Инфраструктурное развитие Приморского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 24.12.2023

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Беляев, Г. А. Инфраструктурное развитие Приморского края / Г. А. Беляев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109536/ (дата обращения: 13.05.2024).



Указ Президента № 13 от 16 января 2017 г. «Об утверждении основ государственной политики регионального развития на период до 2025 г». делает акцент на развитии 4-х основных видов инфраструктуры: транспортной, энергетической, инженерной и социальной [1].

Транспортная инфраструктура

Важную роль в определении развития транспортной инфраструктуры в регионе играют государственная программа «Развитие транспортного комплекса Приморского края» на 2020–2027 годы» [5], а также Схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения [3].

К основным инфраструктурным проектам в транспортной сфере можно отнести: международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2», создание Владивостокской кольцевой автодороги, строительство автомобильной дороги Владивосток — Находка — порт Восточный», развитие транспортного узла «Восточный — Находка», морской порт Зарубино, морской порт Владивосток, морской порт Восточный, морской порт Находка, развитие международного аэропорта Владивостока. Реализация этих масштабных инфраструктурных проектов позволит обеспечить развитие как национальной, так и региональной экономик. Создаваемые новые портовые мощности, пункты пропуска через государственную границу, автомобильные и железные дороги также ускоряют интеграцию России в экономику стран АТР, что является одним из приоритетных направлений внешней политики страны.

Впрочем, важно отметить, что развитие транспортной инфраструктуры сопряжено с рядом проблем. Например, по результатам проверки строительства автомобильной дороги Владивосток — Находка — порт Восточный Счетная палата отметила сложный рельеф и постоянную угрозу оползней, из-за чего стоимость одного километра дороги составила около 3 млрд. рублей. Более того, трасса до Находки является самым дорогим долгостроем в регионе, а стоимость строительства за время реализации проекта выросла почти на 70 %. Кроме того, Счетная палата рекомендовала вовсе отказаться от продолжения стройки [7].

Для развития системы воздушного транспортного сообщения в регионе особое внимание уделяется созданию в г. Владивостоке международного аэропорта, что обеспечит скоростное пассажирское сообщение на линиях Владивосток — Артем — Уссурийск и Владивосток — Артем — Находка. Кроме того, в рамках реализации предполагается развитие сети аэродромов местного значения и реконструкция аэропортов в поселках Кавалерово, Пластун, Светлая и Терней, а также в селах Амгу, Единка, Максимовка,Усть-Соболевка, Самарга и Агзу [2].

Также, на территории Приморского края предполагается приведение дорожной сети к нормативному состоянию в 14 населенных пунктах, 1,2 тыс. километров улично-дорожной сети в г. Владивостоке, 3,4 тыс. километров региональных дорог, а также реконструкция объектов в 4 аэропортах и автомобильной дороги Уссурийск — Пограничный — Госграница [4].

Энергетическая инфраструктура

Приоритетным направлением развития энергетической инфраструктуры в регионе является устранение дефицита генерирующих мощностей. Для этого предусмотрена реконструкция Партизанской ГРЭС и расширение Артемовской ТЭЦ, а также сооружение парогазовых установок на Находкинской ТЭЦ и на Владивостокской ТЭЦ-2. Кроме того, будет усилена связь между энергосистемами Хабаровского и Приморского краев и повышена надежность электроснабжения юга Приморского края с помощью развития сети высоковольтных линий электропередач.

Помимо этого, к наиболее важным проектам развития энергетической инфраструктуры следует отнести строительство Артемовской ТЭЦ-2 и Владивостокской ТЭЦ-2, возведение ЛЭП 220 кВ Лесозаводск — Спасск — Дальневосточная, а также создание ветропарка на островных территориях г. Владивостока [2].

Развитие энергетической инфраструктуры в Приморском крае осуществляется в соответствии с государственной программой «Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае» [6], в соответствии с которой к ключевым проблемам энергосистемы региона отнесены недостаток инвестиций, старение инфраструктуры, использование неэффективных видов топлива и т. д.

В 2021 году в рамках реализации госпрограммы в полном объеме шесть запланированных мероприятия, три мероприятия выполнены более чем на 50,0 %. Общая эффективность программы составила 86,0 % (средняя). По итогам 2021 года были проведены научно-исследовательские работы по разработке схемы и программы развития электроэнергетики Приморского края на пятилетний период, переведены на газ три котельные, а также актуализированы две схемы газификации и газоснабжения Находкинского городского округа и Надеждинского муниципального района.

Инженерная инфраструктура

Большое внимание уделяется строительству мостовых переходов. В октябре 2022 года глава Приморского края Олег Кожемяко отметил, что за последние 3 года было построено около 20 таких объектов. В 2023 году предполагалось обновление не менее 16 мостовых переходов на основании соответствующего плана реконструкции [8].

На данный момент самыми актуальными являются проекты строительства семи мостов, работы по которым должны быть завершены в 2023–2024 годах. Это, прежде всего строительство мостов через реки Царевка на 62-м километре трассы Артем–Находка–порт Восточный в Шкотовском районе и Илистая на 8-м километре дороги Сибирцево — Жариково — Комиссарово на границе Черниговского района и Хорольского округа, также, проводится реконструкция путепровода в районе АртемГРЭС.

