Особенности развития самосознания детей родителей с разным уровнем жизнестойкости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 20.12.2023

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Шелепина, Е. С. Особенности развития самосознания детей родителей с разным уровнем жизнестойкости / Е. С. Шелепина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 463-466. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109329/ (дата обращения: 13.05.2024).



В данной статье теоретически раскрыта сущность понятий «жизнестойкость» и «самосознание», рассмотрены основные модели становления самосознания в онтогенезе. Представлены результаты практического исследования с целью определения самосознания у детей старшего и младшего школьного возраста, чьи родители обладают разным уровнем жизнестойкости.

Ключевые слова : жизнестойкость, жизнестойкость родителей, самосознание, самосознание детей, самооценка детей старшего дошкольного возраста, самооценка детей младшего школьного возраста, принятие себя у детей старшего дошкольного возраста, принятие себя у детей младшего школьного возраста.

Жизнестойкость представляет собой способность личности выдерживать стрессовые ситуации, сохраняя при этом внутреннюю сбалансированность без снижения успешности деятельности [1].

Сформированность жизнестойкости личности становится необходимым условием в периоды социальных перемен, экономических и иных кризисов. Условия современной жизни по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Поэтому современные психологи проявляют повышенный интерес к изучению жизнестойкости человека и ее роли в выборе стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях [2].

Передача новым поколениям жизнестойкости возможна через развитие самосознания детей, которое позволяет человеку адекватно оценивать и самих себя и окружающих людей.

Самосознание — это относительно устойчивая система представлений человека о самом себе, о своих телесных и психических состояниях. Самосознание вытекает из сознания и формируется в процессе взаимодействия человека с обществом [3].

В психологической литературе самосознание рассматривается как фундаментальная часть структуры личности.

В качестве критериев самосознания в психологи выделены следующие:

— обособленность личности от окружающей среды (материальной и социальной);

— понимание возможности управления самим собой — поступками и мыслями;

— примерка на себя видимых качеств других людей;

— способность видеть свои потребности и глубинные мотивы поступков;

— осознание собственных черт характера и признаков личности, как имеющихся, так и желаемых [4].

Д. Марсия выделяет 4 возможных варианта становления самосознания:

  1. Предрешенность. Принятие индивидом обязанностей, соответствующих полу и возрасту, без прохождения кризиса выбора, то есть принятие того, что за него решили родители или другие люди. Для такой личности свойственны низкая самооценка, низкий уровень самоуважения, конформность.
  2. Диффузия. При данной форме самосознания личность отличается непостоянством, желанием пробовать все подряд, отсутствием жизненных планов, мотивов и целей. Как правило, это люди, которые избегают ответственности и при этом не хотят быть изгоем в сообществе.
  3. Мораторий. Это активные люди, находящиеся на стадии поиска себя, своего призвания и предназначения. Они всегда находятся перед необходимостью принятия решений и совершения выбора. Для них характерна повышенная эмоциональность и эмоциональная окрашенность всех их действий.
  4. Сама идентичность. Это высшая ступень развития. Индивиды, находящийся на данной стадии, отличаются определенностью в жизни, высокой степенью ответственности за свою жизнь, стремлением жить в соответствии с собственными убеждениями [3].

В детском возрасте становление самосознания начинается с младенческого возраста и активно развивается до старшего дошкольного возраста. Важное значение для формирования самосознания в детском возрасте имеет окружение ребенка, отношение к нему со стороны значимых взрослых, семейная ситуация. Про влияние жизнестойкости родителей на формирование самосознания в детском возрасте в научной литературе недостаточно исследований, что обусловило необходимость проведения собственного исследования

Исследование проведено на базе СОШ № 11 им С. К. Костина (г. Рыбинск), Детский сад № 18 (г. Рыбинск).

Выборку исследования составили 70 детей в возрасте от 5 до 10 лет (мальчики и девочки) и их матери в количестве 70 человек (от 25 до 42 лет).

Для достижения цели исследования использованы методики «Лесенка») в модификации Н. В. Нижегородцевой), «Представление ребенка о себе» (в модификации Н. В. Нижегордцевой), «Тест жизнестойкости (адаптация опросника HardnessSurvey) для родителей» (С. Мадди, в адаптации Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой). Для определения различий в уровне сформированности самосознания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, чьи родители обладают разным уровнем жизнестойкости, был применен t-критерий Стьюдента.

В результате количественного анализа получены данные о том, что у большинства старших дошкольников преобладает средний уровень сформированности самооценки (21 ребенок — 60 %). Представления о себе у старших дошкольников сформированы на уровне ниже среднего, т. к. у 18 старших дошкольников (51 %) набрали баллы ниже среднего.

В группе младших школьников преобладает средний уровень развития самооценки — у 23 респондентов (66 %) и средний уровень сформированности представлений о себе — у 18 респондентов (51 %).

Для определения наличия или отсутствия статистически значимых различий в самооценке и представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста и детей младшего школьного возраста полученные данные были подвержены сравнительному анализу с применением t-критерия Стьюдента.

Сравнительный анализ показал, что t эмп =0,926 при р=0,05 для самооценки и t эмп =0,793 при р=0,05 для представлений о себе, что указывает на отсутствие значимых различий в сформированности самооценки и представлений о себе у детей в сравниваемых группах. То есть, у детей старшего дошкольного возраста и у младших школьников самооценка и представления о себе имеют приблизительно одинаковые качественные и количественные показатели.

На рисунке 1 графически отражены результаты оценки жизнестойкости родителей старших дошкольников и младших школьников.

