Административная ответственность как вид юридической ответственности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 25.12.2023

Статья просмотрена: 185 раз

Библиографическое описание:

Грищенко, Н. А. Административная ответственность как вид юридической ответственности / Н. А. Грищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 245-248. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109547/ (дата обращения: 13.05.2024).



В статье рассматриваются общие положения об административной ответственности, определяется понятие, признаки, функции, цели и задачи данного института.

Ключевые слова: административная ответственность, правонарушение, законодательство, административное право.

На сегодняшний день в России высок уровень административных правонарушений, что, несомненно, вызывает необходимость разработки и реализации мер по противодействию должностными лицами и уполномоченными субъектами совершения указанных противоправных деяний. Здесь неотъемлемым элементом «борьбы» выступает грамотно построенная деятельность должностных лиц и учреждений, которые, действуя взаимосогласовано, идут к достижению общей цели. Следовательно, адекватное и грамотное их взаимодействие необходимо для создания надежной защиты населения и государства от административных правонарушений, путем привлечения виновных фигурантов к административной ответственности. Отрасль административного права направлена на предупреждение преступлений, либо наказание лиц, совершивших противоправное деяние. Институт административной ответственности занимает особое место в системе юридической ответственности и имеет общие черты с другими её видами, а также специфические признаки, состав, цели, основания и функции.

Административная ответственность — это институт публичного права России. Среди авторов не существует единого мнения относительно определения указанного феномена. При рассмотрении данного вопроса необходимо обратиться к мнению различных авторов по проблематике нашего исследования, так, например, Овсянко Д. М. совершенно верно отмечает, что административная ответственность выражается в системе административных наказаний, закрепленных в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ) [7, с. 56]. Агапов А. Б. под административной ответственностью понимает один из видов юридической ответственности, который наступает вследствие совершения административного правонарушения [1, с. 49]. Согласно законодательству РФ субъектами административной ответственности являются, как физические, так и юридические лица (руководители юридических лиц). Потапова А. А., в свою очередь, совершенно верно отмечает, что выражение административной ответственности законодатель закрепил в форме применения административного наказания к виновному субъекту [8, с. 49]. Продолжая мысль автора, считаем необходимым отметить, что реализует применение мер административной ответственности специально уполномоченное должностное лицо.

Признаками административной ответственности являются:

  1. Административная ответственность следует за административным правонарушением.
  2. Административная ответственность применяется, как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц.
  3. Она имеет государственно-принудительный характер
  4. Указанный вид воздействия на правонарушителя применяется в рамках действующего Кодекса об административных правонарушениях.
  5. Для административной ответственности характерен внесудебный порядок решения в отдельных случаях. Важно отметить, что при рассмотрении подведомственных административных дел в суде, судьи разрешают вопросы о защите нарушенных или оспариваемых прав физических и юридических лиц в пределах своих полномочий.
  6. Как, правило, если административная ответственность была установлена во внесудебном порядке, то она не влечет за собой судимости для виновного лица.
  7. Административная ответственность применяется к лицам с целью пресечения антиобщественного поведения.
  8. Административная ответственность влечет за собой негативные последствия (лишения) для правонарушителя: ущемление его прав, возложение на него дополнительных обязанностей.
  9. Возложение лишений, применение государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными государственными органами и должностными лицами в строго определенных законом порядке и формах; вне процессуальных форм административная ответственность невозможна.
  10. Устанавливается соответствующим законодательным актом как на федеральном, так и на региональном уровне.

Таким образом, проанализировав вышеуказанные признаки, сформулируем определение. Административная ответственность, являясь следствием административного правонарушения, назначается, как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц, имеет государственно-принудительный характер и применяется в рамках действующего Кодекса об административных правонарушениях, как в досудебном порядке, так и в судебном, с целью пресечения антиобщественного поведения.

