Потенциал медиатекста в пространстве урока и внеурочного занятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 28.12.2023

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Вылегжанина, И. А. Потенциал медиатекста в пространстве урока и внеурочного занятия / И. А. Вылегжанина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 148-151. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109634/ (дата обращения: 12.05.2024).



Автор статьи обращается к потенциалу медиатекста — художественного фильма, документального фильма, фотографии, рисунка, мультипликационного фильма. Несомненными достоинствами медиатекстов являются их аутентичность, информативная и смысловая насыщенность, концентрация «языковых» средств, эмоциональное воздействие на учащихся. Медиатекст — текст, созданный средствами и на материале медиа. Процесс критического осмысления и анализа произведений медиакультуры получил название «критической медиаграмотности», которая, по мнению одного из американских исследователей Л. М. Симэли «способствует развитию критической позиции преподавателей и учащихся, когда они воспринимают медиатексты или размышляют о них».

В образовательном процессе медиа могут служить разным целям. С одной стороны — это техническое средство обучения, формирующее зрительный образ и способствующее улучшению восприятия тех или иных исторических событий, процессов. В таком понимании оно широко и давно используется в практике обучения истории, МХК, литературе, да и при изучении практически всех предметов. При таком подходе к интеграции медиа в преподавание достигаются некоторые цели медиаобразования, связанные с умениями обучающихся использовать дополнительную информацию (находить, подготавливать, передавать и принимать требуемую информацию) при решении учебных и познавательных задач. Но, с другой стороны, такие важные компоненты медиаграмотности, как умение интерпретировать, анализировать, «читать», критически осмысливать медиа сообщения, остаются невостребованными. Для учителя эти компоненты наиболее важны. С помощью медиа на уроках можно и нужно работать над формированием личностно значимых результатов. Высшей ценностью в образовании становится человек обучающийСЯ, развивающийСЯ, воссоздающий через медиатекст свою картину мира, ищущий и обретающий личностный смысл. Ресурс медиатекстов помогает воспитывать ответственность, умение делать осознанный выбор, анализировать ситуацию, выражать собственную позицию, принимать позицию другого, в конечном счете, творить добро.

В настоящее время автор статьи исследует потенциал использования одного из ресурсов медиаобразования — документальных фильмов. Подбор фильма, нарезка фрагментов осуществляется исходя из целей и задач урока, его тематики. Фрагмент фильма, непродолжительный по времени, эмоционально яркий и наполненный образами, соответствует клиповому мышлению современных детей. Важно перевести его из категории «развлечение» в категорию «образование» и использовать как ресурс для решения образовательных задач.

Ядром урока является образовательная ситуация — проблема, заранее продуманная и сформулированная учителем, решая которую учащиеся хотят и могут проявить себя. Проблема носит метапредметный характер. Формой культурного предъявления проблемы является фрагмент художественного фильма (медиатекст). При работе с медиатекстом на уроке автор выделяет три этапа:

  1. Предтекстовый — работа с «языками» медиатекста. На этом этапе активно используется работа с ассоциациями, сопоставлениями, прогнозированием. Учащиеся озадачиваются поиском своих смыслов в ходе общей дискуссии (приемы «шесть почему?», «найди единомышленника», интервью и т. д.;)
  2. Текстовый. Используются определенные техники и стратегии: «пауза», «замершая картинка», «порядок», «шторка», «раскадровка», «озвучка», «голова и хвост», «привлечение зрителя», «перекодировка», «межмедийные сравнения», «моделирование» и другие.
  3. Послетекстовый. Он строится в формате общей дискуссии. Используются разнообразные приемы и техники: сравнения с первоисточником, рефлексивные вопросы, сочинение от лица героя, главная мысль фрагмента, коллаж, и т. д.

Варианты реализации этих этапов могут быть разными. В качестве примера реализации потенциала медиатекста документального фильма приводим разработку занятия внеурочной деятельности в рамках школьного киноклуба «Давайте смотреть хорошее кино!», направленного на решение задач профильного и профессионального самоопределения старшеклассников. Тема занятия «Планируем будущее». Цель: научить детей видеть дополнительные информационные ресурсы для проектирования своей жизни и решения разнообразных жизненных проблем в медиаресурсах и интеллекте и позиции ЛЮБОГО другого человека (постороннего, эксперта). Задачи:

  1. Познакомить участников с технологией форсайт-проектирования;
  2. Обеспечить возможность самоорганизации при работе над форсайт-проектами;
  3. Способствовать выстраиванию эффективной коммуникации между участниками встречи.

