Нравственное воспитание младших школьников посредством воспитывающих игр во внеклассной работе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 21.01.2024

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Минкабирова, И. Ф. Нравственное воспитание младших школьников посредством воспитывающих игр во внеклассной работе / И. Ф. Минкабирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 176-179. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110447/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье обоснована актуальность проблемы нравственного воспитания младших школьников посредством воспитывающих игр во внеклассной работе. Авторами выделены теоретические основы проблемы нравственного воспитания, представлен анализ психологической и методической литературы по формированию нравственных качеств младшего школьника.

Ключевые слова: нравственное воспитание, педагог, воспитывающие игры, внеурочная деятельность.

The article substantiates the relevance of the problem of moral education of younger schoolchildren through educational games in extracurricular activities. The authors highlight the theoretical foundations of the problem of moral education, and present an analysis of psychological and methodological literature on the formation of moral qualities of a younger student.

Keywords: moral education, teacher, educational games, extracurricular activities.

Ни для кого не является секретом, что в течение длительного времени в нашей стране происходило разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов. Снижение жизненного уровня населения, рост преступности, пропаганда насилия средствами массовой информации и другие негативные общественные явления привели к нарастанию кризиса самореализации, социализации, доверия к старшим поколениям и государственным и общественным институтам, что еще более усилило нарастание в России духовно-нравственного кризиса. В результате значительная часть современной молодежи оказалась малоспособной жизненно самоопределиться в новых жестких современных условиях жизни общества, не отвергая при этом общечеловеческих ценностей.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». [1] В связи со сложившейся ситуацией в обществе и возникла потребность разработать новые требования к системе образования и закрепить их в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО), утвержденным Министерством образования и науки РФ в октябре 2009г. В рамках стандарта была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Согласно Концепции четко определены понятия социализации, базовых национальных ценностей и идеалов и т. д., дано подробное описание нравственных качеств гражданина России [2].

Актуальность проблемы нравственного воспитания выражается в том, что обществу сегодня нужен гражданин, обладающий качествами: самостоятельность в выборе и принятии решений; способность нести ответственность за свои дела и поступки, оценивать и осмысливать их; идентифицировать себя как носителя национальной культуры, как человека-гражданина своей страны и мира; способность к проявлению толерантности. На неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности ежедневно обрушивается большое количество негативной информации. Школа должна сформировать устойчивые нравственные свойства личности, способной ориентироваться в окружающем мире и жить по нормам и законам морали и нравственности [3].

Анализ литературы . На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах Г. И. Батуриной, Н. М. Болдырева, А. К. Уледова, И. Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия писателей, видных ученых-педагогов, внесших значительный вклад в разработку проблем нравственного воспитания школьников (Т. И.Когачевская, Р. Н.Курманходжаева, Т. В.Лукина и др.)

Ученые Н. И.Болдырев, Л. И.Рувинский, И. С.Марьенко, Л. А.Матвеева, Л. И.Божович, и многие другие исследовали нравственное воспитание в разных аспектах [4].

Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения и продолжается всю жизнь, и направленный на владение людьми правилами и нормами поведения.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Формирование нравственной самостоятельности осуществляется на всех ступенях обучения. Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов не в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет [1].

Уже в начальных классах школы важно, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, их осознанию и закреплению.

Результаты нравственного воспитания появляются в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.

Проведя подробный анализ психологической и методической литературы, мы пришли к выводу, что проблема формирования нравственных качеств младшего школьника во внеурочной деятельности в настоящее время является крайне актуальной.

В современной практике всё большую популярность получают игровые технологии. Использование игр на уроке решает множество задач: развитие познавательного интереса; активизация мыслительной деятельности, становление творческой личности [5].

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки, прежде всего коммуникативные: умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем.

Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решить целый комплекс педагогических задач.

Рассмотрим одно направление применения игры: в целях нравственного воспитания, а точнее — для развития моральных качеств. Для этого обратимся к классификации игр. Наиболее полной и подробной является классификация С. А. Шмакова. За основу он взял человеческую деятельность и выделил следующие виды игр:

– физические и психологические игры и тренинги (двигательные, экспромтные игры и развлечения, лечебные);

– интеллектуально-творческие игры (предметные забавы, сюжетно-интеллектуальные игры, дидактические, строительные, трудовые, технические, конструкторские, электронные, компьютерные, игры-автоматы, игровые методы обучения);

– социальные игры (творческие сюжетно-ролевые, деловые игры).

