Влияние стресса на состояние здоровья человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 18.01.2024

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Овчинникова, А. И. Влияние стресса на состояние здоровья человека / А. И. Овчинникова, М. Ю. Шаблиевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 471-473. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110327/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье представлена информация об определении стресса, его видах, а также его влиянии на состояние здоровья человека.

Ключевые слова: стресс, стрессор, виды стресса влияние, организм, воздействие на организм.

Актуальность темы исследования . Одними из основных причинных факторов развития хронических заболеваний являются стрессовые состояния и психические расстройства. Впервые человек, как правило, сталкивается с хроническим стрессом с момента поступления в школу и начала обучения.

Цель работы изучить теоретическую литературу на предмет изученности темы влияния стресса на организм человека.

В настоящее время понятие «стресс» широко используется для обозначения целого круга различных состояний человека, которые возникают как ответ на определенные события, обстоятельства жизнедеятельности, факторы внешней среды.

Основоположником учения о стрессе является канадский физиолог Ганс Селье (1907–1982). В 1936 г. в небольшой статье английского журнала «Nature» было представлено наблюдение о пациентах, страдающих различными соматическими заболеваниями, причем у всех наблюдаемых присутствовали общие симптомы, такие как снижение мышечного тонуса, общая слабость, склонность к гипертензии и уменьшение аппетита. Для характеристики совокупности этих неспецифических симптомов был использован термин «стресс» [5].

Однако не совсем правильно утверждать, что Г. Селье был первым, кто ввёл это понятие. До 1936 года термин «стресс» был известен благодаря работам американского учёного У. Кэннона, который использовал понятие в теории о реакциях выживания. Селье же, напротив, старался избежать употребления этого определения в своих работах, так как в то время «стресс» являлся синонимом нервно-психического перенапряжения и широко использовался в общественных кругах именно в этом смысле [5].

Термин «стресс» встречается в современной литературе как обозначающий понятия сильного неблагоприятного, отрицательно влияющего на организм воздействия. Физиологическая или психологическая реакция на действие агрессора или сильные для организма реакции разного рода (как неблагоприятные, так и благоприятные). Также к данным понятиям можно отнести неспецифические физиологические и психологические реакции организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности [1].

Стрессоры — это все факторы внешней или внутренней среды, которые могут нарушать здоровье человека и наличие которых вызывает стресс-реакцию. Иначе говоря, стрессор — это стимул, вызывающий стрессовую реакцию. Все стрессовые агенты, как и реакция на них, могут быть разделены в зависимости от того, являются ли они физическими явлениями или возникают в результате психологической деятельности человека.

Физическими стрессорами являются раздражители, которые непосредственно воздействуют на организм посредством метаболических или сенсорных процессов — например, чрезмерные по силе или длительности физические нагрузки являются факторами, провоцирующими физический стресс [2].

«Психологические, эмоциональные раздражители вызывают стрессовое состояние только тогда, когда оцениваются конкретным человеком как стрессогенные. Их влияние зависит от личной позиции индивида, его реакции на окружающие его обстоятельства. Человек воспринимает те или иные ситуации как стрессоры в зависимости от особенностей его характера, положения в социуме, поведения и других личностных и социальных аспектов» [3].

В своих работах Г. Селье утверждал, что независимо от условий на организм всегда в той или иной мере действуют стрессоры, поэтому присутствие стресса в организме постоянно. Так как основная задача ответных стрессовых реакций организма заключается в поддержании его нормальных условий существования, стресс в определенных количествах можно считать нормальным явлением здорового организма.

Из данной концепции принято выделять несколько видов стресса. В зависимости от длительности воздействия принято различать острый и хронический стресс. При кратковременном стрессе в организме запускаются имеющиеся защитные механизмы реагирования, происходит быстрая мобилизация органов и систем. После прекращения кратковременного воздействия функции организма, как правило, полностью восстанавливаются.

Если стрессовое воздействие становится длительным, ресурсы организма начинают истощаться, и происходит функциональная перестройка органов и систем организма, обеспечивающая приспособление к новым неблагоприятным условиям жизни.

Г. Селье в рамках классификации стресса выделил два понятия, отражающих степень негативного отклика организма в ответ на стресогенное воздействие — дистресс («плохой» стресс) и эустресс («хороший» стресс).

Эустресс — состояние организма, развивающееся в ответ на сильное раздражение, которое оценивается как положительное жизненное событие. Эустресс — это стресс, развивающийся тогда, когда человек переживает соответствие между своими возможностями, ресурсами и требуемыми от него усилиями в достижении чего-либо. Дистресс — это состояние, которое развивается, напротив, в результате воздействия раздражителя, оцениваемого негативно [4].