Ожидаемый результат:

  1. Участники уверены в необходимости планирования своего будущего;
  2. Участники видят угрозы и вызовы современной жизни и готовы учитывать их при планировании своего будущего;
  3. Участники заинтересовались технологией форсайт-проектирования и готовы продолжать ее осваивать.
  4. Встреча может оказаться пролонгированной, если участники выскажутся о необходимости представления своих дорожных карт.
  5. Участники видят значение медиаресурсов не только как развлекательных, но и видят в них образовательный, информационный потенциал.

Ход занятия:

  1. Организационный этап. Ведущий готовит аудиторию (техника, затемнение, организация пространства — «отцы», «дети» и для трех групп, регистрация гостей.
  2. Затравка. Объявление о конкурсе бизнес проектов.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Вот срочная информация. Из управления образования пришло Положение о конкурсе бизнес — проектов для старшеклассников, кто из вас хотел бы поучаствовать? В этом есть плюсы для вас и для школы. Предполагается, что желающих не нашлось. Почему старшеклассники не используют хорошую возможность, хотя многие, наверняка, в будущем, хотели бы открыть свой бизнес.

  1. Ввод в деятельность.

Ведущий рассказывает о киноклубе. Киноклуб «Давайте смотреть хорошее кино» появился в школе в ноябре 2011 г. Эта встреча — 4-я по счету. Участники клуба — учащиеся 7–11 классов по желанию. Фильмы к просмотру предлагает ведущий, это способ сохранения интриги. В основном мы смотрим художественное игровое кино. Для чего? Формируем культуру зрителя, культуру обсуждения поднимаемых в фильме проблем, место, где важно и слышимо их мнение, место культурного общения. Сегодня у нас немного другое заседание. Приглашены 11-ти классники. Сегодня задача ведущего, чтобы участники не пожалели о потраченном сегодня времени и, возможно, пришли еще. Участники слушают, принимают к сведению. У гостей появилось некое представление о том, что такое киноклуб.

  1. Этап озадачивания.

Ведущий: ребята, перед каждым из вас фраза, в которой пропущены некоторые слова. Она звучит так «До…. осталось…. дней». Я прошу каждого из вас заполнить пропуски. Проговорите, пожалуйста желающие. Наиболее многочисленный и вероятный вариант ответов «До экзаменов осталось 65 дней», т. к. сработал стереотип фразы и этот момент действительно является знаковым для учеников 11 класса. Ведущий фиксирует значимость момента окончания школы.

  1. Разговор о будущем и технологии форсайт-проекта.

Ведущий: наверняка вы представляете себе свое будущее на ближайшие несколько лет. Кто-то — более детально, кто-то — в общих чертах. Именно вам интересно думать о будущем? Вас можно понять. Вы молоды и скоро открываете новую страницу своей жизни. Легче думать о прошлом, там все уже случилось, там все понятно, можно анализировать, думать, где ты был прав или неправ. Но прошлое уже не изменишь — это случилось. О будущем думать труднее, потому что это область прогнозов, предположений, фантазий. О будущем думают писатели — фантасты. А кто еще? ученые, изобретатели; бизнесмены (простраивают свой бизнес); политики (строят долгосрочные планы). Но ведь их будущее — не «замки на песке»? Они строят желаемое будущее с учетом всех обстоятельств, сложившихся в настоящем. В 80-е годы прошлого века стала популярной технология формирования будущего — форсайт. Что это такое? Определение Бена Мартина. Метод форсайта применяется в разных сферах. Технологию форсайта можно применить и для проектирования собственного будущего. Ведущий проговаривает этапы форсайта, кто может быть участниками форсайта. Эта технология даёт возможность пристально взглянуть в свое ближайшее будущее. Собственно говоря, этим и предлагает заняться участникам встречи. Давайте вернемся к первым шагам. Предлагает участникам определить объект форсайта — я сам в 23 года. Почему? Сейчас вы уже практически определились с выбором ВУЗа, к 23 годам вы его закончите и будете дипломированным специалистом, начнется другой этап вашей жизни — профессиональный. Какими людьми и специалистами вы будете к этому времени, КЕМ вы будете? — вот над этим ЖЕЛАЕМЫМ ОБРАЗОМ ВАС САМИХ (существенные условия) предлагает каждому сейчас подумать. Происходит индивидуальная работа. Участники прописывают существенные условия (качественные изменения, приобретения, позиции, которые имеют в 23 года и их количественное выражение). Участники работают индивидуально на форматах А 4, затем озвучивают свои работы, вывешивают на доску. Представляют, отвечают на уточняющие вопросы. Появился желаемый образ «Я» к 23 годам.

  1. Этап сканирования, работа с реальной ситуацией.

