Коррупционные преступления, совершаемые в сферах образования и культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 17.01.2024

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Максайда, У. В. Коррупционные преступления, совершаемые в сферах образования и культуры / У. В. Максайда. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 380-383. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110323/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье раскрываются виды коррупционных преступлений, совершаемых в сферах образования и культуры, утверждается, что реформирование действующего законодательства, направленного на противодействие коррупции, на практике его применения существенного результата не привнесло. Анализируются различные проблемы и подходы для их разрешения.

Ключевые слова: предварительное расследование, борьба с коррупцией, взяточничество, коррупционные преступления в сфере образования и культуры.

Во всем мире сейчас идет активная борьба с коррупцией. Согласно п. «а» ч. 1 ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [2].

Сфера образования и культуры также подвергается совершению коррупционных преступлений, которые выражаются в различных формах проявления:

— взяточничество — это когда работники в сферах образования и культуры берут взятки в обмен на предоставление услуг, таких как: допуск к обучению, продвижение сотрудников или получение грантов и финансирования на культурные проекты;

— использование личных связей — злоупотребление влиянием и (или) связями, чтобы получить преимущества в таких областях, как образование и культура. Например, используют свои связи для зачисления на обучение, получение работы, избрание на должность без должного конкурсного отбора и др.;

— плагиат и фальсификация — это когда работы деятелей искусства или учебные материалы подвергаются хищению или использованы без разрешения. Кроме того, фальсификация результатов исследований, исправление оценок или управление показателями успеха могут также быть распространенными формами коррупции в сферах образования и культуры;

— неправомерное использование бюджетных средств: в сферах образования и культуры, государственные и муниципальные бюджеты использовались нецелевым образом, например, для личного обогащения, бездействия или непрофессионального управления;

— недостаточная прозрачность и отсутствие надзора: в некоторых случаях, отсутствие прозрачности и эффективного надзора создает условия для мошенничества и коррупции в сферах образования и культуры;

— конфликт интересов.

Факторы, способствующие коррупции в учреждениях образования и культуры, подразделяют на три основные категории:

— финансовая мотивация: стимул для большинства случаев мошенничества имеет финансовый характер и обусловлен потребностями или желаниями лица, совершившего мошенничество;

— возможность для совершения мошенничества: в случае недостаточного контроля со стороны государства возникают условия, обеспечивающие возможность для совершения мошенничества;

— латентность: лица, совершающие мошенничество, утверждают, что они могут избежать ответственности, поскольку государство выделяет на образование столько средств, что невозможно установить хищения в небольших размерах [7, с. 19–20].

Следует отметить, что круг субъектов коррупционных отношений в сферах образования и культуры разнообразен.

В образовании выделяют две группы субъектов: пассивные и активные. К основным субъектам пассивного подкупа в коррупционных отношениях в образовании представляется возможным отнести следующие категории работников образовательных организаций: руководители, педагогические работники, научные работники, административные и административно-хозяйственные работники и др.

Субъекты активного подкупа в образовании — это участники отношений в сфере образования, предоставляющие выгоды и преимущества стороне пассивного подкупа. К субъектам активного подкупа в образовании следует отнести обучающихся и их родителей (законных представителей), а также иных заинтересованных лиц, предоставляющих выгоды стороне пассивного подкупа.

В числу работников с повышенным коррупционным риском в учреждениях культуры относятся: руководитель учреждения, главный бухгалтер, руководители структурных подразделений (инициаторы закупки, руководитель отдела закупок (контрактный управляющий) либо иное лицо, в чьи полномочия входит подготовка и/или заключение договоров, а также принятие исполнения по ним (руководитель приемной комиссии при проведении реконструкции, главный инженер и т. п.)) [4, с. 26].

Таким образом, борьба с коррупцией — сложный процесс, в котором необходимы усилия со стороны правительства, правоохранительных органов и общества.

Предварительное расследование коррупционных преступлений, осуществляемых в сфере образования и культуры является важным инструментом для борьбы с этим явлением. Его целью выступают: выявление причин, условий и механизмов коррупционных преступлений в сфере образования и культуры, выявление и наказание виновных лиц.

Одной из основных проблем предварительного расследования коррупционных преступлений, осуществляемых в сфере образования и культуры является недостаточная осведомленность о происходящих преступлениях. Проблематичность обнаружения, раскрытия и расследования дачи-получения взяток обусловливается целым рядом объективных и субъективных факторов, одним из которых выступает заинтересованностью всех участников преступления в его сокрытии [5, с. 66]. Чтобы скрыть совершенное коррупционное преступление субъекты могут использовать несколько сценариев.

