Содержание и функции прокурорского надзора в деятельности правоохранительных органов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 19.01.2024

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Файзуллина, И. Р. Содержание и функции прокурорского надзора в деятельности правоохранительных органов / И. Р. Файзуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 436-439. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110372/ (дата обращения: 10.05.2024).



Прокурорский надзор в деятельности правоохранительных органов является достаточно сложным с точки зрения определения механизмов его осуществления и достижения целей, связанных с этим. Прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов должен осуществляться в пределах и с учетом требований, установленных законодательством в целях повышения эффективности деятельности и достижения показателей законности. В связи с этим, изучение содержания и функций прокурорского надзора в деятельности правоохранительных органов имеет значимое место в исследовании.

Прокурорский надзор за исполнением законом является значимой составной частью обеспечения законности деятельности должностных лиц и органов государственной власти. С учетом этого, на законодательном уровне определяются особенности организации прокурорского надзора и его разграничение на отдельные виды в зависимости от области. Так, прокурор с учетом наделенных полномочий имеет право на осуществление прокурорского надзора за исполнением законов при приостановлении предварительного расследования.

Целью деятельности прокуратуры заключается в обеспечение верховенства закона, единства, укрепления законности, защиты прав, свобод, интересов человека и гражданина, а также охраняемых в рамках нормативно правовой базы относительно интересов общества и государства в целом. В этой связи, деятельность прокуратуры направлена на обеспечение законности. При осуществлении предварительного расследования также требуется гарантированность реализации и защиты прав субъектов и соблюдения принципов законности.

Прокурорский надзор представляет собой самостоятельную специфичную деятельность уполномоченных федеральных органов прокуратуры, которая осуществляется от имени государства и заключается в организации проверки соблюдения нормативно-правовых актов, обеспечение законности издаваемых актов уполномоченными органами государственной власти, а также реализации положений, определенных законодательством в процессе деятельности должностных лиц и органов. Организация прокурорского надзора, с точки зрения, его содержания имеет специфику, которая обусловлена сложностями организации деятельности и последовательности проведения отдельных мероприятий, связанных с этим [1].

Органы прокуратуры обладают специфичным правовым статусом, который напрямую связан с наделением их целым рядом властных полномочий. Органы прокуратуры в соответствии с положениями законодательства наделены властными полномочиями для реализации принципа законности и осуществления дополнительного контроля за должностными лицами в целях соблюдения ими ограничений по осуществлению отдельных процессуальных действий в рамках рассмотрения дела, в том числе относительно сбора доказательств.

Основой обеспечения деятельности прокуратуры составляет прокурорский надзор. Кроме надзора, к полномочиям прокуратуры составляет осуществление уголовное преследование лиц, которые совершили уголовное деяние, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, а также в участии в правотворческой деятельности.

В рамках своей деятельности органы прокуратуры полностью независимы от федеральных органов исполнительной власти, местного самоуправления, что составляет основу при определении их места в системе органов государственной власти. Наличия независимости в рамках осуществления деятельности позволяет объективно осуществлять надзор за исполнением законодательства, создать условия для его исполнения, а также выполнять иные функции, установленные в рамках нормативно правовой базы.

Прокуратура является специфичной системой органов. Должностные лица прокуратуры осуществляют свою деятельность от имени государства, а также на основании законодательства, в частности основу, которой положила Конституция РФ [4]. Конституция РФ устанавливает, что полномочия органы прокуратуры реализует самостоятельно, независимо от иных органов государственной власти, местного самоуправления. При этом, любое иное вмешательство относительно организации деятельности прокуратуры недопустимо.

Согласно ст. 129 Конституции РФ, Прокуратура РФ является единой федеральной централизованной системой органов, которые обеспечивают реализацию надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнения законов, в том числе относительно обеспечения реализации надзора связанного с соблюдением прав и свобод человека, гражданина, организации уголовного преследования в пределах полномочий установленных законодательством, а также реализация иных функций. Полномочия и функции органов Прокуратуры, ее организация и порядок осуществления деятельности устанавливается с учетом порядка, установленного федеральным законодательством.

Органы прокуратуры занимают значимое место в рамках уголовного процесса, что напрямую связано с необходимостью осуществления дополнительной проверки доказательств, действий уполномоченных следственных органов на соответствие требованиям определенных законодательством. В данном случае институт прокуратуры напрямую связан с приоритетом реализации принципов законности и правопорядка. Вследствие этого, в рамках реализации полномочий органы прокуратуры наделены правом на осуществление проверки и оценки доказательств по уголовному делу, а также осуществления иных властных полномочий в рамках реализации контроля за соблюдением уполномоченными должностными лицами порядка производства по делу [2].

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры определяется его место в системе органов государственной власти и влияние, которое может оказываться на них. В данном случае, для обеспечения реализации особого конституционно-правового статуса органов прокуратуры осуществляется наделение их соответствующими полномочиями. В связи с этим, в рамках исследовательской работы рассмотрим основные компетенции органов прокуратуры.

