Проблемы информационной безопасности подростков: история и современность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 20.01.2024

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Ананьева, О. А. Проблемы информационной безопасности подростков: история и современность / О. А. Ананьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 465-469. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110453/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье рассмотрены источники формирования проблем информационной безопасности подростков. Рассмотрены причины, почему подросток не обращается за помощью ко взрослому в случае столкновения с кибертравлей. Для глубокого понимания проблемы современного мира проведен исторический анализ сравнения подростков конца XIX — начала XXI века. Проведен анализ диссертационных исследований на темы «Молодой человек в Советской России 1920-х годов: повседневная жизнь в группах сверстников (школьники, студенты, красноармейцы)» и «Сравнительный анализ мотивации учения подростков (середина XX века — первое десятилетие XXI века)».

Ключевые слова: информационная безопасность, психологическая безопасность, кибертравля.

Подросток XXI века живет в период современных глобальных вызовов, а также в век информационных технологий. Сложно найти семью, в которой отсутствовал бы интернет или мобильная связь. Современное информационное пространство оказывает существенное влияние на психическое здоровье и физическое развитие подростков. Помимо психофизических проблем формируются иные установки и ценности, которые в дальнейшем оказывают существенное влияние на дальнейший образ жизни. Стоит также отметить последствия информационных технологий, которые служат поводом для проведения научных дискуссий и медико-психологических консилиумов:

— формирование информационной зависимости от бесконечного информационного потока;

— регуляция информационным потоком мотивационного и волевого процесса;

— искусственное формирование взглядов и поведение человека с помощью информации;

— психологическая травля через социальные сети.

Понятие «информационная безопасность» достаточно обширное для изучения и рассмотрения с различных научных точек зрения. Данная проблема вызывает волнение в научных кругах, а также призывает к подготовке специалистов по обеспечению безопасности. В связи с развитием цифровых и телекоммуникационных технологий и проблем мирового масштаба появилось новое направление в технических вузах: «информационная безопасность». Глобальные изменения в мире диктует обществу новые условия — условия по формированию психологической и информационной безопасности. Было бы несправедливо изучать информационную безопасность, не вникая в подробности особенностей психического развития подростка, поскольку подростковый период является самым сложным и чувствительным этапом в жизни каждого индивида. Подросток как никогда нуждается в психологической безопасности и в доверительном общении с родителями и со сверстниками.

Не удовлетворяя потребность дома, подросток находит способ снять напряжение во всемирной паутине Интернета, таким образом попадая в информационную ловушку. Подросток проживая в мегаполисе стремиться достичь психологического комфорта, физической защищённости и материального благополучия. Потребность в безопасности по Абрахаму Маслоу является второй ступенью после удовлетворения физиологических потребностей. Как писал А. Маслоу: «Если физиологические потребности относительно удовлетворены, появляется новая группа потребностей, которые мы можем с некоторым приближением отнести к категории потребностей в безопасности (защищенности; стабильности; зависимости; защите; отсутствии страха, тревоги и хаоса; потребности в структуре, порядке и т. д.)» [1, с. 63].

Человек, не чувствуя защищённости, будет испытывать психологический дискомфорт, который впоследствии будет отражаться на общем самочувствие, а также на общении с близкими людьми. Рассматривая пять основных базовых потребностей (физиологические, потребность в безопасности, социальные потребности, потребность в уважении, потребность в самореализации) ученый хотел показать таким образом, как важно для человека заботиться об удовлетворении каждой из основной потребности, чтобы достичь самореализации и самоактуализации.

Информационную безопасность в рамках психологии рекомендуется рассматривать не только с точки зрения информационных технологий, но и с позиции нравственного и морального подхода. Принимая информацию от другого человека, подросток или взрослый берет на себя ответственность о ее неразглашении. Таким образом выкладывая информацию в Интернет, человек не всегда задумывается о последствиях, каким образом информация будет использована и интерпретирована и не нанесет ли вред тем, кто ее читает. В связи с этим формируется еще одна проблема: проблема о сохранении этических норм и правил того, кто поделился информацией, а с другой стороны, насколько информация достоверна. В связи с отсутствием цензуры, подросток становится жертвой информационной манипуляции, так как ни каждый подросток умеет критически мыслить по причине доминирования клипового мышления. Согласно мнению Дайаны Халперн [2] критическое мышление это комплекс когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Рассматривая проблемы информационной безопасности на уровне экономики, политики, геополитики, национальной безопасности, человек сталкивается с проблемами мирового масштаба: сохранение и поддержание мира. В быстро меняющемся мире, наиболее уязвимыми являются подростки, которые не успевают адаптироваться к бесконечному потоку информации.

Психологическая безопасность и интернет -риски

Психологическая безопасность интернет-пространства является актуальной темой для психолого-педагогического исследования в XXI веке, так как с появлением интернета появились ряд проблем, которые оказали существенное влияние на формирование психики подростка и становление личностной и профессиональной идентичности.