Рассмотрим функции административной ответственности. Административная ответственность, по мнению Жуковой С. М., системообразующий, базово-фундаментальный элемент публичного права [4, с. 43]. В настоящее время большое число правоведов занято изучением понятия «функция административной ответственности», однако единого взгляда ученых на эту проблему до сих пор не существует. В ходе изучения данного вопроса мы скомпоновали и систематизировали многочисленные и разнообразные точки зрения и мнения по этому вопросу. В целом, функция административной ответственности представляет собой влияние конкретного правила поведения на действия людей. В настоящее время существует несколько классификаций функций административной ответственности. Функциями административной ответственности следует назвать:

  1. Регулятивная функция административной ответственности закрепляет такие отношения в конкретных и определенных нормативно-правовых актах. Правовые нормы административного права придают обязательную юридическую форму и силу тем отношениям, которые составляют основу нормального функционирования всего общества в целом. Таким образом, в нормах административного права получают свое закрепление следующие аспекты: порядок образования, компетенция государства и его органов, а также особое место занимают права, свободы и законные интересы (здесь не стоит забывать про обязанности граждан), порядок юридического взаимодействия лиц различного рода правоотношениях.
  2. Статическая функция административной ответственности состоит в том, что административное право закрепляет в своих институтах, в нормативно-правовых актах, в конкретно установленной форме те общественные отношения, которые являются основой устойчивого, стабильного существования общества и выражают общую волю всех граждан страны [5, с. 208].
  3. Динамическая функция административной ответственности выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения, развития, то есть «жизни». Рассматривая динамическую функцию можно проследить процесс развития общества, (его экономическая основа, социально-правовые, этические, моральные, представления членов общества).
  4. Правовосстановительная функция. Её предназначение состоит в восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, например, возместить убытки.
  5. Штрафная функция. Её предназначение состоит в применении различных мер наказания виновного лица посредством возложения на правонарушителя личных, организационных или имущественных последствий неблагоприятного характера, например, назначение наказания в виде лишения свободы [3, с. 107].
  6. Воспитательная функция. Её предназначение состоит в формировании мотивации у субъектов права правомерного поведения, путем формирования в обществе правовой культуры.
  7. Предупредительная функция. Её предназначение состоит в предупреждении совершения преступлений различными способами, например, путем проведения профилактических мероприятий.
  8. Охранительная функция. Её предназначение состоит в применении мер юридической ответственности за уже совершенные противоправные деяния (действия или бездействия). Охранительная функция административной ответственности обладает рядом особенностей, а именно:

— Она характеризует административную ответственность как особый способ воздействия на поведение людей, что выражается в обязательном исполнении властных предписаний государства. В ином случаи к нарушителю применяется санкция [3, с. 235].

— Она служит источником для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых указаний.

— Охранительная функция является показателем политического, правового и культурного уровня воспитания и образования граждан.

В законодательстве нашей страны прямое указание на цели административной ответственности отсутствует (в Кодексе об административных правонарушениях сказано лишь о том, что административное наказание — это способ реагирования государством на противоправное поведение, и цели административной ответственности не должны нарушать общепринятые принципы по защите чести и достоинства граждан). Однако, их можно вывести исходя из общих положений об изучаемом явление.

Цели административной ответственности представляют собой те социальные результаты, которые государство стремится достичь, устанавливая и применяя к лицам, виновным в совершении правонарушений, конкретные меры правового воздействия, приносящие негативные последствия для виновных фигурантов. К основным целям административной ответственности следует отнести:

  1. Восстановление социальной справедливости в обществе;
  2. Исправление виновного в совершение противоправного действия или бездействия лица;
  3. Предупреждение совершения новых преступлений.

Задачами административной ответственности следует назвать:

  1. Всесторонняя защита личности и государства, а также прав и свобод человека и гражданина от посягательств виновных субъектов в пределах юрисдикции административного права;
  2. Обеспечение общественной безопасности и общественного порядка в стране. В этой связи отметим, что одной из ключевых задач государства является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на территории государства в целом, и в субъектах — в частности. Что проявляется в создании условий защищенности от негативных воздействий на жизнь, здоровье, личные интересы и собственность каждого человека [6, с. 162]. На сегодняшний день понятия общественного порядка и общественной безопасности имеют прямую взаимосвязь, что подтверждает значимость и важность данных категорий в уголовно-правовом аспекте. Итак, получается, что в результате повышения общественного порядка повышается уровень общественной безопасности, как человека в частности, так и государства в целом. Так получается, что данное правило срабатывает и в обратном порядке, а именно, если в государстве возникают проблемы с общественным порядком, то понижается уровень общественной безопасности.
  3. Защита имущественных прав граждан путем назначения административного наказания за присвоение чужого имущества.
  4. Повышение морального духа и воспитание уважения к закону.

