Татарский фольклор как средство математического развития детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 23.12.2023

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Мухаметзянова, И. И. Татарский фольклор как средство математического развития детей дошкольного возраста / И. И. Мухаметзянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 173-174. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109572/ (дата обращения: 12.05.2024).



В статье рассмотрены особенности татарского фольклора как средства математического развития детей дошкольного возраста. В современном мире образовательный процесс не ограничивается только цифровыми технологиями. Важную роль продолжает играть народное творчество, в том числе и малые фольклорные жанры.

Ключевые слова: татарский фольклор, математическое развитие, дети дошкольного возраста.

Отечественные ученые-педагоги К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, А. М. Леушина, А. П. Усова и другие заявляли об уникальной ценности и значении малых фольклорных форм в образовательной деятельности. К этому жанру можно отнести такие произведения, которые различаются по жанровой принадлежности, но имеют общий признак — малый объем. К малым фольклорным жанрам можно отнести поговорки, пословицы, загадки, прибаутки, потешки, скороговорки, считалки и другие.

Малые фольклорные жанры являются бесценным даром каждого народа. Народ ставил основной целью в воспитании детей передачу житейского, духовно-нравственного, культурного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Много веков с этим справлялось устное народное творчество, в том числе и малые фольклорные жанры. Переходя из поколения в поколение, они совершенствовались с развитием народа и сохраняли свои воспитательные и образовательные функции [4].

Помимо передачи накопленного опыта малые фольклорные жанры приобщают детей к народному творчеству, чем воодушевляют и радуют их, содействуют не только знакомству, запоминанию, стимулированию знаний детей о величинах, числах, геометрических фигурах, но и формированию мировоззрения, речи, творчества, развитию познавательных способностей детей, тренировке внимания, воображения и памяти [2].

В последнее время многие педагоги, ученые возвращаются к истокам народного творчества и начинают использовать в своей работе элементы из малых фольклорных жанров. Особенно это заметно в регионах с тюрско-татарским наследием. Охваченные страхом потерять народную идентичность, татары стремятся возродить культуру и язык своего народа. И их внимание направлено на изменения в сфере образования. Именно в детях, в том числе в детях дошкольного возраста, можно воспитать любовь и уважение к Родине, родному языку, стремление сохранить культуру татарского народа, трепетное отношение к своим корням.

В отечественной литературе особое место занимают исследования такого феномена, как татарский фольклор. Выдающиеся татарские деятели такие, как Ф. А. Урманчеев, Х. Ярми и другие раскрыли в своих работах педагогические возможности татарского фольклора, его значение в образовательном процессе. Их вклад помог обратить внимание на татарский фольклор и искать решения проблем, возникающих в этой области [4].

Татарский фольклор состоит из множества жанров и поджанров. В нем сохраняется уникальный и оригинальный опыт воспитания подрастающего поколения по различным направлениям современной образовательной деятельности в семье, в школе и в детском саду. Самые простейшие жанры татарского фольклора такие, как колыбельные песни, загадки, пословицы, сказки и другие, дают возможность формировать у детей наивысшие человеческие гуманные качества, развивать познавательные способности [3].

Татарские исследователи такие, как М. Х. Бакиров, Н. Исанбет, К. Насыри, отмечали, что в татарском устном народном творчестве содержится обширный материал для воспитания по разным направлениям, в том числе и в математическом. Татарский фольклор может стать полезным и эффективным средством в математическом развитии детей.

Татарский фольклор представляет собой уникальный источник для достижения целей в математическом развитии. Неоднозначность и сложность сюжета присущи татарскому фольклору, что может быть полезным в образовательном процессе. Ведь именно в поиске решения непростых задач и понимании закрученного сюжета заключается настоящая природа логического мышления человека. Попытки детей увидеть скрытые в подтексте произведения численные и геометрические закономерности и найти решение проблемы могут стать отличной основой для дальнейшего математического развития [1].

Присуще татарскому фольклору и неопределенность. При знакомстве с произведениями это вызывает у детей недоумение и наталкивает их к обдумыванию различных вариантов развития событий в сюжете. Это способствует развитию у детей умения прогнозировать и придумывать несколько вариантов решения проблемы.

Наличие в татарском фольклоре определенной порывистости и эмоциональности стимулирует интерес детей. Через такие чувства, как волнение, радость, испуг, грусть и другие, можно воздействовать на психоэмоциональное состояние детей. А это позволить лучше запомнить логическую последовательность сюжета и различные математические определения [1].

Татарский фольклор включает в себя множество сюжетов, символов и числовых элементов, которые могут стимулировать интерес к математике и помочь детям в освоении базовых математических понятий. Благодаря этому дети уже с раннего возраста смогут познакомиться с миром математики.

Уникальность и самобытность татарского фольклора отличает ее от культуры и творчества других народов. Ее применение в математическом развитии детей позволяет создать увлекательную и оригинальную образовательную среду. Но не стоит забывать о возрастных и психофизиологических особенностях детей дошкольного возраста. Прежде чем использовать фольклор в образовательной деятельности, нужно убедиться, что ребенок способен понимать контекст и смысл произведений, может воспринять логическую последовательность, способен понять незнакомые слова.

Таким образом, использование татарского фольклора может стать перспективным средством математического развития детей дошкольного возраста. Однако в настоящее время однозначных методик и подходов к использованию татарского фольклора в образовательном процессе не разработано. Для достижения максимальной эффективности использования фольклора нужно учитывать не только возрастные и психоэмоциональные особенности детей, но и культурно-этнические.

Литература:

  1. Бакиров М. Х. Татарский фольклор / М. Х. Бакиров. — Казань: Ихлас, 2012. — 400 с.
  2. Ковалева И. В., Корнилова Н. Ю., Черемисинова А. В. Развитие математических представлений у дошкольников посредством устного народного творчества // Вестник науки. 2022. № 10 (55).
  3. Самитова С. Г. Особенности татарского детского игрового фольклора как средства развития личности ребенка // Славянская традиционная культура и современный мир. 2020. № 1.
  4. Шаталова Е. В. Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров // Дошкольное воспитание и образование. 2007. — № 9. С12–17.
Основные термины (генерируются автоматически): татарский фольклор, дошкольный возраст, математическое развитие детей, образовательный процесс, жанр, народное творчество, ребенок, малый, математическое развитие, образовательная деятельность.


Ключевые слова

дети дошкольного возраста, математическое развитие, татарский фольклор

Похожие статьи

Задать вопрос