Как было отмечено И. А. Баевой психологическая безопасность личности проявляется в ее способности сохранять устойчивость в среде с определёнными параметрами, с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиями. Г. В. Грачёв, анализируя понятие психологической безопасности раскрывает через использование понятий «психическое здоровье» и «угроз». Психологическая безопасность трактуется как состояние психики, при которой обеспечивается психическое развитие, и происходит адекватное отражение внутренних и внешних угроз психическому здоровью населения.

Возвращаясь к проблеме информационной безопасности среди подростков, стоит отметить следующее, погружаясь в всемирную паутину подростки, не подозревая потенциальной опасности, могут столкнуться с такими проблемами, как:

— интернет-грумингом;

— кибертерроризм;

— кибербуллингом;

— троллингом;

— киберсуицидом;

— киберрасизмом;

— сформировать интернет-зависимость, попасть в интернет-мошенничество и увлечься азартными играми в сети.

Один из самых агрессивных поведений является кибербуллинг, который является агрессивным, умышленным действием, или поведение и осуществляется группой или отдельными лицами, неоднократно. Жертва не может себя защитить. Длительное воздействие кибербуллинга способствует возникновению психотравмы. Дальнейшие последствия приводят к тому, что подросток начинает замыкаться в себе, происходит снижение самооценки, теряет веру в себя, впадает в состояние депрессии. Формируется поведение, которое несвойственно для здорового полноценного подростка. Негативное последствие: суицидальные мысли и самостоятельный уход из жизни.

Уязвимыми в данной проблеме как раз являются подростки, которые стали жертвой и не обладают навыками самозащиты. В связи с этим возникает другая проблема: как обезопасить ребенка от интернет -риска? В современном обществе при наличии самых благоприятных условий социальной среды могут возникнуть ситуации, когда подросток становиться жертвой кибертравли. Барбара Колорозо рекомендует действовать согласно алгоритму: остановиться, скопировать, заблокировать и рассказать взрослым. Но ни каждый подросток готов признаться в происходящей ситуации. Колорозо [3, с. 150] рассматривает восемь причин, почему подросток не обращается за помощью к взрослым:

1 причина: Подростки испытывают стыд, из-за того, что их травят.

2 причина: Подростки испытывают страх и тревогу рассказать взрослым, думая о том, что агрессор узнает и еще больше нанесет им вред.

3 причина: Подростки не верят тому, что, если расскажут взрослым, то им помогут или поверят.

4 причина: Подростки уверены, что никто не захочет прийти к ним на помощь.

5 причина: Подростки убеждены, что травля — это часть взросления.

6 причина: Взрослые — враги, так как они тоже участвуют в травле.

7 причина. Жаловаться на сверстников — это «подло», этому научили взрослые.

8 причина: Подросток уверен, что родители и педагоги поверят не ему, а агрессору.

Анализ восьми причин, почему подросток не будет обращаться ко взрослому, позволяет сделать вывод, что у подростка доминирует чувство страха и нет опыта бороться с манипуляцией. Кибертравля включает в себя такие приемы манипуляции, как: страх и «брать на слабо». Поскольку психика подростка и так подвержена влиянию со стороны социума, и ни каждый прошел самоидентификацию личности, чтобы распознать уловки манипуляций в киберпространстве, в связи с этим возникает проблема: как не стать жертвой информационного насилия.

Каждый взрослый человек, пользуясь интернетом, испытывает потребность в информационно-психологической безопасности в целях защитить себя от негативных информационно психологических воздействий. Человек, который обладает конструктивной критикой, будет стараться самостоятельно создать все условия для безопасного времяпровождения в интернете. Чрезмерное любопытство подростков и желание получить удовольствие и испытать драйв как раз и приводит к негативным последствиям. Для того чтобы создать безопасные условия подростку, необходимо сделать акцент на сам процесс воспитания как личности: проводить беседы, отслеживать просмотренные интернет-страницы, ставить родительский контроль, организовывать досуг без возможности проводить время в интернете, развивать культуру использования информации для познания и развития интеллекта.

Подростки начала XX века

Изучая проблемы информационной безопасности современных подростков, хотелось бы сделать акцент и на исторический период начала XX века, поскольку вызывает любопытство и желание сравнить жизнь подростков и найти ответ на вопрос (достичь истины): «Почему современные подростки стали заложниками информации? И каким образом информация современного мира стала влиять на психику подростка?». Поиск истины, начиная с эпохи советского времени, сохраняет надежду найти ответ. Одним из способов составить психологический портрет подростка начала XX века: изучить литературные произведения; просмотреть документальные фильмы; изучить историю Советской России с психологической точки зрения; провести психологический анализ биографии детства, отрочества и юности известных ученых, писателей, музыкантов и художников; изучить и провести анализ архивных документов и т. д.