Первым сценарием является соблюдение формальной процедуры, требований, которые придают действию ту форму, которая не противоречит его обязанностям, закрепленным в законе и должностной инструкции (например, преподаватель формально проводит процедуру сдачи экзамена, очевидно проверяя знания студента по предмету, но объективно уровень владения материалом не проверяет, а студент получает положительную оценку, которая не соответствует его знаниям).

Второй сценарий связан с присутствием свидетелей. Субъект преступления заранее продумывает, каким образом сможет уйти от ответственности, а именно совершает действия, формально соответствующие должностной инструкции, в присутствии свидетелей, которые в ходе опроса или допроса подтвердят, что он свои обязанности выполнял в соответствии с требованиями, что существенно может повлиять на ход расследования. Таким образом, полученные данные при допросе лица, которое привлечено в качестве свидетеля, оспорить крайне сложно, так как указанное лицо видело или само пользовалось такими услугами. [6, с. 137].

Согласно ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ) следователь (дознаватель) вправе истребовать (изымать в порядке установленном УПК РФ) документы для исследования или производства экспертиз [1], таким образом, мы приводим пример еще одного способа сокрытия коррупционного преступления в рассматриваемых сферах — изготовление подложных документов, которые в дальнейшем будут использоваться субъектом преступления. К примеру, государство выделяет музею бюджет для проведения реставрации, по документам реставрация музея была проведена, а на самом деле выделенные денежные средства были распределены на личные нужды между организаторами и директором данного музея.

Второй проблемой при предварительном расследовании коррупционных преступлений, совершаемых в сферах образования и культуры можно выделять отсутствие взаимодействия между органами следствия и органами дознания, а также сотрудничество лиц, участвующих в расследовании с правоохранительными органами.

Без эффективного взаимодействия между правоохранительными органами невозможно выполнение основной задачи, стоящей перед органами предварительного следствия — полное, объективное и всестороннее расследование преступлений [3, с. 34].

Нежелание сотрудничать с правоохранительными органами отдельных работников или должностных лиц в сфере образования и культуры, по нашему мнению, достаточно сильно осложняет работу следователя или дознавателя, т. к. данные действия препятствуют сбору информации и предоставления свидетельских показаний.

Третьей проблемой следует обозначить политическое давление. Коррупция в сферах образования и культуры может иметь политические связи, что создает дополнительные трудности при расследовании. В случае, когда политические деятели или влиятельные лица замешаны в коррупции, есть риск политического давления на следствие и вмешательства в его работу.

Одной из не менее значимых проблем является недостаточное взаимодействие и сотрудничество между государственными органами и общественными институтами. Государственные органы (правоохранительные и судебные органы), а также общественные организации, осуществляющие, согласно действующему законодательству деятельность, направленную на предотвращение и пресечение коррупционных преступлений в этих областях, должны быть направлены на эффективное сотрудничество.

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что современное состояние коррупционных проявлений в сферах образования и культуры, а также выявленная тенденция к их развитию, свидетельствует о насушенной потребности принятия мер антикоррупционной направленности. Эти меры носят политический, организационный, информационно-пропагандистский, социально-экономический, правовой, специальный и иной статус.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023)
  2. О противодействии коррупции: Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ (с изм. и доп. вступ. в силу с 15.09.2023)
  3. Багмет А. М. Процессуальное взаимодействие следователя с органами дознания при расследовании преступлений // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения, 2017. № 3(17).
  4. Зайнулин К. Корруция в учреждениях культуры: проводим профилактику // Справочник руководителя учреждения культуры, 2016. № 6.
  5. Свечников Н. И., Дорофеева Т. А. Правоохранительная деятельность Следственного комитета по противодействию коррупционным преступлениям // Вестник Пензенского государственного университета, 2018. № 2 (22).
  6. Смирнов В. А. Проблемы, возникающие при расследовании преступлений коррупционной направленности и возможные способы их преодоления // Молодой ученый, 2020. № 7 (297).
  7. Соловьева М. Ф. Противодействие коррупции и антикоррупционное просвещение: Методические рекомендации // КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». — Киров, 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): сфера образования, культура, предварительное расследование, орган, пассивный подкуп, преступление, активный подкуп, должностная инструкция, политическое давление, РФ.


Ключевые слова

взяточничество, предварительное расследование, борьба с коррупцией, коррупционные преступления в сфере образования и культуры

Похожие статьи

Задать вопрос