Основы государственной культурной политики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 10.01.2024

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Занина, А. Ю. Основы государственной культурной политики / А. Ю. Занина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110028/ (дата обращения: 12.05.2024).



Понятие культуры в государстве — это набор ценностей, принципов, норм и традиций, которые определяют ее уникальность и способствуют формированию общего видения, миссии и стратегии. Именно культура, уровень ее развития в социуме влияют на такие важные аспекты, как поведение граждан, отношения внутри страны, стиль руководства, взаимодействие власти и общества.

В условиях экономического кризиса, усиления санкционного давления, роста напряженности в обществе усиливается значение муниципальных учреждений культуры в деле исторического и культурного просвещения в рамках государственной политики.

В 2022–2023 гг. были приняты фундаментальные документы, которые определили приоритеты направления развития культуры в России [3,4,5,6,7,8]. Сегодняшнее время характеризуется бурными процессами глобализации, которые охватывают многие области социальной и культурной жизни. Участие в них представителей различных социальных групп с их уникальными мировоззрениями и культурными идентичностями является неотъемлемой частью этого процесса. В связи с этим возникает потребность в новых подходах к управлению культурой на любом уровне, которые позволят эффективно решать возникающие проблемы и обеспечивать стабильность и процветание в муниципалитетах и всей государственной системе.

Культура в стране служит важным инструментом управления, помогая установить ясные стандарты поведения и укрепить коллективную идентичность граждан.

Сфера культуры в России всегда была одним из важнейших направлений в реализации государственной политики. Государству было поручено провести экономическую и социальную модернизацию в контексте очень сложной международной ситуации. В этих условиях стремление Российской Федерации противостоять различным вызовам, с которыми сталкивается современный мир, зависит главным образом от благосостояния общества, его моральной духовности, сплоченности и устойчивости. Основная цель культурной и политической системы государства — развитие целостной и гармоничной личности и содействие единству в российском обществе. Реализация государственной культурной политики основана на свободах и правах граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации, а также на обязанностях всех граждан и государства [1].

В целом, культура государства является основой успешного управления, потому что она определяет принятые внутри государства ценности и нормы поведения, которые формируют основу для принятия решений, взаимодействия и достижения общих целей. Поэтому, чтобы государство было уникальным и процветающим, необходимо уделить должное внимание формированию, управлению и развитию его культуры на любом уровне: федеральном, региональном и муниципальном.

Итак, понятие культуры в государстве — это сложившаяся поколениями система отношений, ценностей, традиций, символов, убеждений, правил поведения и философии жизни, которые определяют уникальную идентичность страны.

Ключевым фактором в формировании государственной культуры является философия государства, даже идеология — система основных ценностей, которые она признает и которые ориентируют ее действия и принимаемые решения. Культурная философия государства определяет его миссию, цели, стратегию и политику, чтобы создать единое представление о целях и направлении развития.

Культура в глобальном смысле является сложной и многогранной системой, которая может быть описана через несколько ключевых элементов. Один из таких элементов — миссия, которая отражает главную идею существования любой организации и определяет её деятельность в целом.

Одним из наиболее важных критериев классификации является степень адекватности доминирующих ценностей и способов их реализации. Высокая степень адекватности (стабильность) культуры означает, что ценности и способы их реализации соответствуют текущим условиям и требованиям современности. В то же время, низкая степень адекватности (нестабильность) культуры может привести к разрыву между заявленными ценностями и реальностью, что отрицательно сказывается на эффективности деятельности.

Российский ученый С. Зуев, разграничивает инструментальную функцию культурной политики и её суть, сравнивая культуропользование с природопользованием. По мнению С. Зуева, с которым мы согласны, аналогично имеет смысл изучать/понимать культуру, разделяя в своём анализе собственно культуру, с одной стороны, а принципы, ценности культуропользования — с другой [12]. Зафиксируем промежуточный вывод: к понятию «культурная политика» не выработано единого подхода в современной науке, в связи с чем, этот феномен может рассматриваться как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле следует определить культурную политику как любую активность/деятельность всего общества, а в узком смысле — как деятельность в тех отраслях (прежде всего, отраслях экономики), в которых государство занимается управлением, регулированием, выделением и контролем ресурсов, направляемых для учреждений (организаций) культуры.

Как правило, сегодня культурная политика (в узком смысле) реализуется на уровне федеральных, региональных и муниципальных целевых программ и подпрограмм, выделением иным образом субсидий под конкретные цели стратегии государства в данной области. В качестве выводов по исследованию отметим, что, во-первых, культурная политика государства — это, безусловно, отраслевая политика (этот вывод касается не только России). Именно в таком качестве она может и, видимо, будет изучаться политологами, экономистами, социологами и другими учёными. Во-вторых, для российских учёных актуализируется задача изучать и оценивать как результативность (управленческий аспект), так и эффективность (экономический аспект) отраслевой культурной политики в нашей стране.

Хотя отношение к культуре в последние годы претерпело кардинальные изменения, все еще многие авторы и исследователи, а также простые обыватели осознают, что культура выступает в качестве важнейшего ресурса социального и экономического развития. Тем не менее, проблема сохранения культурного наследия является наиболее актуальной и очень болезненной в последнее время. Культура испокон веков была направлена на то, чтобы объединять людей, интегрировать их на основе единых норм, образцов поведения, традиций и обычаев.