Эмоциональный стресс представляет собой защиту от психогенных факторов, вызывающих отрицательные эмоции. Часто термин «эмоциональный стресс» используют для обозначения тревоги, конфликта, эмоционального расстройства, переживания угрозы безопасности, неудачи и других эмоциональных состояний, которые развиваются у человека, когда он сталкивается с реальными психологически трудными ситуациями либо считает их психологически трудными или неразрешимыми.

Учебный стресс занимает отдельную категорию среди видов стресса, так как охватывает целый пласт населения — от детей младшего школьного возраста до студентов.

Согласно М. Франзенхаулер. которая пыталась объяснить различное влияние одной и той же стрессовой ситуации на разных людей усилением выделения адреналина или норадреналина выделяются две формы реагирования студентов на стресс:

Первая — «стресс льва» когда у субъектов повышается функциональный уровень учебной деятельности. Поскольку в этом случае усиливается выделение норадреналина, они преимущественно проявляют агрессивные реакции, сопровождаемые яростью, гневом, злостью.

Вторая форма «стресс кролика»: в этом случае функциональный уровень учебной деятельности понижается. Так как у такой группы субъектов во время стресса усиливается выделение адреналина, они характеризуются оборонительной реакцией, вызывающей страх, депрессию, тревогу преодолевая стресс, студент может проявлять деструктивную реакцию или искать конструктивные пути решения проблемы. Одни стратегии способствуют преодолению стресса, а другие, напротив, затрудняют этот процесс.

Человек со слабой устойчивостью к стрессу и неправильной стратегией его преодоления могут начать действовать деструктивно. Данное поведение проявляется в желании ухода от реальности изменением своего эмоционально психического состояния с помощью разнообразных разрушительных агентов, изменяющих внутреннее эмоционально психическое состояние.

Как правило, воздействие стресса приводит к развитию или усугублению уже имеющегося заболевания в уже ослабленном органе (по разным причинам) — такой орган можно назвать «органом-мишенью».

Существуют определенные факторы риска развития соматической патологии в отдельном органе или системе организма при стрессе. К ним относится генетическая предрасположенность к тем или иным заболеваниям, неблагоприятные условия внешней среды, условия труда и быта, нерациональное питание, предшествующие повреждения органа. Важную роль играет частота и интенсивность работы соответствующего органа.

На сегодня очень популярна теория гипокинетического заболевания, в соответствии с которой стрессовая ситуация в сочетании с подавленной физической активностью приводит к возникновению психосоматического заболевания, первичным звеном которого являются серьезные нарушения психического статуса человека, в то время как нарушения в органах носят вторичный характер [3].

Очень часто, особенно после продолжительного стресса, вследствие истощения всего организма наступает слабость. Заболевания, причиной которых является стресс, могут локализоваться практически в любой системе организма. Чаще всего к ним относятся язвы кишечника, желудка, язвенный колит, бронхиальная астма, гипертония, аритмия, головные боли, мигрень, иммунодепрессия, экзема, крапивница. Нередки также и нарушения психики — неврозы, депрессии и другие расстройства.

В настоящее время на первый план выходит стресс, вызванный психическими раздражителями, и подавляющее большинство населения подвержено хроническому стрессу. Наличие постоянного стресса запускает адаптивные процессы организма, что вызывает определенные изменения в органах и системах, которые становятся хроническими заболеваниями.

Литература:

  1. Голованова Т. Н. Стресс-менеджмент в жизни студента как субъекта учебной деятельности / Голованова Т. Н., Бахтина С. В., Андреева С. Н.: Вестник Марийского государственного университета. 2018. № 4.
  2. Жарова, М. Н. Психология / М. Н. Жарова — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 368 с.
  3. Залесский М. Л. Стресс ученика. Хорошо это или плохо? / Залесский М. Л., Григорян М. Э.: Школьные технологии. 2017. № 3.
  4. Мухина, С. А. Теоретические основы сестринского дела / Мухина С. А., Тарновская И. И. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. — 368 с.
  5. Поляицева, О. И. Психология для медицинских колледжей учебник / Поляицева О. И. — Ростов н/Д: Феникс, 2020. — 431 с.
Основные термины (генерируются автоматически): стресс, вид стресса, система организма, хронический стресс, внешняя среда, выделение адреналина, психическое состояние, стрессовая ситуация, учебная деятельность, функциональный уровень.


Ключевые слова

стресс, организм, стрессор, воздействие на организм, виды стресса влияние

Похожие статьи

Задать вопрос