Правовые ошибки неверного толкования некоторых норм Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 25.01.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Богомолова, Д. Е. Правовые ошибки неверного толкования некоторых норм Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Д. Е. Богомолова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 264-265. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110699/ (дата обращения: 12.05.2024).



Служба в государственных органах в большинстве случаев ассоциируется с престижем и стабильностью. Однако в последние годы участились случаи увольнения государственных служащих по основаниям, которые не связаны с их профессиональной деятельностью. В данной статье рассматривается конкретный пример того, как представитель нанимателя использовал правовые инструменты, закрепленные в законодательстве для неправомерного увольнения государственного служащего.

Итак, рассмотрим пример. Гражданский служащий М. замещал должность федеральной государственной гражданской службы в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Н-ому городу на основании заключенного с ним срочного служебного контракта, на период отсутствия основного гражданского служащего — отсутствующего работника К. Ввиду недавнего назначения на руководящую должность и желания трудоустроить в отдел своих знакомых, в целях освобождения должностей государственной гражданской службы, и не обращая внимания на профессиональные качества гражданского служащего М., непосредственный начальник гражданского служащего М. — начальник Н. начал искать способы увольнения гражданского служащего М. Так как со стороны исполнительской дисциплины работника не было найдено никаких нареканий, начальник Н. обратился к руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Н-ому городу с просьбой внести изменения в должностной регламент гражданского служащего М., а именно изменить требования к образованию и добавить направление подготовки по специальности «Юриспруденция», в целях увольнения гражданского служащего М., которого высшее образование окончено по направлению подготовки «Менеджмент».

Данный пример поведения руководства Управления Федеральной службы судебных приставов по Н-ому городу в отношении гражданского служащего М. является случаем неправомерного использования нормативно — правовых инструментов для увольнения государственного служащего. Во-первых, внесение изменений в должностной регламент гражданского служащего невозможно без соответствующего уведомления не позднее 2 месяцев до даты изменения, и изменение может быть только с согласия, выраженного в письменной форме. Соответственно, внесение изменений в должностной регламент гражданского служащего М. без его согласия повлекло нарушение его прав.

Согласно статье 72 Трудового кодекса Российской Федерации, изменение трудовой функции возможно только по соглашению сторон трудового договора. Во-вторых, требование к образованию, которое было добавлено в должностной регламент, не соответствует требованиям к квалификации, установленным для данной должности Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В результате, гражданский служащий М. не имел возможности соответствовать этому требованию и был вынужден уволиться.

Действия руководства гражданского служащего М. являются примером неправомерного использования правовых инструментов для увольнения государственного служащего. Такие действия нарушают права государственных служащих и подрывают авторитет государственной службы. Для защиты своих прав государственным служащим следует знать свои трудовые права и уметь их отстаивать. В случае нарушения трудовых прав государственный служащий может обратиться в суд или в прокуратуру.

Если разбирать данную ситуацию в поле действия нормативной базы, то мы видим, что статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что «Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено указанной статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы» [1]. При этом конкурс не проводится при заключении срочного служебного контракта [1].

В статье 35 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» перечислены исчерпывающие основания расторжения срочного служебного контракта, и иных случаев предусмотрено быть не может. Так, согласно положениям данной статьи, «срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено указанным Федеральным законом» [1].

Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с указанным Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. Соответственно приходим к выводу, что основанием для расторжения срочного служебного контракта с гражданским служащим М., не связанным с применением мер дисциплинарного и трудового воздействия, является выход основного гражданского служащего из отпуска по уходу за ребенком.

Теперь рассмотрим должностной регламент государственного гражданского служащего. Должностной регламент на государственной гражданской службе — это документ, закрепляющий квалификационные требования к должности, права, обязанности, ответственность, условия прохождения службы и другие аспекты, связанные с замещением должности гражданской службы. Он утверждается представителем нанимателя и является обязательным для исполнения гражданским служащим. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей гражданского служащего, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности, а также должностным регламентом [1].

Должностным регламентом могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы, а также требования к трудовому стажу и уровню образования. Гражданский служащий имеет право на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы. При заключении служебного контракта гражданин, поступающий на гражданскую службу, и гражданский служащий обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Должностной регламент является важным документом, который регламентирует деятельность гражданского служащего и обеспечивает эффективное исполнение им должностных обязанностей. Он также служит основой для проведения конкурсов на замещение должностей гражданской службы и оценки деятельности гражданских служащих.

В последнее время в законодательстве о государственной гражданской службе произошли изменения, которые коснулись и должностных регламентов. В частности, Федеральным законом от 27 июля 2020 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» в статью 12 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» были внесены изменения, направленные на уточнение понятия «квалификационное требование к должности гражданской службы».

Кроме того, Федеральным законом от 26 мая 2021 года № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» была установлена обязанность государственных органов размещать должностные регламенты гражданских служащих на своих официальных сайтах в сети «Интернет». Эти изменения направлены на совершенствование системы государственной гражданской службы и повышение эффективности деятельности гражданских служащих.

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, приходим к выводу, что не смотря на закрепление определенных норм в законодательстве, начальником Н. были неправильно истолкованы нормы Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и был нарушен один из принципов указанного закона, что привело к нарушению законных интересов и прав его подчиненного, за чем должны последовать судебные разбирательства, восстановление в должности гражданского служащего М. и выплата денежной компенсации.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская служба, государственная гражданская служба, должностной регламент, Российская Федерация, служащий, замещение должности, срочный служебный контракт, внесение изменений, замещаемая должность, требование.


Похожие статьи

Задать вопрос