Формирование математической грамотности как фактор, влияющий на развитие личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Научная публицистика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 12.01.2024

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Ноговицина, Ю. В. Формирование математической грамотности как фактор, влияющий на развитие личности / Ю. В. Ноговицина, Г. И. Штраух. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 439-441. — URL: https://moluch.ru/archive/501/109953/ (дата обращения: 11.05.2024).



…Математика — царица

Любых наук!

Не надо понимать превратно

Мои слова.

Жизнь подтверждает многократно:

Она права!

О. Швыкина (из сети Интернет)

Три килограмма шестьсот грамм. Пятьдесят один сантиметр. Я сейчас не о математике. Но многие люди, прочитав эти строки, сразу поймут, о чём речь.

Давайте знакомиться! Меня зовут Юлианна. Я родилась четвёртого ноября в шесть часов тридцать минут утра в грузинском городе Рустави. В справке-выписке из роддома написано: «Девочка, вес — три килограмма шестьсот грамм, рост — пятьдесят один сантиметр». Солнечным ноябрьским днём папа привёз домой маму и третью дочь, то есть меня.

Почему я начала наше знакомство именно так? Всё очень просто! Я не использовала ни одной цифры, но вы прекрасно поняли, о чём идёт речь и смогли представить картинку. Но если убрать все числа, понять, о чём я хотела рассказать будет труднее.

Я — учитель математики. Считаю, что математика в жизни каждого человека занимает особое место. С неё начинается всё! Ребёнок только родился, а первые числа в его жизни уже звучат: рост, вес. Ребёнок взрослеет, начинает считать членов семьи, игрушки, сладости… Человек растёт, меняется, развивается, привыкает к математике и не замечает, что пользуется ею постоянно. Но при этом многие учащиеся часто задаются вопросом, зачем нужна математика? Для чего мне, человеку, чья будущая профессия не будет связана с ведением расчетов, знать математику? Чем мне это может пригодиться в жизни? Эти вопросы я слышала и когда была ученицей, и сейчас, когда работаю учителем.

Волею судьбы работаю в школе, в которой сама училась. Вот уже пятнадцать лет я стараюсь так отвечать своим ученикам на подобные вопросы, чтобы они поняли, что вся наша жизнь — это вычисления и подсчеты. А математика — одна из древнейших и занимательных наук.

С одной стороны, я часто слышу, что выучить математику, запомнить все формулы, подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ по предмету невозможно. Поисковик Яндекс по запросу «Я боюсь математику» выдает 115 тысяч результатов.

Об этой проблеме пишут не только на школьных форумах. Как оказалось, страх математики мучает не только школьников, но и взрослых людей. А феномен математической тревожности изучают психологи разных стран.

Но, с другой стороны «Непонимание — полезная часть процесса обучения. Когда ученикам попадается задача, над которой приходится долго и безуспешно биться, то они часто приходят к выводу, будто не годятся для изучения данной науки…Учёба — это преодоление непонимания. Задать правильный вопрос — значит на 80 % добиться успеха. К тому времени, как вы определите главную трудность, вы уже наверняка сами будете знать ответ». [2, с. 31]

На просторах Интернета мне встретилось такое изображение.

И очень интересные комментарии к нему.

Пользователи сети пишут о том, что современное образование совсем не развивает детей. Всё упрощено. А вот в наше время…

Как практикующий учитель математики, не могу согласиться ни с тем, ни с другим выводом. Я точно знаю, что математика — это просто! Хороший способ чему-либо научиться — это собственный опыт, но! Одного опыта недостаточно! При освоении математики нужно понять, что она не просто учит определённым действиям, а развивает мышление, логику, комплекс умений. Необходимо исследовать свой собственный опыт и стать восприимчивым к опыту других.

Убеди! (сначала себя, а потом меня!) [2]

Вы можете мыслить математически! Математическое мышление можно улучшить практикой и анализом, провоцируется противоречием, напряжением и удивлением. Помогают атмосфера любознательности, вызова и анализа. Помогает разобраться в себе и в окружающем мире. Так называемая «Пища для размышлений»

На многие вопросы учащихся и их родителей мне помогают ответить обновлённые ФГОС, которые вступили в силу с 1 сентября 2022 года. При изучении математики обращаем внимание на то, что в эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это связано с тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать в будущем значимым предметом не только с точки зрения её применения в жизни, но и в профессиональной деятельности, расширяется. Согласно, новых стандартов в школах вводится обязательное преподавание финансовой грамотности. Таким образом, школа готовит учащихся к активной жизни в условиях рынка, к новым экономическим отношениям. Где же, как не на уроках математики говорить об этом? [3] [4] [5]

Я считаю, что обучение математике в школе должно быть направлено не на передачу некоторого багажа знаний, а на развитие способностей к получению математических знаний с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Каждый раз, приходя на урок, я стараюсь найти ответы на вопросы: «Как? Как показать детям значимость этой науки? Как раскрыть все грани, всю красоту, весь масштаб знаний, получаемых от математики? Как научить любить ее так, как люблю я?»

Известный педагог Дистерверг ещё в XIX веке писал: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». [6]

Вот уже несколько лет старшеклассников знакомят с «Атласом новых профессий». Мы рассуждаем о том, как меняется мир и мир профессий в том числе. И в подтверждении моих слов о том, что математика вечна, высказывание руководителя проекта «Атлас новых профессий» Дмитрия Судакова: «Навыки будущего — это навыки, которые пригодятся нам завтра. В завтрашнем мире тоже нужно будет уметь считать. Но успех будет зависеть и от того, сможет ли человек получить навыки 21-го века» [7]

Математику невозможно выучить всю. Эта наука настолько широка и многогранна, что я, как учитель, могу только показать направление. Призываю всех читателей поддерживать своих учеников на пути познания, прививать желание к постижению этой вечной науки.

Литература:

  1. Дж, Мэйсон Математика — это просто 2.0 Думай математически / Мэйсон Дж, Л. Бёртон, К. Стэйси. — Москва: Техносфера, 2021. — 352 c. — Текст: непосредственный.
  2. Оакли, Б. Думай как математик / Б. Оакли, И. М. перевод. — 4-е изд. — Москва: Альпина, 2023. — 288 c. — Текст: непосредственный.
  3. «Примерная основная образовательная программа основного общего образования» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 15.09.2022 N 6/22). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: (дата обращения: 07.01.2024).
  4. Пояснительная записка к рабочей программе по математике. — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: (дата обращения: 07.01.2024).
  5. Методические рекомендации о преподавании математики в переходный период на ФГОС третьего поколения в 2022 -2023 учебном году. — Текст: электронный // Знанио: [сайт]. — URL: https://znanio.ru/media/metodicheskie-rekomendatsii-o-prepodavanii-matematiki-v-perehodnyj-period-na-fgos-tretego-pokoleniya-v-2022–2023-uchebnom-godu-2824635 (дата обращения: 07.01.2024).
  6. Эпиграфы. — Текст: электронный // Химия.edu: [сайт]. — URL: https://chemistry-edu.ru/index.php/component/k2/item/82-epigraph (дата обращения: 07.01.2024).
  7. Атлас профессий будущего. — Текст: электронный // skolkovo.ru: [сайт]. — URL: https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (дата обращения: 07.01.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): математик, жизнь, наука, собственный опыт, том, уж, школа.


Похожие статьи

Задать вопрос