Литературные произведения Николая Островского «Как закалялась сталь», Рувима Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви», Вениамина Каверина «Два капитана», Антона Макаренко «Педагогическая поэма», повесть-роман Анатоля Рыбакова «Кортик» и др. являются ярким примером описания жизни подростков начала XX века. Проблема информационной безопасности носила позитивный характер, так как шла борьба за идею и народное сплочение, за повышение грамотности среди детей и подростков, а также формирование доверия между взрослыми и детьми.

В начале XX века значительный вклад в изучении особенностей психического развития подростков был внесен Н. А. Рыбниковым, В. Е. Смирновым, И. А. Арямовым др. В 30-е годы прошлого столетия проблемы информационной безопасности не были на повестки дня. Акцент делался на познание самого себя, на особенности чтения и письма детей, на изучение особенностей идеала среди гимназисток и крестьянских детей, на особенности выбора профессии среди школьников и т. д.

В 2003 году Рожковым А. Ю. была написала диссертация на соискание доктора исторических наук на тему: «Молодой человек в Советской России 1920-х годов: повседневная жизнь в группах сверстников (школьники, студенты, красноармейцы)». Изучая проблему информационной безопасности подростков XXI века, как она влияет на психику и сознание, на проблему перенасыщения информации, и проводя параллель с началом XX века, вырисовывается другая картина: дефицит в информации среди подростков, так как знания, а следовательно и доступ к источнику информации могли получить только дети из высшего общества или те, кто сумели накопить средства на получение образования. Но благодаря таким трудностям, человек развивался, достигал высшей ступени своего развития, находил разные способы стать образованной и разносторонней личностью. Если рассматривать ситуацию с психологической точки зрения, то на данный период времени доминировала потребность в получении знаний, высокий уровень учебной мотивации (жажда к познанию).

Познакомимся с полученными результатами А. Ю. Рожкова: «Школа 20-х гг. была втянута в классовую борьбу. Приём в школу регулировался специальным положением наркомпроса, основанном на классовом принципе и идее пролетаризации. По подсчётам диссертанта, количество детей лишенцев школьного возраста находилось в пределах от 340 до 420 тыс. человек, что составляло 3–3,7 % всех школьников. Между тем на практике получение среднего образования было более реальным для непролетарских детей. К концу 20-х гг. «чистки» детей нетрудовых «элементов» приняли массовый характер и проводились в порядке специальных кампаний. Для большинства этих учащихся открывался путь к беспризорности и преступности. Учащиеся, оставшиеся «невычищенными», пребывали в условиях режима социальной изоляции. На них в раннем возрасте была проставлена стигма «классово чуждых элементов», соответствовавшая статусу социальных изгоев. В марте 1923 г. во всех школах было введено платное обучение. Главным критерием для определения категории плательщиков и суммы взносов было социальное происхождение родителей учащегося. Однако классовый принцип отступал на второй план перед прагматической выгодой для функционеров нижнего звена. Во многих школах существовали «договорные группы», где большинство учащихся принадлежало к зажиточным слоям общества. Это означало полную профанацию классового подхода большевиков к школьному образованию. Классовое неравенство влияло на выстраивание иерархии ценностей школьников, формирование круга их общения по имущественному и классовому признаку» [4].

На основании выдержки из диссертационного исследования можно сделать следующий вывод: дети были лишены возможности получать информацию и развиваться, большая часть детей была предоставлена самим себе, не было наставника, который был бы образцом для подражания на данный период времени. Если при переизбытке информации происходит нервный срыв и переутомление, то при дефиците информации будет наблюдаться отставание в педагогическом и психологическом развитии и формироваться языковой барьер со сверстниками из другого сословия. В данном случае приоритетной проблемой является опасность в росте малолетней преступности и формированию девиантного поведения.

Подростки XX - XXI века, их интересы и потребности

В 2012 году Г. И. Щукиной был проведен сравнительный анализ мотивации учения подростков (середины XX века — первое десятилетие XXI века). По данным исследования Г. И. Щукиной ведущими учебными мотивами школьников 60-х годов XX века были мотивы познавательного интереса, социальный и личностный. Учиться в школе было интересно. В стране покорителей космоса практически каждый хотел стать образованным человеком. «Высокая идеологизированность системы образования, да и общества в целом, обеспечивала воспитание будущих строителей коммунизма, ставящих общественные интересы выше личных . На сегодняшний день наиболее значимыми мотивами учения для подростков являются личностный и профессиональный мотивы. «Ключ к успеху. Так звучит запрос к системе образования». Все желают быть успешными. Образование — ресурс успеха, поэтому вполне объяснимо, что большую роль играет фактор необходимости образования в современном постиндустриальном обществе. При этом современные подростки хотят, чтобы в процессе обучения и воспитания школа учитывала их индивидуальные особенности и предоставляла возможности творчески проявить себя» [5].

