Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (505) февраль 2024 г.

Дата публикации: 07.02.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Жогова, Д. В. Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья / Д. В. Жогова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111128/ (дата обращения: 14.05.2024).



В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.

Ключевые слова: дошкольный возраст, нарушения речи, высшие психические функции, кинезиология.

Дети с ограниченными возможностями здоровья … Сегодня мы все чаще и чаще слышим этот термин. Многие годы проблема социализации и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе оставалась в тени. Сегодня же эта проблема не становится менее актуальной, ее злободневность только возрастает.

Дошкольное образование — это начальная ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками — заложить «прочный фундамент» знаний, умений и навыков, с которыми выпускники дошкольных образовательных организаций переступят порог школы и которые помогут им в успешном усвоении школьной программы. Ежегодное диагностическое обследование детей показывает, что даже при среднем уровне знаний, умений, навыков, у детей имеются определенные трудности в развитии высших психических функций и особенно — речи.

В настоящее время резко увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Значительная часть детей получили статус ОВЗ вследствие речевых нарушений. Дети с дефектами речи имеют нарушения многих психических функций, особенно страдают мышление, зрительно-пространственные функции, лексико-грамматический строй речи.

Воспитанники с нарушениями речи развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности: эмоциональную возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость, истощаемость нервных процессов, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий.

Характерно недоразвитие всех познавательных процессов. Стойкие нарушения речи могут вызывать такие проблемы как нарушение слуховой памяти, быстрое забывание, трудности припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Мышление ограничено (особенно страдает логическое мышление снижена способность к абстрагированию и обобщению при формальной сохранности логики мышления). Возникают трудности в сосредоточении, включении, переключении и распределении внимания. Внимание характеризуется неустойчивостью, дети быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность.

Современные исследователи (Л. В. Левыкина, Ф. К. Тубеева и др.) указывают на то, что дети с общим недоразвитием речи имеют ряд коммуникативно-речевых нарушений, которые снижают качество общения, возможность быть понятым и передать информацию, полностью реализоваться себя в ведущей деятельности — сюжетно-ролевой игре, не могут на должном уровне использовать ни диалогическую, ни монологическую речь, как средство общения, они переживают неуверенность в себе, проявляют раздражительность, агрессивность, обидчивость.

Самое главное, что в дальнейшем это может привести к нарушению социальной адаптации, трудностям в освоении образовательной программы, самореализации ребенка.

Действительно, проблемы в развитии речи отражаются на многих сферах, но наиболее уязвимыми являются познавательная, коммуникативная и эмоциональная. Речь является важнейшей высшей психической функцией. Когда высшие психические функции нарушены, полноценное выполнение деятельности не возможно.

Это побуждает практических психологов образования к поиску эффективных способов коррекционной работы, ликвидации проблем, сопутствующих речевым нарушениям. Одним из эффективных методов, использующейся педагогами-психологами в коррекционной деятельности с детьми, является кинезиологический.

Кинезиология позволяет развивать головной мозг посредством движений. Выполнение кинезиологических движений, объединенных в комплексы, стимулирует межполушарное взаимодействие. Одним из важнейших свойств индивидуальности Л. А. Сиротюк «называет функциональную асимметрию мозга — она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека» [7, с. 23].

Исследователи кинезиологии (О. И. Марычева, Л. А Сиротюк) единодушно заявляют о том, что выполнение кинезиологических упражнений «развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма ([10], [7]). Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка».

Сегодня кинезиологические упражнения используются преимущественно в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в образовательных организациях. Но их эффект имеет физиологическое обоснование, данное:

1) П. Н. Анохиным, В. М. Бехтеревым, А. Р. Лурией ([1], [2], [5]);

2) Е. И. Исениным, М. М. Кольцовой ([3], [4]).

Первая группа исследователей экспериментально изучила и доказала существование влияния манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Вторая группа на базе института физиологии детей и подростков изучила связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.

Правое полушарие головного мозга — гуманитарное, творческое. Левое полушарие головного мозга — математическое, речевое, логическое. Оптимальная деятельность обеспечивается слаженной работой обоих полушарий, которые связанны между собой мозолистым телом. Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части, и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Если мозолистое тело в силу различных причин функционирует неправильно, то страдает координация работы мозга и передача информации из одного полушария в другое. В детском возрасте это имеет наиболее яркие проявления в «нарушении познавательной деятельности детей, пространственной ориентации, эмоционального реагирования, координации зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки».

Именно поэтому коррекцию всех описанных выше нарушений целесообразно начинать с развития движений пальцев и тела, мозолистого тела (межполушарного взаимодействия). Л. А. Сиротюк называет «развитие межполушарного взаимодействия основой развития интеллекта и творческого самовыражения» [7, с. 27].

Эту точку зрения разделяет О. И. Марычева: «Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией» [6, с. 4].

Достаточно много исследований доказывают, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Для преодоления имеющихся у детей речевых нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение кинезиологической коррекции.

Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.

Кинезиологические упражнения рекомендуют применять в ходе коррекционно-развивающих занятий, динамических пауз, в качестве разминки, настраивающей на плодотворную работу во время занятий. Систематическое выполнение кинезиологических упражнений способствует возникновению новых нейронных связей и улучшению работы головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.

Литература:

  1. Анохин ПК. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин — М.: Книга по Требованию, 2021. — 450 с.
  2. Бехтерев М. М. Феномены мозга. — М.: АСТ, 2019. 240 с.
  3. Исенина Е. И. Родителям о психическом развитии и поведении детей. — М.: Прогресс, 2001. — 178 с.
  4. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить: Пальчиковый игротренинг. –Екатеринбург У- Фактория, 2006. — 214 с.
  5. Лурия А. Р. Язык и сознание.– М.: Просвещение, 1982. — 235 с.
  6. Марычева О. И., Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. — Карпогоры, 2020. — 20 с.
  7. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие. — М: АРКТИ, 2010–60с.
Основные термины (генерируются автоматически): головной мозг, мозолистое тело, нарушение, ограниченная возможность здоровья, развитие речи, ребенок, упражнение, дошкольный возраст, левое полушарие, логическое мышление.


Похожие статьи

Задать вопрос