Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кротова, С. Н. Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО / С. Н. Кротова, Л. В. Григорьева, О. Н. Фатьянова, А. В. Рожина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 339-341. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110164/ (дата обращения: 11.05.2024).



Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Ключевые слова: работа с родителями, дети раннего возраста, партнерство.

Мы живём в эпоху социальных перемен: меняются условия жизни, ценности, характер отношений между поколениями. Сами взрослые часто оказываются не готовыми к переменам, и это не может не сказываться на детях. Однако проблема недостаточного понимания родителями важности социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста, необходимости обеспечения эмоционального контакта с ним внутри семьи до сих пор остается актуальной. Для более полного раскрытия потенциала детей, развития их личностной сферы, формирования универсальных способов познания и освоения мира необходима система психолого-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста и вовремя оказанная квалифицированная помощь [2].

Проведенное нами исследование показывает наличие проблем в детско-родительских отношениях, что указывает на необходимость повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах социально-эмоционального развития детей. Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования — «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей», ведёт к актуальности просвещения родителей, в вопросах развивающего воспитательно-образовательного потенциала семьи, консультативной помощи семье в предотвращении ошибок семейного воспитания [1].

Для того чтобы вызвать у родителей интерес к детскому саду недостаточно прочитать им лекцию или провести простое родительское собрание на интересующие проблемы. Поэтому педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. Исходя из уверенности, что родители и педагоги — партнеры в воспитании и развитии ребенка, следует говорить скорее о сотрудничестве с семьей, чем о непосредственном вовлечении семьи в образовательный процесс. Как именно будут складываться эти партнерские отношения, зависит от многих факторов, но общим является взаимная заинтересованность, уважение к чужой позиции и понимание общей задачи [4]. Ведь для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают потребностям и возможностям ребенка и способствуют его полноценному социально-эмоциональному развитию, но в то же время, которые актуальны и востребованы родителями. Практика показала, что большинство родителей хотели бы почувствовать себя более уверенно в вопросах воспитания, однако традиционные формы работы, предлагаемые различными образовательными организациями, кажутся им скучными и малоэффективными [3].

Мы решили внедрить новый, более интересный подход в работу с родителями — практико-ориентированное семейное образование в досуговой деятельности. Такой подход помогает совместить реальный опыт с игровыми и познавательными форматами. Это относительно новая, но стремительно набирающая популярность технология обучения родителей. В основу данного подхода положено понятие «обучение через развлечение» и предполагает внедрение игровых практик в традиционные форматы обучения. Этот подход способствует:

– поддержанию интереса и вовлеченности родителей и детей в образовательный процесс, сотрудничеству с педагогами ДОО;

– повышению у родителей психолого-педагогических знаний, методов и приемов эффективного взаимодействия с детьми раннего возраста;

– приобретению родителями и детьми опыта эмоционального общения, позитивного взаимодействия в совместной игровой, досуговой деятельности;

– развитию и укреплению эмоциональных отношений между ребенком и родителем, оптимизирующих детско-родительские отношения.

Тренировка и освоение навыков происходит прямо в процессе развлечения. Через игровые форматы взрослые и дети вовлекаются в процесс. Они получают положительные эмоции и яркие впечатления, благодаря чему сохраняется интерес к продолжению участия. В итоге они приобретают новый опыт с возможностью грамотно отрефлексировать его, что приводит к осознанному освоению навыка. Практико-ориентированное обучение дает родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме. Только вербальное общение (родители обсуждают друг с другом и с педагогом) не позволяет решать задачи, связанные с осознанием себя родителями. Причина в том, что, стараясь представить себя в наилучшем свете, мамы и папы тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность и спонтанность своего поведения. Любой навык недостаточно понять в теории, чтобы научиться эффективно его применять, овладеть им можно только на собственном практическом опыте [3]. А потому организация семейных праздников и досугов явилась самой действенной формой сотрудничества детей, педагогов и родителей. В процессе данных мероприятий активно решаются следующие задачи:

  1. преодоление препятствий в общении взрослых и детей;
  2. развитие у воспитывающих взрослых способности понимать эмоциональные состояния и чувства детей;
  3. приобретение родителями опыта проведения семейных праздников, с опорой на рекомендации педагогов и специалистов.

Обучающие досуговые мероприятия, которые проводятся совместно для родителей и их детей, дают возможность членам семьи находиться рядом, больше узнавать друг о друге и о взаимных интересах. Родитель может видеть, как его ребёнок растёт и развивается, и начинает меняться вместе с ним. Совместное взаимодействие детей и родителей в досуговой деятельности позволяет не только легче преодолеть процесс адаптации к детскому саду, но и повысить эффективность педагогического процесса, поскольку воздействие направлено не только на текущую ситуацию, но и на формирование коммуникативной культуры семьи, а также позитивно влияет на внутрисемейные отношения. Итогом данной работы стали пособия, разработанные творческой группой педагогов МБДОУ «Детский сад № 135», которые получили положительные рецензии МКУ «Краснодарский научно-методический центр» в 2021–2022 годах:

