Моделирование современной образовательной среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 29.01.2024

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Дегтяренко, Е. М. Моделирование современной образовательной среды / Е. М. Дегтяренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/504/110821/ (дата обращения: 14.05.2024).



Статья посвящена моделированию образовательной среды образовательной организации как процесса создания системы, позволяющей организовывать образовательный процесс. Образовательная среда определена как многосубъектная структура, которая создает предпосылки к образовательной деятельности. В статье рассмотрены типы образовательной среды, выделены основные компоненты.

Ключевые слова: среда, образовательная среда.

Спектр приложения терминов «среда», «окружающая среда», «среда обитания» и т. п. довольно широк.

С момента рождения человек попадает в окружение различных предметов, так называемую предметную среду. Находясь в постоянном взаимодействии с окружающей средой, человек развивается, обучается и воспитывается. По мнению всех исследователей под влиянием окружающей среды у человека формируется неповторимая индивидуальность, о которой можно судить по результатам его деятельности, направленной на преобразование окружающей среды

В толковом словаре С. И. Ожегова термин «среда» определяется как окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

В своем исследовании М. Черноушек о психологии жизненной среды, автор выделяет следующие аспекты в понятии «среда»:

— среда не имеет четко определенных и твердо фиксированных границ (пределов) в пространстве и во времени;

— среда может воздействовать на все органы чувств человека интегративно;

— информацию об окружающей среде у человека формируется на основе сочетания и согласования данных, которые человек получает от различных органов чувств;

— информация о среде неоднородна, в ней выделяется главная часть, так называемое ядро и периферийные составляющие;

— среда воспринимается человеком в тесной связи с его практической деятельностью;

— любая среда обладает психологическими и символическими значениями;

— окружающая среда воздействует на человека как единое целое.

Таким образом, среда оказывает влияние на развитие индивидуальности, и на формирование человека вообще, создает условия для продвижения человека к желаемому им образу, т. е. является образовательным элементом. При этом следует учитывать, что помимо окружающих предметов, большое значение для развития человека имеет конкретная социокультурная обстановка, которая определяет не только общий уклад жизнедеятельности, но и характер взаимоотношений с другими людьми. В связи с данными факторами можно сказать, что учет влияния различных факторов среды будет иметь принципиальное значение для понимания механизмов психического развития индивида и организации его деятельности по целенаправленному самоизменению, т. е. образованию.

Таким образом, социокультурное окружение человека, которое обладает потенциалом формирующего воздействия как на его личность в целом, так и на отдельные ее свойства и качества, является образовательной средой.

Но при этом следует учитывать, что не любая среда является образовательной.

В широком смысле социокультурная образовательная среда понимается как структура, которая включает в несколько взаимосвязанных уровней:

— глобальный уровень — общемировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, информационные сети и т. д.;

— региональный уровень (страны, крупные регионы) — образовательная политика, культура, система образования, жизнедеятельность в соответствии с социальными нормами, обычаями и традициями, средства массовой коммуникации и др.;

— локальный уровень — образовательная организация, ближайшее окружение, семья.

В. А. Ясвин в своих исследованиях объясняет образовательную среду, как определенную общность влияний, условий, и возможностей формирования личности, при этом существует некое единство свойств образовательной среды и самого обучающегося.

В своих работах В. А. Ясвин указывает, что для создания развивающего эффекта образовательная среда должна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. В данный комплекс автор включает три структурных компонента:

— пространственно-предметный — необходимо учитывать помещения — особенности помещений для занятий, прилегающие территории;

— социальный — характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности;

— психодидактический — содержание и методы обучения, которые обуславливаются психологическими целями построения образовательного процесса.

Я. Корчак в своих исследованиях выделяет различные типы образовательной среды, в основе которых лежат ценностно-смысловые доминанты восприятия мира и человека:

— Догматический тип среды — имеет жесткие традиции и авторитет, достаточно жесткую дисциплину, и отличается пассивностью учащихся;

— Тип безмятежного потребления — основан на доброжелательном отношении к воспитанникам, при таком типе образовательной среды отсутствует необходимая требовательность. Зачастую такой тип образовательный среды формирует пассивность и неспособность к деятельной, напряженной жизни;

— Тип внешнего лоска и карьеры — способен формировать конкурентоспособность, упорство, деятельный прагматизм, равнодушие к другим;

— Идейный тип среды — способна воспитать личность с высокой самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную.

Образовательная среда любой образовательной организации может иметь различные структурные компоненты:

— пространственно-семантический компонент:

  • архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.);
  • символическое пространство (различные символы — герб, гимн, традиции и др.).

— содержательно-методический компонент:

  • содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.);
  • формы и методы организации образования (формы организации занятий — уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т. д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.).

— коммуникационно-организационный компонент:

  • особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т. п.);
  • коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.);
  • организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.).

Образовательная среда как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательной организации и психолого-педагогических условий, может быть типологизирована по разным основаниям:

— по стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная — кооперативная, гуманистическая — технократическая и т. д.);

— по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная — инновационная, национальная — универсальная и т. д.);

— по степени творческой активности (творческая — регламентированная);

— по характеру взаимодействия с внешней средой (открытая — замкнутая).

Необходимо отметить, что любая типология образовательной среды условна. В одной образовательной организации может быть сочетание разных, иногда весьма противоречивых условий среды

Таким образом, оптимальная образовательная среда должна включать в себя те культурные и окультуренные природные элементы, которые способствуют реализации целей образовательного процесса, содействуя продвижению человека к желаемому им образу себя. Образовательная среда должна создать необходимые предпосылки для образовательной деятельности ребенка, т. е. способствовать возникновению функционального состояния готовности к образовательной деятельности.

Литература:

  1. Григорьева М. В. Понятие «Образовательная среда» и модели образовательных сред в современной отечественной педагогической психологии // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-obrazovatelnaya-sreda-i-modeli-obrazovatelnyh-sred-v-sovremennoy-otechestvennoy-pedagogicheskoy-psihologii
  2. Плюхина С. В. Образовательная среда как комплекс условий, влияний и возможностей для формирования личности // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 2–3 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-kak-kompleks-usloviy-vliyaniy-i-vozmozhnostey-dlya-formirovaniya-lichnosti
  3. Реброва В. И. Принципы и особенности проектирования образовательных сред развития детей // ЧиО. 2021. № 3 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-i-osobennosti-proektirovaniya-obrazovatelnyh-sred-razvitiya-detey
  4. Шишова Е. О. Структурно-функциональная модель образовательной среды дошкольного детства // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2020. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-funktsionalnaya-model-obrazovatelnoy-sredy-doshkolnogo-detstva
  5. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, образовательная организация, окружающая среда, образовательный процесс, среда, образовательная деятельность, образ, продвижение человека, Тип, характер взаимоотношений.


Похожие статьи

Задать вопрос