Модель профессиональной ориентации школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (500) январь 2024 г.

Дата публикации: 05.01.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Суворова, О. С. Модель профессиональной ориентации школьников / О. С. Суворова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 1 (500). — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/archive/500/109677/ (дата обращения: 14.05.2024).



В статье автор описывает модель профессиональной ориентации школьников.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, урочная деятельность, внеурочная деятельность, SWOT-анализ

Одно из основных требований к современной школе, отраженных в обновлённом ФГОС, нацпроекте «Образование», а также в проекте «Школа Минпросвещения России» — выстраивание системной работы по самоопределению и профориентации обучающихся. Поэтому перед школьной командой встает проблема, как более рационально наладить работу в том или ином направлении.

Для разработки правильной стратегии деятельности образовательного учреждения нами был проведен анализ внутренней среды. Самым удобным и распространенным методом анализа внутренней среды является SWOT-анализ.

Он выявляет сильные и слабые стороны, возможности и угрозы с целью определения реальных возможностей. Позволяет наглядно увидеть картину текущего состояния и тенденции развития учреждения в любом направлении деятельности.

(SWOT— это аббревиатура английских слов: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности), threats (угрозы)).

Ниже представлена таблица результатов SWOT-анализа.

Профориентационная работа

Сильные стороны

устойчивая репутация и имидж;

— широкий спектр образовательных услуг;

— коллектив сплоченный и работоспособный;

— развитие профориентации как одно из направлений развития ОУ;

— система ученического самоуправления;

— профилизация старшей школы;

— сильный родительский комитет

Слабые стороны

не следят за нововведениями и изменениями в нормативных документах;

— недостаточная вовлеченность родителей;

— малое количество предприятий, готовых к сотрудничеству;

— ситуативность;

— недостаточное использование педагогами интернет-ресурсов

Возможности

нормативное регулирование;

— есть заинтересованность у родителей и детей;

— возможно открытие новых направлений;

— внедрение дистанционных форм;

— внедрение новых технологий;

— коллектив находится в поиске педагогических идей с целью обновления содержания образования

Стратегия при сопоставлении сильных сторон и возможностей

открытие нового направления в профильных классах;

— введение новых курсов внеурочной деятельности и ДО;

— внедрение новых методов и приемов

Стратегия при сопоставлении слабых сторон и возможностей

повышение мотивации педагогического коллектива;

— вовлечение родителей;

— создание «рабочей» модели

Угрозы

отсутствие возможности расширения помещений для занятий;

— формальность;

— дополнительная нагрузка учителей

Стратегия при сопоставлении сильных сторон и угроз

поиск альтернативных локаций;

— создание творческой (рабочей) группы

Стратегия при сопоставлении слабых сторон и угроз

использование платформ и ЦОС;

— сетевое взаимодействие

На основании данного анализа мы пришли к выводу, что можем организовать работу в этом направлении, приблизить выпускника к заявленным качествам, указанным ФГОС, учитывая сильные и слабые стороны.

Для решения любой проблемы или введения инноваций мы создаем творческую (рабочую) группу. Данное направление деятельности не исключение. Регламентируется работа Положением о творческой (рабочей) группе. Члены закрепляются приказом.

Личность обучающегося, вот ориентир для работы всей образовательной организации. Контингент обучающихся у нас разный: мотивированные дети, одаренные, не мотивированные, слабоуспевающие, дети с ОВЗ, поэтому модель построена на принципе индивидуализации и дифференциации, а целевые установки для каждой категории обучающихся у нас одинаковы — Школа должна выпускать ученика, ориентирующегося в мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Схематично модель профессиональной ориентации Лицея выглядит следующим образом (рисунок 1).

Модель профессиональной ориентации

Рис. 1 Модель профессиональной ориентации

На наш взгляд, модель рабочая, «живая», объединяет все виды деятельности образовательного процесса.

Так, например, в части основных образовательных программ в учебные планы, в план внеурочной деятельности введены новые курсы.

В рабочую программу коррекционно-развивающего обучения для детей с ОВЗ внесен модуль «Расширение представлений о мире профессий»

Для мотивированных и определившихся с дальнейшей траекторией образования в рамках платных дополнительных услуг введены программы:

«Алгоритмизация и программирование»

«Мир туризма»

«Избранные вопросы химии»

«Робототехника»

«История Конституции»

«Кулинарный бум»

«Шаги в искусство: музыка танец, театр»

Корректировки внесены и в Рабочую программу воспитания, так как она остается важнейшей частью работы в данном направлении.

Без единства новых подходов, технологий, методов обучения, в рамках профориентационной работы заявленных целей нам достичь будет сложно, поэтому мы стали собирать в общую копилку различные идеи«протягивания»данного направления через уроки, внеурочную деятельность, внешкольные мероприятия, занятия дополнительным образованием, социально — значимую деятельность и традиционные мероприятия.

Мы включили в урок профориентационную составляющую; организовали профпробы с использованием платформы «Билет в будущее» и ресурсов разных партнеров; профориентационные мероприятия носят регулярный характер, в том числе с привлечением к ним родителей, представителей организаций среднего и высшего профессионального образования, предприятий города и края.

Возвращаясь к творческой (рабочей) группе, могу пояснить, что в основном члены ее инициативны, заинтересованы в результате и входят в разные методические объединения. Поэтому они являются своего рода искрой для других коллег. И постепенно число неравнодушных педагогов увеличивается.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, сторона, SWOT, внутренняя среда, возможность, модель, направление деятельности, профессиональная ориентация, профориентационная работа, угроза.


Похожие статьи

Задать вопрос