Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 26.01.2024

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Есакова, Е. Е. Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста / Е. Е. Есакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110783/ (дата обращения: 13.05.2024).



Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни и мероприятия.

Ключевые слова: дошкольники, педагоги, интеграция, нравственность, патриотизм.

Актуальность темы исследования обусловлена требованиями Федеральной образовательной программы дошкольного образования, которая одним из пунктов ставит освоение ребенком младшего возраста умения рассказать о своих играх, игрушках, желаниях, о семье и членах семьи, иметь представления о Родине и городе, в котором живет. Вступившая в силу и реализуемая Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года объединяет усилия государства и общества, направленные на решение задач формирования гражданской идентичности и патриотизма подрастающего поколения, отмечая, что главная роль в этом принадлежит семье. Роль образовательной организации не менее важна.

Степень разработанности проблемы

Целью научного исследования О. В. Волковой является обоснование эффективности организационно-педагогических условий и программы патриотического воспитания младших школьников на основе взаимодействия школы и семьи, где автор описывает модель патриотического воспитания в школе, но с участием родителей (законных представителей) [2].

Объектом исследования Е. Н. Бородиной стал процесс нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Автор строит исследование на следующих подходах: аксиологический, культуроцентрический и полихудожественный. Считается, что такие подходы позволяют активизировать опыт нравственных отношений ребенка, полученных в семье и его ближайшем социокультурном окружении на основе переживания и осмысления в творческой деятельности [1].

Т. А. Корниенко, Т. А. Белых считают, что позиция родителей в отношении нравственно-патриотического воспитания является основой семейного воспитания ребенка. Ребенку с рождения необходимо ощущать причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном или дочерью не только своих родителей, а и всего Отечества [3].

Интересной и методологически обоснованной является исследование О. Ю. Маньковой. Автором разработана «Модель нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста», которая построена в виде системы и отражает все аспекты деятельности педагога по данному направлению воспитания [4].

В национальном проекте «Образование» отражены следующие положения:

– Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» направлен на обеспечение функционирования системы в патриотического воспитания граждан в государстве и обществе,

– в рамках проекта ведется работа по реализации Стратегии воспитательной деятельности,

– проведение мероприятий патриотической направленности.

Анализ литературы и нормативных документов дал возможность сформулировать цель — разработка системы взаимодействия педагогов и родителей в нравственно — патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения цели была приведена в систему деятельность педагогов и родителей, что представляет собой интеграцию усилий на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Система взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания

Рис. 1. Система взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания

На схеме показаны взаимосвязанные элементы деятельности педагогов и родителей, конечным результатом которой является сформированность у младших дошкольников нравственно-патриотических ценностей на основе проявления любви к близким, семье, городу, родному краю.

Примеры интегрированных мероприятий и занятий

  1. Театрализованное занятие «Россия — Великая страна», посвященное Дню победы в Великой Отечественной войне. Завершается такое занятие концертом, номера которых готовят родители с детьми. И напоследок — общее фото.
  2. Костюмированное концертное представление ко Дню семьи и верности, где акцент делается на любовь в близким, к традициям семьи, семейным ценностям.
  3. Организованный поход в Воронежский краеведческий музей. Организовывают педагоги, а посещение семейное.
  4. Организованный поход в Воронежский заповедник с заранее заказанной экскурсией. Дети и родители вместе имеют возможность наблюдать за животными, растительностью.

Родители проявляют активность во всех мероприятиях, проводимых в детском саду. Большой популярностью пользуется интегрированное занятие «Народные промыслы». На мастер-классах родители вместе с детьми плетут корзины их газетной бумаги, делают поделки из соломы, изготавливают кукол-оберегов и др.

Еще одно популярное интегрированное занятие «Русское чаепитие». Обязательный штрих такого занятия — самовар.

Таким образом, нравственно — патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста, достаточно кропотливое и сложное, так как возрастные особенности не дают возможности использовать более сложные и массовые модели взаимодействия детского сада и родителей (законных представителей).

Однако, есть свои плюсы. Младший дошкольный возраст благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны эмоциональная восприимчивость, любопытство, доверие взрослым и стремление подражать им, интерес ко всему окружающему.

Литература:

  1. Бородина Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности. Автореферат дисс…канд. пед. наук, — Челябинск, — 2016, — 23 с.
  2. Волкова, О. В. Взаимодействие школы и семьи как основа организации патриотического воспитания младших школьников: дисс... канд. пед. наук: — Глазов, 2012.- 241 с.
  3. Корниенко, Т. А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Т. А. Корниенко, Т. А. Белых. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 174–176. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108154/ (дата обращения: 25.01.2024).
  4. Манькова, О. Ю. Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников / О. Ю. Манькова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 8–10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8652/ (дата обращения: 25.01.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, дошкольная образовательная организация, младший дошкольный возраст, нравственно-патриотическое воспитание детей, детский сад, нравственно-патриотическое воспитание, патриотическое воспитание, патриотическое воспитание граждан, Российская Федерация, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Задать вопрос