Проанализируем проблемные аспекты, возникающие при реализации мер административной ответственности и разработаем пути решения выявленных проблем:

  1. Неравномерность санкционных мер административной ответственности, выраженная в разности наказаний за аналогичные правонарушения в различных регионах страны. С целью решения указанной проблемы необходимо разработать общие рекомендации для определения наказаний по схожим делам.
  2. Непрозрачность процесса, выраженная в отсутствии мер контроля за деятельностью должностных лиц, осуществляющих применение мер административной ответственности к правонарушителям. Для решения указанной проблемы, следует определить общедоступные правила применения мер административной ответственности и усилить контроль за деятельностью должностных лиц со стороны контролирующих органов.
  3. Высокая нагрузка на судебную систему, поскольку в настоящее время существует большое количество дел, связанных с административными правонарушениями. С целью решения указанной проблемы следует ограничить количество дел по незначительным правонарушениям и выделить их в компетенцию должностных лиц.

Результаты проведенного нами анализа позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашего исследования: юридическая ответственность выражается в виде реакции государства на совершенное виновным лицом противоправное деяние, то есть из этого вытекает положение, согласно которому, за каждое преступление, правонарушение должна последовать соответствующая юридическая ответственность. Отрасль административного права направлена на предупреждение преступлений, либо наказание лиц, совершивших противоправное деяние.

Институт административной ответственности занимает особое место в системе юридической ответственности и имеет общие черты с другими её видами, а также специфические признаки, состав, цели, основания и функции. Административная ответственность, являясь следствием административного правонарушения, назначается, как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц, имеет государственно-принудительный характер и применяется в рамках действующего Кодекса об административных правонарушениях, как в досудебном порядке, так и в судебном, с целью пресечения антиобщественного поведения. В законодательстве нашей страны прямое указание на цели административной ответственности отсутствует (в КоАП РФ сказано лишь о том, что административное наказание — это способ реагирования государством на противоправное поведение, и цели административной ответственности не должны нарушать общепринятые принципы по защите чести и достоинства граждан). Однако, их можно вывести исходя из общих положений об изучаемом явление. К основным целям административной ответственности следует отнести: восстановление социальной справедливости в обществе; исправление виновного в совершение противоправного действия или бездействия лица; предупреждение совершения новых правонарушений.

Литература:

  1. Агапов А. Б. Административная ответственность: учебник для вузов / А. Б. Агапов. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. С. 382–495.
  2. Бабай А. Н. Административное право: лекции / А. Н. Бабай, А. Г. Пархоменко. — Москва: Издательство МПСУ. — Воронеж: МОДЭК, 2023. С. 235–455.
  3. Деменкова Н. Г., Стариков И. Ю., Игнатова М. С. Административное право в схемах и таблицах. Учебник. — М.: Проспект, 2019. С. 107–112.
  4. Жукова С. М. Административная ответственность: Учебное пособие. — Оренбург: Оренбургский институт (филиал) Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2023. С. 43–134.
  5. Иванов Д. В. Административное право Российской Федерации. — М.: Издательский дом Университета «Синергия», 2020. С. 208–320.
  6. Колемасов В. Н. История органов внутренних дел России: учеб. пособие / В. Н. Колемасов, А. В. Лобанов, Н. И. Свечников, А. А. Грачев; под общ. ред. В. В. Гошуляка. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. С. 162  216.
  7. Овсянко Д. М. Административное право: Учебное пособие. / Д. М. Овсянко — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Юристь, 2019. С. 56–649.
  8. Потапова А. А. Административное право. Конспект лекций. Учебное пособие. — М.: Проспект, 2020. С. 49–128.
Основные термины (генерируются автоматически): административная ответственность, лицо, общественная безопасность, юридическая ответственность, административное наказание, административное правонарушение, общественный порядок, правонарушение, антиобщественное поведение, Охранительная функция.


Похожие статьи

Задать вопрос