К иным проектам сооружения объектов инженерной инфраструктуры можно отнести строительство второй очереди водовода (с. Камень — Рыболов, с. Астраханка) и сооружение необходимых очистных сооружений, подключение к централизованной системе водоотведения объектов ТОСЭР «Большой Камень» и т. д.

Социальная инфраструктура

Развитие социальной инфраструктуры осуществляется в рамках реализации национальных проектов: «Демография», «Жилье и городская среда», «Образование» и «Экология».

Национальный проект «Образование» включает в себя 7 региональных проектов, в соответствии с которыми создается социальная инфраструктура, связанная со строительством школ, создание цифровых платформ, центров профессиональной подготовки и т. д.

В рамках выполнения мероприятий по реализации регионального проекта «Чистая вода», являющегося частью национального проекта «Жилье и городская среда» к 2024 году будет введено в эксплуатацию 19 объектов питьевого водоснабжения. В свою очередь, региональный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» предполагает строительство и введение в эксплуатацию комплекса по переработке ТКО в районе поселка Городечное Надеждинского МР. Также, результатом работ по осуществлению мероприятий, включенных в данный проект, стали введение 5 мобильных мусоросортировочных комплексов, ремонт сортировочных линий и цеха на участке сортировки комплекса по переработке и утилизации ТКО и т. д.

В ходе реализации регионального проекта «Спорт — норма жизни» будут созданы 22 площадки ГТО, 2 футбольных поля, 2 ФОКОТа. Кроме того, планируется введение в эксплуатацию ледового катка в пгт. Кавалерово, крытого тренировочного катка в г. Находка, крытого футбольного манежа в г. Владивостоке, физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Партизанске, крытый тренировочный каток в г. Дальнегорске, а также проведение реконструкции гребной филиал-базы «Олимпийская» КГАУ «Краевая спортивная школа» в Партизанском ГО.

Также, в Приморском крае планируется строительство здания жилого комплекса социального использования на территории Владивостокского городского округа, реконструкция парка «Восток» и строительство 2-х жилых корпусов на 210 мест в КГБУСО «Раздольненский психоневрологический интернат».

В национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года также большое внимание уделяется развитию социальной инфраструктуры [4]. Программа предусматривает строительство и модернизацию образовательных, медицинских, туристско-рекреационных инфраструктурных объектов. Так, планируется осуществить капитальный ремонт 75 медицинских организаций, оснастить медицинские организации 23 передвижными медицинскими комплексами, построить 112 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий и 29 посадочных площадок для санитарной авиации.

Развитие жилищной инфраструктуры предусматривает увеличение годового объема жилищного строительства до 1000 тыс. кв. метров, строительство 4 9-квартирных домов, а также расселение аварийного жилищного фонда, составляющего 96,7 тыс. кв. метров.

Выводы

В Приморском крае активно создается транспортная, инженерная, энергетическая и социальная инфраструктура, что напрямую способствует росту экономического потенциала региона, его интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион, а также позволяет обеспечить качественные улучшения в жизни населения Приморья.

В то же время важно отметить, что в регионе сохраняется высокий износ критической инфраструктуры, а капитального ремонта требует значительная доля образовательных и медицинских учреждений.

Также, заметим, что для Приморского края нередки случаи, когда масштабные инфраструктурные проекты превращаются в крайне дорогие долгострои. Это, в первую очередь, можно связать с ошибками в планировании и зависимостью реализации проектов от политической и экономической конъюнктуры в России и мире. Выше были описаны проблемы, возникшие при строительстве автомобильной дороги Владивосток — Находка — порт Восточный: из-за оползней уже во время процесса реализации проекта продолжение работ стало крайне нерентабельным и Счетной Палатой РФ было предложено и вовсе отказаться от проведения соответствующих мероприятий. Данный случай не единственный: в Приморском крае так и не было закончено создание транспортно-логистического комплекса «Южный приморский терминал», также трудности возникли при строительстве Уссурийской ТЭЦ и т. д.

Таким образом, в Приморском крае наблюдается положительная динамика в инфраструктурном обеспечении региона, но при этом сохраняются системные проблемы, свойственные всей стране.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 января 2017 г. № 4 ст. 637.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 № 2094-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, № 4, 25.01.2010, ст.421.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2013 № 384-р «Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения» // Собрание законодательства РФ, № 13, 01.04.2013, ст.1585.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2020 № 2464-р «Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 40, 05.10.2020, ст.6311.
  5. Постановление Правительства Приморского края от 27.12.2019 № 919-па «Об утверждении государственной программы Приморского края «Развитие транспортного комплекса Приморского края» // «Приморская газета», спецвыпуск, № 2(1736), 14.01.2020.
  6. Постановление Правительства Приморского края от 27.12.2019 № 939-па «Об утверждении государственной программы Приморского края «Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае» // «Приморская газета», № 3(1737), 16.01.2020.
  7. Официальный сайт Счетной Палаты РФ. СП предлагает реконструкцию дороги «Владивосток — Находка — порт Восточный» вместо нового строительства [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://ach.gov.ru/checks/doroga-vladivostok-nakhodka-port-vostochnyy (дата обращения: 04.04.2023).
  8. Правительство Приморского края: 16 мостов реконструируют в Приморье в 2023 году [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://primorsky.ru/news/273425/ (дата обращения: 06.04.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): Приморский край, Владивосток, Находка, социальная инфраструктура, морской порт, развитие, энергетическая инфраструктура, региональный проект, строительство, транспортная инфраструктура.


Похожие статьи

Задать вопрос