Уровень выраженности жизнестойкости у родителей старших дошкольников и младших школьников

Рис. 1. Уровень выраженности жизнестойкости у родителей старших дошкольников и младших школьников

Количественный анализ показал, что у 4 родителей (11 %) младших школьников и у 11 родителей старших дошкольников (31 %) жизнестойкость выражена на высоком уровне.

Качественный анализ ответов данных родителей показывает, что они отличаются уверенностью в себе и собственных решениях, чувствуют свою значимость и нужность окружающим. Они энергичны, активны, постоянно заняты делами, инициативны, готовы к переменам. Легко адаптируемы. Не довольствуются меньшим, стремятся достичь большего в жизни. Они ставят перед собой достаточно сложные цели и прилагают все усилия для их достижения.

Для 31 родителя младших школьников (89 %) и 24 родителей старших дошкольников (69 %) характерен низкий показатель жизнестойкости. Качественная характеристика ответов данных родителей показывает, что они отличаются неуверенностью в себе, чувством неполноценности и ненужности. Интерес к жизни и деятельности у них слабый, они все выполняют через усилие. Предпочитают «плыть по течению» и довольствоваться малым. Жизненные трудности их утомляют и выбивают из колеи. Для них характерна усталость, в результате чего интерес к жизни падает, снижается желание познавать новое, ставить сложные цели и проявлять инициативу для их достижения.

Полученные данные указывают на то, что в обеих группах родителей преобладает низкий уровень жизнестойкости.

В результате сравнительного анализа выраженности жизнестойкости в двух группах родителей (критерий t-Стьюдента) получены данные о том, что t эмп =0,025 находится в зоне значимости при р=0,01, что указывает на наличие статистически значимых различий в сформированности жизнестойкости у родителей старших дошкольников и младших школьников: у родителей старших дошкольников уровень жизнестойкости статистически значимо выше, чем у родителей младших школьников.

Также в рамках данного исследования был произведен сравнительный анализ сформированности самооценки и представлений о себе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, чьи родители имеют разный уровень жизнестойкости. Был осуществлен сравнительный анализ самосознания следующих групп детей:

— самооценка у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста родителей с низким уровнем жизнестойкости;

— представления о себе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста родителей с низким уровнем жизнестойкости;

— самооценка у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста родителей с высоким уровнем жизнестойкости;

— представления о себе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста родителей с высоким уровнем жизнестойкости;

— самооценка у детей младшего школьного возраста родителей с низким и высоким уровнем жизнестойкости;

— представления о себе у детей младшего школьного возраста родителей с низким и высоким уровнем жизнестойкости;

— самооценка у детей старшего дошкольного возраста родителей с низким и высоким уровнем жизнестойкости;

— представления о себе у детей старшего дошкольного возраста родителей с низким и высоким уровнем жизнестойкости.

Сравнительный анализ показал, что существуют статистически значимые различия в самооценке старших дошкольников родителей с низкой и высокой жизнестойкостью (t эмп =0,009 при р=0,01). То есть, у родителей с высоким уровнем жизнестойкости дети старшего дошкольного возраста имеют более высокий уровень самооценки, чем дети родителей с низкий уровнем жизнестойкости.

В остальных группах детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, чьи родители имеют разный уровень жизнестойкости, статистически значимых различий в уровне самооценки и формировании представлений о себе не выявлено.

Таким образом, в результате исследования с применением статистического метода получены следующие данные:

— самооценка и принятие себя у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста выражены преимущественно на среднем уровне и не имеют статистически значимых различий;

— у родителей старших дошкольников уровень жизнестойкости статистически значимо выше, чем у родителей младших школьников;

— у родителей с высоким уровнем жизнестойкости дети старшего дошкольного возраста имеют более высокий уровень самооценки, чем дети родителей с низкий уровнем жизнестойкости.

Литература:

  1. Ашихмина, Ю. В. Жизнестойкость как ресурс совладения со стрессом / Ю. В. Ашихмина // Психология экстремальных ситуаций: человек в меняющемся мире материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.– 2014.– С. 12–19.
  2. Брагина, Н. В. Жизнестойкость личности и типы индивидуального опыта / Н. В. Брагина. — Текст: непосредственный // Наука и мир.– 2014. — № 3.– С.152.
  3. Суворова, С. Д. Становление и развитие самосознания и самооценки человека / С. Д. Суворова // Профессиональная самореализация личности в современном социуме: сборник научных трудов по материалам III Международного форума, Екатеринбург, 20 марта 2014 года. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014. — С. 156–160.
  4. Халиуллина, Г. Г. Развитие самосознания и становление самооценки у детей дошкольного возраста / Г. Г. Халиуллина, И. С. Солодкова // Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в современных условиях: XVI Межвузовская научно-практическая конференция студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей (с международным участием): в 2 частях, Казань, 22 апреля 2016 года / Министерство образования и науки Республики Татарстан; Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан; УВО «Университет управления «ТИСБИ». Том Часть I. — Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2016. — С. 422–425.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, уровень жизнестойкости, старший дошкольный возраст, высокий уровень жизнестойкости, ребенок старшего, родитель, родитель старших дошкольников, ребенок, представление, сравнительный анализ.


Ключевые слова

самосознание, жизнестойкость, жизнестойкость родителей, самосознание детей, самооценка детей старшего дошкольного возраста, самооценка детей младшего школьного возраста, принятие себя у детей старшего дошкольного возраста, принятие себя у детей младшего школьного возраста

Похожие статьи

Задать вопрос