Институт обязательных требований в Российской Федерации: проблемы правоприменения в условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 29.01.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Ромашов, Р. Ю. Институт обязательных требований в Российской Федерации: проблемы правоприменения в условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности / Р. Ю. Ромашов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/504/110858/ (дата обращения: 14.05.2024).



В статье автор разбирает основные проблемы в правоприменительной практике института обязательных требований с целью эффективного осуществления органами государственной власти контрольных (надзорных) полномочий.

Ключевые слова : обязательные требования государственный контроль (надзор), реформа контрольной (надзорной) деятельности.

В 2020 году, в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» уточнение института обязательных требований позволило более эффективно государственным органам осуществлять свои контрольные (надзорные) полномочия.

Но вместе с тем, в правоприменительной практике данный институт имеет ряд нерешённых проблем, прежде всего со стороны государственных органов, осуществляющих контрольные (надзорные) полномочия, что подтверждает актуальность темы исследования.

В целях выявления основных проблем возникающих в правоприменительной практике государственных органов, необходимо разобраться в самом понятии «обязательные требования».

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» хотя и содержал данное понятие, но в правоприменительной практике оставалось огромное количество неопределённостей.

Анализ статей 1 и 15 Федерального закона N 248 и ст. 1 Федерального закона N 247 позволяет сделать вывод, что обязательные требования, являющиеся предметом государственного (контроля) надзора представляют собой нормативные правовые акты требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы в целях минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

В научной литературе обосновывалась необходимость официального обособления обязательных требований, несоблюдение которых влечет привлечение к административной ответственности. [1]

Стахов А. И. считает, что обязательные требования позволяют отграничить контрольно-надзорное производство от иных видов административно-процессуальной деятельности, осуществляемых органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также от тех видов контрольной или надзорной деятельности, которые осуществляют иные государственные органы, например от прокурорского надзора, законодательного контроля и др. [2].

Правительство Российской Федерации, в целях комплексного обновления обязательных требований реализует «регуляторную гильотину», предусматривающую обновление всех обязательных требований, принятых ранее середины 2010 года с одновременным проведением анализа фактических положительных (отрицательных) последствий принятия нормативных правовых актов, а также достижения заявленных целей регулирования. Данная мера призвана радикальным образом отсечь требования, содержащиеся в нормативных правовых актах, которые на настоящее время утратили свою актуальность, не проходили процедуру экономической оценки их эффективности и существенно влияют либо затрудняют ведение предпринимательской деятельности. [3]

В силу того, что обязательные требования в рамках реформирования контрольной (надзорной) деятельности разрабатываются государственными органами осуществляющими контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований самостоятельно, то некоторые обязательные требования в намеренно или неумышленно не включаются в актуальный Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования.

Так, например, статьей 38 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что Разработка санитарных правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека в порядке, установленном положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.

Но проанализировав Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности утвержденный Роспотребнадзором установлено, что в нём отсутствует СанПиН 2.6.1.3164–14 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при рентгеновской дефектоскопии, следовательно, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий структурные единицы указанных санитарных правил не могут, вялятся предметом государственного контроля (надзора) данного вида контроля. Такая неточность, скорее всего, связана с невнимательным внесение нормативных правовых актов в Перечень. [4]

Подобная ситуация встречается также при привлечении контролируемых лиц к административной ответственности.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, что превышение оператором почтовой связи установленных сроков доставки почтовых отправлений, адресатами или отправителями которых являются граждане, использующие почтовую связь для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (личных, семейных и др.), порождают не только нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), но и нарушение прав потребителей услуг почтовой связи, что, по смыслу действующего регулирования, подразумевает возможность возложения на оператора почтовой связи административной или гражданско-правовой ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, как это предусмотрено статьей 43 Закона защите прав потребителей. [5].

Таким образом, действия операторов почтовой связи могут содержать признаки состава и события административного правонарушения не только по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, но и по ст. 14.4 КоАП РФ.

Контрольные сроки пересылки почтовой корреспонденции регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» и Приказом Минцифры России от 29.04.2022 N 400 «Об утверждении нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативов ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции».

Проанализировав Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей утв. Роспотребнадзором, установлено, что данный Перечень не содержит вышеуказанных нормативных правовых актов. [6]

В связи с этим, в настоящее время защита нарушенных прав потребителей путём привлечения оператора почтовой связи к административной ответственности невозможна по ст. 14.4 КоАП РФ, так как Роспотребнадзор и его территориальные органы не имеют полномочий давать правовую оценку законности действий операторам почтовой связи, что приводит к тому, что массовому нарушению законодательства со стороны хозяйствующих субъектов в данной сфере общественных отношений.

Не включение данных нормативных правовых актов в Перечень вероятно связано с намеренным уменьшением возложенных на Роспотребнадзор контрольных (надзорных) полномочий.

Данный вывод также подтверждается Мартыновым А. И., который, проанализировав перспективы правоприменения механизма «регуляторной гильотины», пришёл к тому, что новые обязательные требования разрабатываются самими органами исполнительной власти или аффилированными с ними научными и экспертными организациями, существует реальная опасность лоббизма и коррупционных проявлений, когда принятые новые обязательные требования будут отличаться от советских норм и правил только в худшую сторону, что приведет к значительному снижению качества товаров и оказываемых услуг.

Таким образом, в условия реформы контрольной (надзорной) деятельности в Российской Федерации, институт обязательных требований требует доработки не только со стороны законодателя, но и со стороны органов государственной власти осуществляющих контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований с целью эффективной защиты охраняемых законом ценностей.

Литература:

  1. Гармонизация судебной реформы с реформой государственного контроля и надзора: актуальные проблемы теории и практики: моногр. / под ред. А. И. Стахова. М.: РГУП, 2019; Стахов А. И. Ключевые предпосылки, проблемы и перспективы внесудебного и судебного порядков разрешения административных дел, возникающих из отношений государственного контроля и надзора // Актуальные проблемы внесудебного и судебного порядков разрешения административных дел, возникающих из отношений государственного контроля и надзора: сб. ст. / отв. ред. А. И. Стахов. М.: РГУП, 2019
  2. Стахов А. И. Ключевые элементы структуры административного контрольно-надзорного производства, осуществляемого в России // Российский юридический журнал. 2021. N 3. С. 117–127.
  3. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» (утв. Правительством РФ 29.09.2018 N 8028п-П13) // СПС «КонсультантПлюс»
  4. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности утвержденный Роспотребнадзором // https://www.rospotrebnadzor.ru/region/perecen_na.php
  5. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 № 3-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 КоАП РФ в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «СПСР-ЭКСПРЕСС» // СПС «КонсультантПлюс»
  6. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей утв. Роспотребнадзором https://www.rospotrebnadzor.ru/region/perecen_na.php //СПС КонсультантПлюс»
  7. Мартынов А. В. Перспективы применения механизма «регуляторной гильотины» при реформировании контрольно-надзорной деятельности // Вестник ННГУ. 2019. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-primeneniya-mehanizma-regulyatornoy-gilotiny-pri-reformirovanii-kontrolno-nadzornoy-deyatelnosti (дата обращения: 09.10.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): требование, государственный контроль, административная ответственность, почтовая связь, Российская Федерация, акт, исполнительная власть, надзор, правоприменительная практика, РФ.


Ключевые слова

обязательные требования государственный контроль (надзор), реформа контрольной (надзорной) деятельности

Похожие статьи

Задать вопрос