Основной целью учреждений культуры является создание условий для удовлетворения растущих духовных и культурных потребностей и формирование мотивации поведения. Это требует существенных организационных и педагогических усилий.

Многие ученые считают, что основными элементами культурно-досуговой инфраструктуры являются:

— культурные памятники и мемориальные территории;

— отраслевые организации сферы культуры и искусства, такие как кинотеатры, театры, музеи, выставочные галереи и др.;

— развивающие организации, образовательные учреждения и фирмы;

— городские зоны отдыха, включая парки, скверы и набережные;

— рекреационные зоны за городом, такие как национальные парки, санатории и курорты;

— учреждения и фирмы, предоставляющие спортивные, оздоровительные, культурные и образовательные услуги, такие как стадионы, фитнес-клубы, аквапарки и танцклассы;

— туристические фирмы и инфраструктура гостеприимства;

— тематические парки, игровые и культурно-досуговые центры;

— рестораны и кафе;

— производство и распространение культурно-досуговой информации, включая развлекательные телепрограммы и радиопередачи;

— редакционно-издательская деятельность, такая как издание книг, журналов и газет;

— производство товаров и оборудования для культурно-спортивных целей, включая спортивную одежду, игры, сувениры и музыкальные инструменты;

— инфраструктура связи, транспорта и дороги;

— профессиональные кадры и учебные учреждения, занимающиеся их подготовкой и совершенствованием [13].

Культура, созданная российским народом, всегда помогала передавать новым поколениям духовный опыт. Россия — многонациональное государство, на территории которого проживает 194 народа, и только культура обеспечивает единство нации. Последовательная и взвешенная государственная культурная политика должна обеспечить сохранение созданной уникальной культуры и создать механизм передачи будущим поколениям свода моральных, нравственных и этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности.

Поскольку государственная культурная политика признается неотъемлемой частью Стратегии Российской Федерации, в стратегии реализуются с учетом федеративного устройства Российской Федерации принципы:

— разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной культурной политики;

— сохранение единого культурного пространства (включая языковое, образовательное и информационное);

— государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации;

— взаимодействие государственных и муниципальных органов власти с институтами гражданского общества при реализации государственной культурной политики [10].

Основным источником, обеспечивающим реализацию стратегии государственной культурной политики в РФ, является национальный проект «Культура».

При разработке национального проекта «Культура» особое внимание было обращено на необходимость укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных ценностей народов России. Национальный проект «Культура» оказывает влияние на достижение национальной цели развития, создает возможности для самореализации и развития талантов. В структуру нацпроекта входят три федеральных проекта: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура».

Таким образом, государственная культурная политика направлена на сохранение культурного своеобразия каждого этноса, каждого народа страны, на стимулирование насыщенности культурной жизни России, способствует развитию культурного межрегионального взаимодействия. Это позволяет ускорить рост качества жизни, увеличить динамику развития субъектов Российской Федерации, и одновременно становиться залогом успеха в образовании единства культурного пространства регионов и России в целом. Государственная культурная политика ориентирована на придание культуре общественного статуса, что позволит увеличить её влияние на все сферы жизни общества и государственной политики.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года — URL: https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 05.12.2023).
  2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612–1) (ред. от 18.07.2019)// «Ведомости СНД и ВС РФ», 19.11.1992, N 46, ст. 2615.
  3. Федеральный закон от 20.10.2022 № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210200005 (дата обращения: 21.05.2023).
  4. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garant.ru. (дата обращения 07.07.2023).
  5. Указ Президента Российской Федерации от 25.01.2023 № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garant.ru. (дата обращения 12.07.2023).
  6. Распоряжение Правительства РФ от 26 октября 2022 г. N 3173-р «О выделении в 2022 г. бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ главным распорядителям средств федерального бюджета в целях государственной поддержки федеральных государственных учреждений культуры»: СПС «Гарант», — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405479631/(дата обращения: 17.06.2023).
  7. Распоряжение Правительства «Концепция развития творческих индустрий до 2030 года» от 20.09.2021 № № 2613-р // Правительство России. 2021 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garant.ru.(дата обращения: 10.12.2023).
  8. Государственная программа «Развитие культуры» в 2023–2025 годах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_419947/5cec3a586c163434087 3c8c11ae4f821c0aa8ed0/(дата обращения 10.12.2023).
  9. Доклад об основных направлениях деятельности Министерства культуры Российской Федерации в 2022 году и планах на 2023 год. — URL: https://culture.gov.ru/press/news/sostoyalas_itogovaya_kollegiya_ministerstva_kultur y_rossiyskoy_federatsii_/(дата обращения: 17.11.2023).
  10. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р)) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garant.ru.(дата обращения: 10.12.2023).
  11. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://culture.gov.ru/(дата обращения: 07.12.2023).
  12. Зуев С. Э. Отечественная культурная политика в поисках идентичности // Российское экспертное обозрение. — 2007. — № 6(23). — C. 9–13
  13. Современное состояние и перспективы развития современной культуры: сборник статей Международной научно-практической конференции (30 июня 2022 г.). — Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2022. — 83 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная культурная политика, культура, Россия, государственная политика, культурная политика, национальный проект, узкий смысл, государство, развитие.


Похожие статьи

Задать вопрос