Ведущий предлагает посмотреть фильм пермского режиссера Виктора Наймушина «Отцы и дети Пермского края». Дает установку на просмотр — необходимо смотреть внимательно, не выходить из кабинета, не пользоваться сотовым телефоном, фильм напрямую связан с будущим. Предлагает целевое задание «отцам» и «детям» — записать по ходу просмотра те угрозы или вызовы жизни, которые сегодня реально существуют. Участники смотрят фильм, делают записи на стикерах — «угрозы» (вызовы) современного мира, задумались, озадачились.

  1. Обсуждение угроз. Слово «детям», кто хотел бы высказаться, стикеры наклеивают на свою половину доски. Слово «отцам», кто хотел бы высказаться, стикеры наклеивают на свою половину доски. Ведущему тут же необходимо анализировать и вывести на экран повторяющиеся проблемы (актуальные и для «отцов» и для «детей»).
  2. Этап альтернативы будущего. Здесь происходит выделение тенденций, которые можно спрогнозировать и формирование возможных сценариев будущего с учетом выявленных тенденций. Ведущий просит самоопределиться (в группы, в пары или индивидуально) детей и взрослых. На этом этапе может в группе появиться заказчик форсайта, т. е. человек, который говорит, я хочу, чтобы о моем будущем шла речь. Задание — прорисовать сценарии будущего с учетом тех угроз и вызовов, которые вы увидели в фильме. Презентация сценариев (по желанию, может быть 2–3), вопросы от аудитории. У каждой группы появилась схема, показывающая вариативность сценариев будущего с учетом вызовов жизни, и показано, какие возможные варианты развития того или иного сценария, выявлены зоны неопределенности, где много зависит от внешних обстоятельств или не знают, как поступить и что делать в этом случае. Выбор наиболее предпочтительного сценария, объяснение, почему? Возможные критерии: 1. Где можно более эффективно, т. е. с наименьшими затратами (временными, финансовыми, энергетическими) добиться желаемого результата (образ «Я» в 23 года); 2. Меньше «зон неопределенности»; 3. Более реальный сценарий с учетом стартовых возможностей и т. п. Может возникнуть дискуссия. Итак, выбор сделан, решение принято. Как вы думаете, это конец? Достаточно ли того, что мы сейчас сделали (прорисовали сценарии), для того, чтобы ЖЕЛАЕМОЕ БУДУЩЕЕ СТАЛО РЕАЛЬНОСТЬЮ? Выбор и альтернативы есть всегда. Потому что принять решение еще не значит его выполнить. Надо все время себя заставлять и предпринимать конкретные ШАГИ, ДЕЙСТВИЯ.
  3. Этап действия. Последний, 5 шаг форсайт — проекта это ответ на вопрос «Что такого я должен сделать (делать) уже сейчас и чего не должен? Чтобы то будущее, которое я хочу иметь, действительно наступило». Результатом этого этапа является создание «дорожной карты», конкретного плана действий. Ведущий предлагает создать такую карту на ближайшие 60 дней (до момента окончания школы). У участников появилось ощущение, что не зря были сегодня здесь и поработали со сценарием будущего, понимают, как можно строить сценарии своего развития, что надо обязательно анализировать реалии времени (условия, в которых мы живем) и спрашивать экспертов.
  4. Этап рефлексии. В технологии форсайта существуют определяющие принципы. Их всего 4. Ведущий предлагает закончить начало фраз на экране так, как участника кажется правильным. Благодарит за сегодняшнюю встречу и надеется, что участники сделали шаг к своему будущему.

Проводя подобные занятия и уместно используя стратегии работы с медиатекстом в пространстве урока, учитель решает задачи образования и воспитания. Даже при использовании одного и того же медиатекста в разных классах и параллелях происходит адаптация имеющегося материала под запросы и интересы учащихся. Медиатекст дает широкие возможности для его использования во внеурочном пространстве. Медиатексты являются помощниками для осмысления проблемных точек, перспектив развития, решения неоднозначных ситуаций и в работе с родителями. Так же, как и с детьми, медиа помогает вывести родителей на переосмысление своих позиций. Использование медиатекстов на тематических родительских встречах наталкивает их на поиск конструктивных подходов в воспитании своих детей.

Литература:

  1. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. М.: Академический проект, 2004. с. 240
  2. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.: АПК и ППРО, 2005. с.10
  3. Сметанина С. И. Медиатекст в системе культуры. СПб.: Издательство Михайлова, 2002.- 453 с.
  4. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. М.: МОО «Информация для всех», 2014. c.27
  5. Челышева И. В. Методы работы с медиатекстом: философские аспекты проблем. Медиафилософия / Под ред. В. В. Савчука. СПб.: Изд-во СПб. Философского общества, 2008. с.325–329.
Основные термины (генерируются автоматически): будущее, участник, ведущий, этап, документальный фильм, общая дискуссия, половина доски, сценарий будущего, технология форсайт-проектирования, художественный фильм.


Похожие статьи

Задать вопрос