что тема одиночества красной нитью проходит через все творчество М. Лермонтова.

II . Лингво-стилистический анализ.

1. Выявляем, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставленияи т. д.

2 . Определяем «вспомогательные» художественные средства и приемы , определяющие звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь зависящие от размера — ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки — мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т. п.). Обращаем внимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа.

3. Уточняем интерпретацию текста, формулируем авторскую позицию и свое к ней отношение.

Применяя данный анализ текста обучающиеся видят и понимают, почему автор использует те или иные выразительные средства, так как прочувствовали каждое слово, смогли погрузиться в стихотворение. И определение выразительных средств не просто пункт в анализе, а реальная помощь при выявлении сокровенного смысла автора произведения.

III . Анализ стихотворения в контексте

  1. В контексте творчества самого автора:

— подбираем произведения с аналогичными мотивами или образами, выявляем сходство и различия, объясняем и уточняем интерпретацию данного стихотворения.

2. В контексте национального литературного процесса:

находим у других русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставляем их с анализируемым текстом. Это помогает найти сходства и различия в особенностях художественного мира каждого поэта.

3. В контексте мирового литературного процесса : (для старшеклассников)

— подбираем произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким-либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с анализируемым текстом.

В чем же плюсы ассоциативно-семантического анализа текста. Данная методика универсальна и подходит для анализа обучающимся разного возраста. Каждый обучающийся сумеет погрузиться в стихотворение в зависимости от своего жизненного опыта и эмоционального состояния, включит свое воображение, придумает свои ассоциации и даст свою интерпретацию. Важно, что такая работа проходит с интересом, положительная мотивация, интерес к анализу стихотворения и к поэзии в целом растет.

Данная методика является развивающей, так как регулярное ее использование развивает воображение и ассоциативное мышление, позволяет углубиться в текст, воспринять более сложные его смыслы.

Конечно, данный алгоритм не является абсолютным для понимания любого поэтического текста и не все пункты алгоритма применимы к каждому стихотворению. Но именно такой ассоциативно-семантический анализ позволяет рассматривать произведение в единстве его формы и содержания.

Из опыта работы могу сказать с уверенностью, что данная методика помогает обучающимся по-новому осмыслить и прочувствовать текст.

Литература:

1. Каганович С. Л. Технология обучения анализу поэтического текста. Методическое пособие для учителей-словесников. Великий Новгород, 2001.

2. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

4. Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать. СПб., 1999.

5. Шрагина Л. И. Логика воображения. М., 2001.

6. Голышева, Г. Э. Каганович С. Л. Новые подходы к школьному анализу поэтического текста / Г. Э. Голышева. — Текст: электронный // Мультиурок: [сайт]. — URL: https://multiurok.ru/files/kaganovich-s-l-novye-podkhody-k-shkolnomu-analizu.html???history=1&pfid=1&sample=7&ref=1 (дата обращения: 14.02.2024).

Основные термины (генерируются автоматически): поэтический текст, ассоциативное мышление, образ, стихотворение, III, автор, анализ стихотворения, анализируемый текст, Лермонтов, содержание текста.


Похожие статьи

Задать вопрос