Для решения поставленных задач выбираем наиболее приемлемую форму игры — творческую сюжетно-ролевую.

На уроках «Русского языка» с успехом применяются игровые технологии для воспитания культуры поведения и речи. Можно использовать работу в парах. Каждый ребёнок выбирает себе образ сказочного персонажа. Ставится проблема: «Пригласи своего друга на бал, используя добрые, приветливые слова». После обсуждения поставленной задачи выслушиваются диалоги. Задания в зависимости от темы урока меняются, но работа в парах продолжается, также как и работа в группах [1].

Следует подробнее остановиться на темах, по которым ведётся воспитательная работа в классе таким образом.

1. «Меня обидели»

Решается проблема: как я объясняю поступок обидчика, какие оправдания в его защиту найду, почему я должен его простить.

2. «Я обидел»

Проблема: какие нужно найти слова, какие совершить поступки, чтобы меня простили.

3. «Я нашёл, значит, это моё!»

Проблема: какие последствия может иметь присвоение чужих вещей для того, кто нашёл и для того, кто потерял.

4. «Жадность»

Проблема: чувства того, кто не дал и чувства того, кому не дали.

5. «Разрешите пригласить?»

Умение найти вежливые слова, фразы, чтобы пригласить кого-нибудь в гости, в кино, на прогулку.

6. «Разрешите Вас поздравить?»

Умение подбирать красивые фразы для поздравления с Днём рождения, с другими праздниками и событиями.

7. «Вежливость»

Где нужно и можно использовать это качество.

8. «Разрешите предложить свою помощь?»

Проблема: кому может понадобиться помощь? Как помочь нуждающимся в ней?

Эти темы удобнее всего обыграть на уроках риторики, ОБЖ, окружающего мира.

Результативность такой работы измерить в процентном отношении затруднительно, но на примере своего класса, могу сказать, что поведение детей заметно изменилось в лучшую сторону, выстраиваются доброжелательные отношения друг к другу.

То, что было изложено выше, составляет лишь незначительную часть возможностей, предоставляемых игрой. Ведь именно игре, как важнейшему виду детской деятельности, принадлежит огромная роль в развитии и воспитании ребёнка, в осуществлении индивидуального подхода к личности каждого ученика. Считаем, что в своей работе нужно использовать элементы игры или игровые технологии как можно чаще, чтобы достичь более высоких результатов в обучении и в нравственном воспитании подрастающего поколения [4].

Выводы. Нравственное воспитание детей- одна из самых важных задач нашего общества. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения и воспитания. Поэтому так важно использовать игровые элементы в процессе учебы и внеурочной деятельности. Дети начальной школы, ориентированные в силу возрастных особенностей на социальные нормы, с удовольствием играют в воспроизведение ценностных норм поведения и организации жизни, поэтому для работы с ними следует отобрать серию игр по освоению правил поведения. На уроках «Русского языка» с успехом применяются игровые технологии для воспитания культуры поведения и речи. Можно использовать работу в парах. Каждый ребёнок выбирает себе образ сказочного персонажа. Ставится проблема: «Пригласи своего друга на бал, используя добрые, приветливые слова». После обсуждения поставленной задачи выслушиваются диалоги. Задания в зависимости от темы урока меняются, но работа в парах продолжается, также как и работа в группах. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решить целый комплекс педагогических задач.

Литература:

  1. Азбука нравственного взросления: методический материал / В. И. Петрова [и др.]. — СПб.: Питер, 2018. — 304 с.
  2. Андреева, Л. В. Сурдопедагогика: учебник для вузов / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. — М.: Академия, 2019. — 576 с.
  3. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях Часть 2. — М.: Просвещение, 2019. — 144 c.
  4. Казачёнок, Н. В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации. 5–9 класс. ФГОС / Н. В. Казачёнок. — М.: Просвещение, 2018. — 150 c.
  5. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., Просвещение, 1999. — 410с.
  6. Ратанова, Т. А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. — М.: Флинта, 2017. — 130 c.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, игра, работа, внеурочная деятельность, подрастающее поколение, проблема, методическая литература, младший школьник, сказочный персонаж, учебный процесс.


Ключевые слова

педагог, нравственное воспитание, внеурочная деятельность, воспитывающие игры

Похожие статьи

Задать вопрос