Реализация преемственности музыкального образования дошкольной образовательной организации и начальной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 03.02.2024

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Авдюхина, Е. В. Реализация преемственности музыкального образования дошкольной образовательной организации и начальной школы / Е. В. Авдюхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/504/111066/ (дата обращения: 14.05.2024).



Включение детей в мир музыки является ключевым элементом их эстетического развития, учитывая, что музыка оказывает глубокое влияние на эмоции человека, что, в свою очередь, формирует его восприятие окружающего мира. Согласно мнению экспертов, принцип преемственности в изучении музыки не должен заключаться в простом увеличении объема знаний и навыков, а в развитии и усложнении музыкального мышления: от эмоций и настроений к характеру и музыкальному образу, и далее к композиторской идее и стилю художественной эпохи. Этот подход применим как в дошкольном, так и в начальном школьном музыкальном образовании, и особенно важен на этапе перехода из одного в другое. В контексте преемственности музыкального образования важно рассматривать цели, задачи и содержание музыкальных программ. И учителя музыки, и музыкальные руководители в детских садах планируют свои занятия, исходя из задач: воспитания у детей любви к музыке, развития их духовной культуры (главная цель музыкального образования как образовательного процесса), передачи духовного опыта через музыкальное искусство и развития на его основе личностных качеств, а также создания взаимодействия с музыкой, которое способствует развитию у ребенка рефлексивного, творческого и нравственного отношения к себе и окружающим.

Эффективность этого процесса зависит не только от качества содержания и знания разнообразных методов музыкального воспитания и обучения детей различного возраста, но и от профессиональной подготовки педагога-музыканта к осуществлению преемственных связей на различных этапах образовательного процесса. Понимание педагогом-музыкантом сущности категории «преемственность» играет ключевую роль в его готовности к реализации преемственности музыкального образования между дошкольным учреждением и начальной школой.

Концепция преемственности интерпретируется по-разному в философской и педагогической литературе. Философский подход связывает эту категорию с понятиями «развитие» и «движение», как отмечает Э. А. Баллер. В философских трудах четко прослеживается мысль о том, что преемственность включает в себя ключевые аспекты развития, указывает на его источник, раскрывает механизм и направленность этого процесса.

Согласно Э. А. Баллеру, «преемственность представляет собой связь между разными уровнями или стадиями развития как в существовании, так и в познании. Её суть заключается в сохранении определённых элементов или аспектов организации при трансформации системы в целом, то есть при её переходе из одного состояния в другое. Обеспечивая связь прошлого, настоящего и будущего, преемственность обуславливает стабильность системы». Этот концепт подчёркивает взаимосвязь старого и нового, подтверждая, что новое проистекает из старого и развивается на его основе, и позволяет осознать необходимость этой связи между новым и старым в познании и всех сферах человеческой деятельности.

В. В. Давыдов подчёркивает, что «…важны не количественные, а качественные различия, которые должны быть основой целостной системы образования. Соединение качественно различных элементов и есть истинная диалектика развития». В. Э. Тамарин определяет преемственность как педагогическое условие, «обеспечивающее установление взаимосвязей между целями, содержанием, методами и средствами обучения и воспитания, что позволяет строить каждый новый этап, опираясь на предыдущий опыт учащихся. Соблюдение этого условия упрощает адаптацию учащихся к новым условиям обучения на следующем этапе».

При обсуждении содержания музыкального образования важно уделить внимание репертуару, значение которого сложно переоценить. Известно, что в основе репертуара лежат произведения классической музыки (как отечественной, так и зарубежной), народной и духовной музыки. Этот широкий диапазон музыкальных произведений представлен как в дошкольных учреждениях, так и в начальных классах школ. Преемственность музыкального образования особенно заметна в репертуаре, начиная с детского сада и продолжая в начальной школе. Сравнивая структуру музыкального занятия в детском саду и урока музыки в школе, можно заметить, что, несмотря на разнообразие форм, сохраняются ключевые элементы (введение, основная тема, рефлексия, заключение и т. д.). Однако приспособление ребенка к условиям школьного урока может быть сложным из-за того, что в классе детям приходится меньше двигаться из-за ограничений пространства, что требует большей концентрации и усидчивости. Ранее уроки в начальной школе длились 45 минут, но сейчас продолжительность сокращена до 35 минут для первоклассников.

