Система органов военной прокуратуры Российской Федерации и их полномочия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 02.02.2024

Статья просмотрена: 360 раз

Библиографическое описание:

Петрова, Е. Д. Система органов военной прокуратуры Российской Федерации и их полномочия / Е. Д. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 308-310. — URL: https://moluch.ru/archive/504/110989/ (дата обращения: 14.05.2024).



Военная прокуратура Российской Федерации — это специализированная структура единой централизованной системы Прокуратуры Российской Федерации. Военная прокуратура осуществляет функции надзора за исполнением законов в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях, также выполняет функции уголовного преследования.

Военные прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Организационное строительство органов военной прокуратуры как управленческий процесс включает в себя установление системы органов, их структуры, состава, численности, штатов, управленческих связей между структурными элементами, разграничение компетенции и распределение полномочий.

Система органов военной прокуратуры является составной частью единой централизованной системы органов прокуратуры РФ (ст. 129 Конституции РФ и п. 1 ст. 11, п. 6 ст. 14 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Проанализировав статью 46 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» можно сделать вывод о том, что в системе органов военной прокуратуры имеется три звена. В основе этой звенности находится военно-административное деление Российской Федерации.

Высшим звеном этой системы является Главная военная прокуратура, которую возглавляет Главный военный прокурор. Он назначается на должность Советом Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, одновременно с этим является заместителем Генерального прокурора Российской Федерации. На сегодняшний день указанную должность с 2017 года занимает Петров Валерий Георгиевич.

В структуру Главной военной прокуратуры включаются управления, отделы, приемная, канцелярия. Начальники данных структурных подразделений являются старшими помощниками и помощниками Главного военного прокурора.

Также, в Главной военной прокуратуре образуется коллегия, в состав которой входят Главный военный прокурор (он же — председатель), его первый заместитель, заместители других прокурорских работников, которые назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Средним звеном этой системы являются военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации.

Низовым звеном системы органов военной прокуратуры являются военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов, и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Военные прокуроры независимо от принадлежности к органам прокуратуры различных звеньев осуществляют свои полномочия независимо от командования и органов военного управления [1, 196].

Военные прокуроры полномочны:

– участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;

– назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на которые возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят проверяемые воинские части и учреждения;

– беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей по служебному удостоверению, иметь доступ к их документам и материалам;

– проверять законность содержания осужденных, арестованных, задержанных военнослужащих, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;

– требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц в местах содержания задержанных и заключенных под стражу.

Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры может быть возложено осуществление функций прокуратуры в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры, а также за пределами государства, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ [2, 76].

Ученые-правоведы выделяют в деятельности военной прокуратуры Российской Федерации следующие направления:

– надзор за защитой прав и свобод военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, ветеранов, членов их семей;

– надзор за соблюдением законов в деятельности органов военного управления, военно-учебных заведений, воинских частей и учреждений, должностных лиц Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; надзор за реализацией органами военного управления прав и свобод человека и гражданина;

– надзор за законностью действий органов, ведущих в Вооруженных Силах оперативно-розыскную деятельность, осуществляющих дознание и предварительное следствие;

– надзор за законностью работы федеральных органов безопасности; участие в судебном рассмотрении дел.

Судебная функция военной прокуратуры хоть и присутствует, но рассматривается как менее важная по сравнению с надзорной и правозащитной [3, 169].

Таким образом, органы военной прокуратуры представляют собой неотъемлемую часть централизованной федеральной системы прокуратуры Российской Федерации, в которой нижестоящие прокуроры подчинены вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Руководство военной прокуратуры независимо от военного командования и от всех ветвей государственной власти, его конкретный персональный состав утверждается на высшем уровне государственного управления. Данный факт подчеркивает самостоятельность и значимость военного прокурорского надзора в Российской Федерации.

Литература:

  1. Правоохранительные органы: классический учебник: учебник / А. П. Галоганов, А. В. Ендольцева, П. А. Кучеренко [и др.]; под ред. П. А. Кучеренко, О. В. Химичевой, А. В. Ендольцевой. — 11-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юнити-Дана, 2022. — 432 с.
  2. Организационно-правовые основы деятельности органов прокуратуры РФ: учебное пособие / А. Н. Позднышов, А. В. Николаев, А. А. Арзуманян, Е. В. Маркина; Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). — Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2020. — 248 с.
  3. Никитин Александр Павлович (2017). Сравнительно-правовой анализ приоритетных направлений деятельности органов военной прокуратуры Российской Федерации и Франции. Образование и право, (12), 165–171.
  4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 25.12.2023) «О прокуратуре Российской Федерации». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/e0bf11e769c96d052ba8ca6cc9fb7614a3a8a20d/ (дата обращения: 02.02.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, военная прокуратура, военное управление, Генеральный прокурор, Главная военная прокуратура, Главный военный прокурор, единая централизованная система, орган прокуратуры, Сила, система органов.


Похожие статьи

Задать вопрос