Акселератор и стартап-студия как толчок развитию технологического предпринимательства в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (500) январь 2024 г.

Дата публикации: 05.01.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Александрова, А. Р. Акселератор и стартап-студия как толчок развитию технологического предпринимательства в России / А. Р. Александрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 1 (500). — С. 180-181. — URL: https://moluch.ru/archive/500/109873/ (дата обращения: 14.05.2024).



В статье автор исследует особенности антикризисного управления в Российской Федерации.

Ключевые слова: инновация, инновационное развитие, акселератор, стартап, стартап-студия.

Современное понимание инновационного развития России предполагает генерирование научно-исследовательским и образовательным комплексами страны новых знаний, научно-исследовательских результатов, современных образовательных программ, новых компетенций и их эффективное использование в системе общественного производства для достижения социально-экономических целей страны, включая рост благосостояния и социальной защищенности членов российского общества. Наблюдаемая в этой связи возрастающая роль системы образования обусловлена ростом потребности в специалистах, обладающих необходимым уровнем профессиональных компетенций, позволяющих им использовать новые знания и научно-исследовательские результаты для повышения производительности общественного производства и тем самым реализовывать процесс инновационного развития экономики страны [4].

На уровне развития идеи в инновационной экосистеме важную дополнительную роль играют акселерационные программы, оказывающие поддержку стартапам и корпорациям.

Благодаря акселератору, стартапы получают возможность быстрее выйти на заказчиков и расширить портфель своих клиентов, а корпорации — внедрить технологичные инновационные решения, получив ряд конкурентных преимуществ на рынке или существенно сократить какие-либо затраты.

В. И. Воронов и Д. Куприянов выражают свое мнение: «бизнес-акселераторы — программа ускоренного развития проекта за минимальное время. Акселераторы создают особую среду быстрого роста от идеи до первых инвестиций через обучение, помощь экспертов, участия СМИ и возможности презентовать проект инвесторам» [3].

Активное развитие акселерационных программ в России получило благодаря Платформе НТИ (Национальная технологическая инициатива — объединение представителей бизнеса и экспертных сообществ для развития в России перспективных технологических рынков и отраслей, которые могут стать основой российской и мировой экономики), которое предоставляет финансовое обеспечение (гранты) образовательным организациям высшего образования в целях организации акселерационных программ поддержки проектных команд и студенческих инициатив для формирования инновационных продуктов.

Под акселерационной программой Платформа НТИ понимает следующее: «комплекс мероприятий по развитию стартап-проектов проектных команд и студенческих инициатив образовательных организаций высшего образования (далее — проектные команды) в целях формирования инновационных продуктов и вовлечения проектных программ в технологическое предпринимательство по одному из технологических направлений, определенных с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и (или) перечня критических технологий Российской Федерации, которые утверждены Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации», и установленных в соответствии с подпунктом «е» пункта 10 Положения о проведении конкурсного отбора, в том числе посредством развития компетенций этих проектных команд, доработки технологического решения и бизнес-модели, поиска и привлечения инвесторов и новых потребителей, масштабирования бизнеса, увеличения прибыли и (или) выручки» [2].

Акселератор высшего учебного заведения позволяет усилить взаимосвязь между студентами-специалистами стартапа, предпринимателями, инвесторами на базе университета. Отметим, что вуз также выступает в качестве инвестора, поскольку, как правило, студенты разрабатывают идею на базе и при поддержке университета, тем самым обеспечивая студентов материалами, помещением, оборудованием и так далее.

Такой подход обеспечивает положительный эффект для каждого участника процесса: стартап получает инвестиции в свой проект, позволяющий продолжить работу над его развитием; предприниматели и инвесторы — готовый инвестиционный проект, который в будущем, возможно, принесет дивиденды и/или прибыль в будущем при продаже специалистами стартапа своего проекта.

Следующей значимой фигурой на рынке поддержки стартапов и корпораций являются стартап-студии.

Цель функционирования стартап-студий заключается в создании на регулярной основе новых компаний. Отличительной особенностью данных организаций является роль со-основателя, занимаемая по отношению к проекту, в который вкладываются ресурсы стартап-студии в обмен на долю в создаваемой в рамках проекта компании. Роль сооснователя заключается в том, что сотрудники студии, в составе одного из опытных предпринимателей и нескольких профильных специалистов (юрист, бухгалтер, программист и другие), входят в команду проекта и работают над ним в режиме полной занятости или частичной занятости, ведя работу параллельно над несколькими проектами. Роль основателя в данной модели играет привлеченный специалист или внешний по отношению к студии предприниматель, предложивший идею проекта для реализации внутри студии.

Ключевым отличием студии от бизнес-акселератора является то, что ее сотрудники, вошедшие в команду нового проекта, работают над ним не 3–6 месяцев, как принято в бизнес акселераторах, а до тех пор, пока проект не закроют по причине отсутствия положительных коммерческих перспектив или пока он не станет бизнесом, не требующим дальнейших инвестиций для полноценного функционирования и развития. В данном случае под бизнес акселератором понимается как само учреждение, так и организованные им программы длительностью от 3 до 6 месяцев интенсивного развития компаний, находящихся на ранней стадии, путем предоставления финансовой и экспертной поддержки, а также менторства и обучения в обмен на долю в развиваемой компании [4].

Интересным представляется сравнение стартап-студии с заводом: стартап-студии создают бизнесы, как заводы ― устройства. Они инвестируют время и деньги в воспроизводимый процесс, на выходе получая компании, обладающие реальной ценностью. Цель состоит в том, чтобы продать каждый созданный студией стартап с максимальной прибылью [5].

Так, Правительство Российской Федерации поддерживает создание стартап-студий на базе университетов, которые станут местом запуска и продвижения новых бизнес-идей [1]. Решение направлено на развитие молодёжного студенческого предпринимательства, а также в целях выявления и развития предпринимательских компетенций студентов и работников вузов.

Таким образом, появление инновации способствует активизации интеллектуальной деятельности и появлению новых результатов. Следовательно, стартапы и создаваемые для их разработок, реализации и коммерциализации акселерационные программы и стартап-студии способствуют повышению инновационной активности в стране и улучшению ее инновационного потенциала.

Литература:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.2022 № 1225 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета Фонду инфраструктурных и образовательных программ в целях создания и поддержки инструментов университетского венчурного строительства (университетские „стартап-студии“), а также на финансовое обеспечение затрат, связанных с выполнением возложенных на него функций по организации мероприятий по популяризации федерального проекта»
  2. АНО «Платформа НТИ». Конкурсная документация по проведению конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования в целях финансового обеспечения организации акселерационных программ поддержки проектных команд и студенческих инициатив для формирования инновационных продуктов на 2023 год.
  3. Воронов В. И., Куприянова Д. Исследование деятельности бизнес-инкубаторов и акселераторов в модели инкубационного цикла // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 5–2. С. 204–205. — 32
  4. Коротков А. В., Фонотов А. Г. Феномен стартап-студийи их потенциальное влияние на развитие предпринимательского образования // Инновации. 2016. № 1 (207). 42
  5. Лоуренс Д., Фултон К., Наровски П., Хурвитц Д. Рост популярности стартап-студий. WHITE PAPER. 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, акселератор, высшее образование, общественное производство, приоритетное направление развития науки, программа, проект, развитие, Россия.


Ключевые слова

инновация, инновационное развитие, стартап, акселератор, стартап-студия

Похожие статьи

Задать вопрос