Проводя анализ полученных результатов, данную тенденцию изменения в сознании современного подростка, можно объяснить следующими факторами:

— изменилась система ценностных ориентаций;

— идеология;

— произошла деформация мотивационного профиля личности;

— родители перестали уделять внимание детям по причине социальной необходимости проводить большую часть времени на работе.

Как итог, подростки стали испытывать дефицит внимания со стороны родителей. Всеобщая информатизация и открытый доступ к различным средствам массовой информации превратились не только в источник удовлетворения потребности в получении знаний, но и в фактор негативного влияния на психику ребенка. Учитывая любопытство к тому, чего не следует, подростки становятся заложниками неформальных организаций и субкультур.

Анализировать и изучать психологию подростков XX века в настоящее время приходиться теперь только на основании литературных произведений, просмотра документальных или художественных фильмов, а также делать вывод на основании интервью. «Видеоинтервью с Толстых Антониной Васильевной, 1922 года рождения, жительницей с. Кирсановка, Тоцкого района Оренбургской области. «В наше время подростки много работали на полях и в собственном хозяйстве. Подростки много помогали старшим и даже вступали в группы пионеров «Тимуровцев». Даже во время войны мы собирали пшеницу с полей и делали хлеб, который в последующем отправляли на фронт, стояли у станков и помогали делать оружие. Когда война закончилась, подростки помогли вновь отстраивать дома, ухаживать за хозяйством и т. д. Интересов было много, например: читали познавательные книги, смотрели интересные фильмы, слушали красивые песни, собирались в «читалки» там мы слушали всякие рассказы и играли на балалайке. Подростки уважительно относились к учителям и родителям. Они во многом прислушивались к ним, старались не грубить в ответ, если поругают. У меня сохранились настолько хорошие отношения с моим учителем, что я до сих пор с ним общаюсь» [6].

Как видно из интервью, наблюдается патриотизм, сплоченность, уважение, любовь к прочтению книг. Ключевой момент — это формирование сотрудничества и коллектива. Коллектив является связующим звеном, так как только благодаря коллективу люди достигают единой цели. Единая цель — это то, что как раз сближало подростков и формировало единство и желание строить светлое будущее. Воспитание строилось на примере прочтенных книг, просмотра фильмов, прошедших цензуру. У подростков XX века было желание учиться и достигать научных открытий, доминировали иные ценности.

Современные подростки отличаются от поколения 70–80-х годов, как ни странно это прозвучит, наличием свободы к информационным ресурсам. Благодаря свободной информации подростки быстрее познают окружающий мир, внимание становится избирательным, формируется клиповое мышление и в тоже время начинает страдать нервная система. Ребенок становится раздражительным, неуправляемым, агрессивным, так как попадает под влияние рекламы и продукции маркетологов. В связи с этим у подростков формируются иные потребности: потребность в достижении успеха через приобретение нового гаджета и формирования зависимости от материального мира — «вещинизм».

Подводя итог, следует отметить следующее: образ жизни подростка зависит от уровня воспитания и культуры родителей. От количества потраченного времени на организацию досуга и времени на общение. Регулярное общение с подростком формирует доверие и безопасную психологическую среду. Регулярное общение со сверстниками удовлетворяет социальную потребность, подросток чувствует себя значимым и нужным для общества.

Литература:

  1. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд./ Пер. с англ. — СПБ.: Питер, 2009. -352с. — (Серия «Мастера психологии»).
  2. Diane F. Halpern Thought and Knowledge: An Introduction to Critical Thinking Third edition Lawrence Erlbaum Associates, Publishers 1996 Mahwah, New Jersey [текст] 4-е международное издание Издательство: Питер — 2000 г. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication.com. Дата обращения (4.04.2021).
  3. Колорозо Б. Травля: Как искоренить насилие и создать общество, где будет больше доброты/ пер. с англ. Л. В. Гурбановской, Е. И. Мягченковой, Ю. Я. Гольдберга — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2019.-352с.
  4. Рожков А. Ю. Молодой человек в Советской России 1920-х годов: повседневная жизнь в группах сверстников (школьники, студенты, красноармейцы): автореф. дис. доктора истор. наук. Краснодар. 2003 [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. Режим доступа: https://dlib.rsl.ru (Дата обращения 4.02.2023)
  5. Сравнительный анализ мотивации учения подростков (середина XX века — первое десятилетие XXI века) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2012/1825.htm (Дата обращения 4.12.2023)
  6. Подростки XX века, их интересы и потребности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://obuchonok.ru/node/1331 (Дата обращения 4.12.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, информационная безопасность, потребность, проблема, психологическая безопасность, век, причина, взрослый, Советская Россия, существенное влияние.


Похожие статьи

Задать вопрос