Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС в сфере дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 12.01.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Андреева, В. В. Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС в сфере дошкольного образования / В. В. Андреева, О. Н. Белозерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 295-297. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110122/ (дата обращения: 11.05.2024).



В настоящей статье анализируются и рассматриваются принципы ФГОС ДО и ставится проблема построения предметно-пространственной среды обусловленным требованиями современного развивающегося общества, с детьми дошкольного возраста в рамках дошкольного учреждения.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, дошкольные учреждения, игра, развивающая предметно-пространственная среда.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», ряд федеральных законов, а также различных нормативно-правовым документам вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.

В качестве важной составляющей этого процесса на территории России сейчас принят программный подход, состоящий в том, что часть предметов и материалов должны присутствовать в доступе ребенка. «Развивающая предметно-пространственная среда, является одним из компонентов образовательного пространства дошкольных организаций, представленного специально организованными средами».

В зависимости от особенностей каждого возрастного этапа, материалов, оборудования и инвентаря для реализации и развития детей раннего и дошкольного возраста, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития. Стоит отметить, что одним из главных факторов успешного внедрения ФГОС является организация развивающей предметно-пространственной среды в процессе развития. Именно в этот процесс закладывается огромное количество технологий и методик, благодаря которым ребенок начинает учиться, не подражать кому-то, а делать сам.

ФГОС ДО предназначены для решения задач, связанных с повышением качества образования воспитательно-образовательного процесса. Поэтому, исходя из вышеизложенного, основное внимание должно быть, направлено на обеспечение соответствующих условий для развития личности дошкольников, активизацию инновационной деятельности и изменения подхода к организации. Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Таким образом, ее планировка должна быть на 100 % совместима с индивидуальным развитием каждого ребенка, иметь все необходимые возможности для его когнитивного развития. В основе проектирования должны лежать психологический климат и методы обучения, обеспечивающие успешное развитие детей, эмоциональный фон и психологическая обстановка.

Потребности детей, условно можно поделить на три основных вида: общение, движение, познание. Окружающая среда развития обязана соответствовать данным потребностям. Например, в ясельной группе будет преобладать количество игр для мелкой моторики, а уже в подготовительной группе количество книг будет преобладать.

В соответствии со стандартом, развивающая предметно-пространственная среда предполагает содержательность, то есть она должна иметь большой объем информации и материалов для развития детей. Это может быть разная информация — инструкции, плакаты, схемы, карты, справочники и тому подобное. Модификация среды, ее свойства предоставлять возможность изменять свою конфигурацию в соответствии с потребностями и интересами детей. Среда должна быть полифункциональной, то есть предоставлять различные возможности для игры, обучения и творчества. Вариативность среды включает в себя множество вариантов активностей и материалов, чтобы удовлетворить потребности и интересы разных детей.

Кроме того, среда должна быть доступной и безопасной для всех детей. Соответствовать возрастным возможностям детей, должна и насыщенность среды. Разнообразие материалов должно включать в себя различные виды деятельности: игра (включая всестороннее развитие от крупной до мелкой моторики), исследовательская деятельность, творчество, эмоционально-волевая сфера, возможность самовыражения воспитанников. При этом под влиянием меняющихся учебных потребностей и интересов детей может происходить трансформация пространственной среды. Среда является основой для развития и не может быть построена в окончательном виде. Так завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его. Многофункциональность включает в себя: разнообразие предметов, использование разных составных частей предметной среды.

Вариативность окружающей среды зависит от наличия различных пространств, а также разнообразных материальной базы и оборудования, которые обеспечивают свободный выбор ребенка. Обновление и пополнение материальной базы благотворно влияют на развитие всех видов деятельности. Именно многообразие объектов на занятии и создает неповторимую «внутреннюю среду» группы, «место», где разворачивается игра. Доступность среды означает свободный доступ учащихся к играм, игрушкам, материалам и пособиям, которые обеспечивают все основные виды детской деятельности. Безопасность регламентируется тем, что все элементы среды соответствуют требованиям, обеспечивающие надежность ее использования (отсутствуют опасные предметы, острые углы, мебель укреплена, отсутствуют опасные растения). Целевая среда разработки выбирается с учетом интеграции образовательной сферы. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Особо важным компонентом является соответствие материала возрасту, кроме того, четвертая часть материала должна быть предназначена для детей более старшего возраста (примерно 1 год). Это связано с тем, что в каждой группе есть дети, которые опережают своих развивающихся сверстников, и чтобы не замедлять дальнейший прогресс, необходимо использовать более сложный контент. Детские эксперименты с новыми, более сложными материалами открывают перспективы для саморазвития. Вследствие этого развивается зона ближайшего и актуального развития.

Исходя, из вышеизложенного, можно сделать вывод, что ведущая роль в организации развивающей предметно-пространственной среды принадлежит педагогу, его профессиональному замыслу и разработанному им пространственному материалу. Например, существует такое высказывание, «Третьим воспитателем» по реджио-педагогике считаются помещения детского сада. Главные принципы при этом являются комфорт и открытость. Окружающая среда ребенка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду.

Важно, что предметно-пространственная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивает, но и развивается. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Чем меньше возраст ребенка, тем обильнее должен быть сензитивный период, связанный с освоением им новых способов и форм общения с окружающим миром.

Литература:

1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду// Дошкольное воспитание. — № 5. — 2009.

2. Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами // Дошкольное воспитание. — № 1. — 2008.

3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. — 1966.№ 6.- С. 62–76.

4. Давыдов В. В., Петровский В. А. «Концепция дошкольного воспитания». М., 1989

5. Микляева Н. В. Предметно-развивающая среда детского сада. М., 2013

6. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева // Детство-Пресс, 2010.

7. Н. В. Уманская А. И. Иванова«Об инновациях ФГОС ДО», «Управление ДОУ» № 7–2014

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

10. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. «Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении». М., 1993.

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2014,

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2013 г.

Основные термины (генерируются автоматически): развивающая предметно-пространственная среда, ребенок, возрастная группа, возрастной этап, воспитательно-образовательный процесс, детский сад, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, материальная база, мелкая моторика.


Похожие статьи

Задать вопрос