Таким образом, рассматривая преемственность музыкального образования, можно увидеть, что она проявляется во многих аспектах: от содержания программ до целей, задач, принципов и методов обучения, структуры уроков/занятий, репертуара и прочего. Взаимодействие взрослого (музыкального руководителя или учителя) и ребенка в детском саду и школе способствует развитию коммуникативных навыков у детей, являясь важной частью учебного процесса. Это и есть активный подход в образовании, который лежит в основе ФГОС. Подходя к вопросу преемственности в рамках различных видов музыкальной деятельности, важно учитывать необходимость детальной проработки этой темы в области пения, прослушивания музыки, использования музыкально-ритмических движений, инструментального исполнения и т. д.

Как можно достичь эффективного взаимодействия между дошкольными учреждениями и школами? Основой здесь служит трехуровневая система преемственности: методологическая преемственность, преемственность в развивающей среде, а также преемственность в стиле взаимоотношений между детьми и взрослыми. Вот несколько способов реализации этой системы:

  1. Деятельность с детьми: организация экскурсий в школы; общение дошкольников с учителями и учениками младших классов; участие в совместных образовательных и игровых программах, проектах; встречи с выпускниками детских садов; организация общих торжеств (День знаний, торжественное посвящение в первоклассники, выпускные в детском саду и др.), спортивных мероприятий; участие в театральных и музыкальных мероприятиях; посещение школьных концертов; посещение адаптационных курсов при школе, включая занятия с психологом, логопедом, учителем музыки и другими специалистами.
  2. Сотрудничество педагогов: проведение совместных совещаний, семинаров, мастер-классов; организация встреч, тренингов для музыкальных руководителей, воспитателей, учителей; проведение диагностик готовности детей к школе; взаимодействие медицинского персонала и психологов ДОУ и школы; демонстрация открытых занятий и уроков; наблюдения за педагогическим и психологическим процессом.
  3. Работа с родителями: проведение совместных собраний, дискуссий, «педагогических гостиных»; организация конференций; консультации с педагогами; встречи с будущими учителями; анкетирование и тестирование родителей; дни открытых дверей; творческие мастерские; образовательные игры и тренинги для родителей; визуальные средства коммуникации; заседания родительских клубов, включая занятия для родителей и детей.

Реализация этой программы сотрудничества должна способствовать созданию благоприятной, развивающей и предметно-образовательной среды, которая:

  1. обеспечит высокое качество образования, его доступность, привлекательность и комфорт для учащихся;
  2. гарантирует охрану здоровья детей в физическом, психологическом и социальном аспектах;
  3. создаст благоприятную атмосферу для учащихся, воспитанников и педагогических работников;
  4. сформирует компетенции, необходимые для обучения в школе.

Эффективное взаимодействие педагогов начальной школы, дошкольных учреждений и родителей будет способствовать развитию интегративных качеств у дошкольников, создавая прочную основу для успешной подготовки к школьному образованию.

Литература:

  1. Баллер, Э. А. Преемственность в развитии культуры / Э. А. Баллер. — М.: Наука, 1969.
  2. Давыдов, В. В. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов // Педагогика, 1995. — № 1.
  3. Павша, Н. П. Преемственность музыкального образования дошкольных образовательных учреждений и начальных классов общеобразовательной школы / Н. П. Павша // Актуальные проблемы художественно-эстетического и нравственного воспитания и образования детей: традиции и новаторство: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Липецк, 26 апреля 2019 года. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. — С. 147–149
  4. Фадеева, С. А. Преемственность в музыкальном воспитании детей: монография / С. А. Фадеева. — Нижний Новгород, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное образование, начальная школа, детский сад, преемственность, образовательный процесс, развитие, ребенок, школа.


Похожие статьи

Задать вопрос