  1. методические рекомендации муниципального инновационного сборника «Мы вместе» (2022 г.). В пособии представлены методические рекомендации и разработанная творческой группой модель вовлечения родителей в образовательный процесс средствами досуговой деятельности. Раскрывается алгоритм построения работы и ее содержание, что позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне дошкольной образовательной организации, так и на уровне отдельной группы детского сада. Представленная модель является отправной точкой организации работы с семьей. А конспекты досуговых и образовательных мероприятий с родителями и детьми раннего возраста, а также с педагогами детского сада, помогут не только эффективно построит работу в рамах модели, но и получить старт для дальнейшей творческой реализации проектов детского сада. Данное пособие предназначено для использования в работе старших воспитателей, педагогов-психологов, воспитателей, музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
  2. методическое пособие «Создание благоприятных условий для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста» с аудио приложением и картотекой игровых адаптационных сеансов (2021 г.). В пособии представлена система взаимодействия специалистов детского сада в организации эмоционально комфортного адаптационного процесса. Помимо теоретических материалов, пособие оснащено печатной картотекой и аудио-приложениями. В пособии раскрывается методика организации игровых сеансов с детьми в период адаптации, которые направлены на снятие психоэмоционального напряжения, снижение импульсивности, тревоги и агрессии детей раннего и младшего дошкольного возраста. А также методические рекомендации по ведению адаптационного курса для родителей и детей «Адаптируемся вместе» в специально созданных для этого условиях — Семейной игровой комнате. В приложении можно найти конспекты мероприятий курса, тренинга детско-родительских взаимоотношений и рекомендации для воспитателей по организации адаптационного процесса с детьми разной степени адаптации, на дисках к данному методическому пособию записано аудио-приложение к картотеке игровых сеансов и музыкальных игр для родителей.
  3. «Сборник диагностических методик для обследования участников образовательных отношений при организации деятельности по социально-эмоциональному развитию детей раннего возраста» (2021 г.)

В сборник вошли методические материалы по диагностике всех участников образовательных отношений. Он содержит три раздела:

  1. мониторинг развития воспитанников группы раннего возраста;
  2. диагностика родителей;
  3. диагностика педагогов.

Представляет собой наиболее полное собрание методик и тестов практической психодиагностики по изучению адаптированности детей, внутрисемейных отношений и стилей воспитания, компетентности педагогов в вопросах социально-эмоционального развития. Методики и тесты сопровождаются «ключами» — описанием обработки способов полученных результатов.

Данный сборник методик и тестов представляет собой попытку дать профессиональному психологу «настольную книгу» для повседневной деятельности. Составитель далек от мысли, что предлагаемый сборник способен ответить на все вопросы, ежедневно встающие перед педагогом-психологом ДОО. Акцент сделан на решение одной проблемы: изучение социально-эмоционального состояния ребенка раннего возраста и его окружения.

Данная комплексная работа имеет положительные результаты. Благодаря неформальному взаимодействию, родители вовлечены в процесс, а не просто являются наблюдателями, ведь семейный досуг нацелен на баланс интересов и ребенка, и родителя.

В заключение хотелось бы отметить, что такой подход создает условия для формирования индивидуальной траектории социализации каждого ребенка, способствует развитию его личностного потенциала, гармоничного развития с учетом имеющихся способностей и ресурсов, обеспечивает ему психологическую поддержку как дошкольной организации, так и семьи, а предложенные нами новые формы работы, стимулируют родителей к активному участию в образовательном процессе детского сада и помогают родителям осознанно участвовать в социально-эмоциональном развитии своего малыша. Практико-ориентированная направленность работы нацелена на овладение ребёнком с помощью взрослого знаниями и навыками, полезными в решении актуальных социовозрастных задач. Предложенная модель взаимодействия образовательной организации и семьи отличается своей интерактивностью. В ее содержание входят психолого-педагогические технологии, обеспечивающие активную позицию не только педагогов, но и детей, и их родителей. Активность заинтересованного сообщества обусловлена тем, что модель создаёт системную среду, подразумевающую включение всех участников образовательного процесса.

Таким образом, можно сказать, что данное сотрудничество, вовлечение родителей в образовательный процесс, возможно только при условии использования новых форм работы, направленных на получение родителями практических навыков взаимодействия со своим ребенком.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (п.1.6, 1.7).
  2. Голубь М. С., Кураева Д. А. Микросреда семьи как фактор возникновения агрессивного поведения у детей// Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования// выпуск 2А, том 11,2022.
  3. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019.
  4. Методы обогащения воспитательного опыта родителей: воспитание и обучение: воспитателю для работы с семьей / Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 9–52–60 с.
  5. Сергиенко, Е. А. Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы / Е. А. Сергиенко, Т. Д. Марцинковская, Е. И. И
  6. https://ds135.centerstart.ru/sites/ds135.centerstart.ru/files/archive/Метод. рекомендации Мы вместе на сайт.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, младший дошкольный возраст, отношение, семья, социально-эмоциональное развитие детей, методическое пособие.


Похожие статьи

Задать вопрос