К основным компетенциям органов прокуратуры следует относить:

 надзор за исполнением нормативно-правовых актов органами власти, должностными лицами и соответствующими учреждениями, а также коммерческими и некоммерческими организациями, обеспечения законности нормативных актов, которые издаются ими;

 надзор за соблюдением прав человека и гражданина со стороны уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, в том числе относительно общественного контроля, создания условий для реализации основ правового статуса человека при реализации мер ответственности и пресечения в отношении них;

 надзор за исполнением нормативно-правовых актов органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, а также судебными приставами, администрацией органов, осуществляющих исполнение уголовного наказания;

 уголовное преследование в соответствии с порядком определенным законодательством;

 координация деятельности правоохранительных органов относительно осуществления борьбы с преступностью;

 возбуждение дел об административном правонарушении и проведения административного расследования с учетом требований и ограничений, связанных с реализацией их полномочий;

Указанные полномочия определяют специфику правового статуса органов прокуратуры. Определение компетенций органов прокуратуры напрямую связано с необходимостью реализации ими надзора за законодательством, деятельностью органов государственной власти. Приоритетным является обеспечение законности в деятельности органов, принятия отдельных мер, связанных с профилактикой нарушения и назначения ответственности в отношении субъектов.

Функции прокуратуры осуществляются исключительно в порядке, определенном федеральным законодательством. Функции определяют основные виды деятельности прокуратуры, направленные на достижение целей, которые ставятся перед ними, в том числе относительно реализации соответствующих полномочий, которые возлагаются на них законодательством. Основной целью деятельности прокуратуры является обеспечение верховенства закона, создания условий для укрепления единства и законности в рамках их деятельности, а также защиты прав и свобод человека, защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Для достижения соответствующей цели требуется решение ряда задач. Задачи обусловлены целями, которые ставятся перед прокуроров и обеспечения реализации требований, устанавливаемых законодательством, а также на основе складывающихся в государстве или в определенных субъектах состояние законности проблемных вопросов, решение которых основывается на необходимости организации прокурорского надзора и реализации функций, которые возлагаются на них с учетом требований определенных законодательством [3].

С учетом проведенного анализа, к основным функциям органов прокуратуры в системе государственного управления следует относить:

 надзорная или прокурорский надзор. Данная функция имеет значимое место в определении его конституционно-правового положения, а также установления соответствующего статуса как самостоятельного надзорного органа. Приоритетным в данном случае, является то что надзор организуется как в отношении физических и юридических лиц, так и органов государственной власти в установленном порядке;

 уголовное преследование. Уголовное преследование представляет собой процессуальную деятельность, которая осуществляется стороной обвинения для обеспечения выявления подозреваемых, в совершении преступлений. Прокурор с учетом требований, устанавливаемых законодательством, наделяется правом на осуществление уголовного преследования в установленном порядке и принятия соответствующих мер, связанных с этим;

 координация деятельности правоохранительных органов относительно обеспечения борьбы с преступностью в нашей стране. В данном случае координация обуславливается необходимостью организации совместных мероприятий, направленных на стабилизацию и снижения показателей преступности, а также его отдельных видов, как основы обеспечения правопорядка;

 участие прокурора в судах в рамках уголовного, конституционного, арбитражного, гражданского и административного судопроизводства, что выражается в инициировании прокурором в установленном законодательством вопросов относительно реализации на отдельных уровнях судебных решений, в случае если в делах к обязательному участию привлекается прокурор.

Определение решение данных функций имеет значимое место с учетом установление направлений развития законодательства и деятельности органов прокуратуры. Органы прокуратуры с учетом специфики правового статуса обеспечивают решение поставленных задач, связанных с развитием системы законности и профилактики правонарушений. Приоритетным с точки зрения статуса органов прокуратуры является урегулирование общественных отношений и компетенций органов прокуратуры в соответствии с положениями законодательства.

Таким образом, на основании вышеизложенного, следует прийти к выводу, что функции и полномочия прокуратуры осуществляются исключительно в порядке, определенном федеральным законодательством. Функции определяют основные виды деятельности прокуратуры, направленные на достижение целей, которые ставятся перед ними, в том числе относительно реализации соответствующих полномочий, которые возлагаются на них законодательством. Приоритетным в данном случае является формирование единства в урегулировании прокурорского надзора в деятельности правоохранительных органов и решения, связанных с этим задач.

Литература:

  1. Ходжалиев, С. А. Понятие и общие положения прокуратуры субъектов РФ / С. А. Ходжалиев // Вестник научной мысли. 2021. № 6. С. 560
  2. Прокурорский надзор: учебник и практикум для вузов / А. Ф. Смирнов [и др.]; под редакцией А. Ф. Смирнова, А. А. Усачева. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2023. С. 28
  3. Семенова, Н. К. Сравнительный анализ конституционного закрепления прокуратуры в Российской Федерации и зарубежных странах / Н. К. Семенова, Е. В. Борисевич // Дневник науки. — 2022. — № 10(70). С. 98.
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 01.07.2020. - № 31. - Ст. 4398.
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, орган прокуратуры, государственная власть, орган, законодательство, значимое место, обеспечение законности, полномочие, уголовное преследование, учет требований.


Похожие статьи

Задать вопрос