Применение методов экономической статистики при анализе грузоперевозок (автомобильным или любым другим видом транспорта) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 20.12.2023

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Косов, Д. Ю. Применение методов экономической статистики при анализе грузоперевозок (автомобильным или любым другим видом транспорта) / Д. Ю. Косов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109312/ (дата обращения: 13.05.2024).



Данная статья посвящена исследованию применения методов экономической статистики для анализа грузоперевозок в контексте современной транспортной инфраструктуры. В статье рассмотрены основные методы экономической статистики для анализа грузоперевозок. Результаты исследования полезны для прогнозирования тенденций развития грузоперевозок, оптимизации логистических процессов и принятия решений в области транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: экономическая статистика, грузоперевозки,методы статистического анализа.

В современном мире грузоперевозки играют важную роль в функционировании экономики, предоставляя ключевые инфраструктуры перевозок товаров и ресурсов. Анализ эффективности и оптимизации грузоперевозок имеет большое значение для правильного функционирования транспортных систем и экономического развития.

Тема «Применение методов экономической статистики при анализе грузоперевозок» актуальна в контексте современной логистики и транспортной инфраструктуры. Грузоперевозки являются компонентом мировой экономики и тесно связаны с торговлей, производством и потребительским спросом. Применение методов экономической статистики при анализе грузоперевозок позволяет оценить эффективность инфраструктуры, оптимизировать транспортные потоки, улучшить прогнозирование спроса на перевозки и принимать обоснованные экономические решения в области логистики и транспорта.

Транспорт — это не только технические средства для осуществления перевозок грузов и пассажиров, это, прежде всего, отрасль экономики страны, которая обеспечивает функционирование всех экономических сфер, бесперебойно и своевременно удовлетворяя потребности экономики и населения в перевозках и сопутствующих им услугах [1].

Основные методы экономической статистики для анализа грузоперевозок:

  1. Регрессионный анализ — метод выявляет зависимость между различными переменными, такими как объем перевозок, транспортные расходы, экономические показатели и другие факторы, влияющие на грузоперевозки.
  2. Временные ряды — анализ временных рядов позволяет выявить сезонные тенденции, циклические колебания и общие долгосрочные изменения в объемах грузоперевозок, что помогает в прогнозировании будущих тенденций.
  3. Индексы — использование индексов отслеживает изменения в объемах грузоперевозок по сравнению с базовым периодом.
  4. Методы корреляции — анализ корреляции между различными переменными, такими как объемы перевозок и экономические показатели.
  5. Методы дисперсионного анализа — метод выявляет различия в объемах грузоперевозок между различными категориями транспорта, географическими регионами и другими факторами.

С применением методов экономической статистики при анализе грузоперевозок можно получить надежные и объективные данные, провести всесторонний анализ, выявить проблемные области и разработать эффективные стратегии управления грузоперевозками.

Транспортную систему России формирует развитая транспортная сеть, которая включает в себя 86 тыс. км железных дорог, около 1,5 млн км автодорог общего пользования, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефтепроводов, более 140 тыс. км магистральных газопроводов, свыше 100 тыс. км внутренних водных путей и множество морских трасс [2, с. 262]

В 2022 году российская транспортная отрасль оказалась под значительным давлением из-за введения санкций, которые проявились в виде ряда логистических ограничений. Меры включают как прямые ограничения на логистические операции (например, ограничение воздушного пространства между Россией и странами Евросоюза, ограничения на морские и автомобильные перевозки между Россией и членами ЕС), так и ограничения в сфере торговли, которые в свою очередь оказывают влияние на транспортные потоки.

В 2022 году санкционные ограничения, мешающие нормальной работе транспортной системы, привели к разрыву установившихся цепочек поставок. Основной тенденцией стало значительное сокращение объема грузоперевозок в железнодорожной, авиационной и трубопроводной отраслях. Часть экспортных потоков была перенаправлена на юг и восток, в то время как импортные потоки в значительной степени переключились на автомобильные перевозки и железнодорожные контейнерные грузоперевозки.

Автомобильный транспорт в основном используется для грузоперевозок на небольшие расстояния. По объему грузооборота, лидирующие позиции занимают морской и трубопроводный транспорт за счет перевозки грузов на большие расстояния. В 2022 году объем грузооборота снизился на 2,3 %, преимущественно из-за сокращения грузоперевозок по газопроводам (15,2 %). Также наблюдалось значительное снижение объема грузоперевозок воздушным транспортом на 69,6 %, но учитывая небольшую долю воздушного транспорта в общем грузообороте, оказало незначительное влияние на общий показатель.

Анализ данных по объему грузооборота позволяет увидеть тенденции в предпочтениях использования различных видов транспорта в грузоперевозках. Развитие автомобильного и трубопроводного транспорта обеспечивает эффективную доставку грузов на местах назначения. В то же время, наблюдаемое снижение грузооборота по газопроводам и воздушным путем указывает на необходимость проведения анализа и принятия мер для оптимизации и повышения эффективности данных видов транспорта.

С момента начала специальной военной операции на Украине и введения санкций (с марта 2022 года) наибольший прирост тарифов наблюдался в Северокавказском федеральном округе из-за увеличения стоимости автомобильных перевозок (+41 %). Значительно возросли цены на грузоперевозки в Дальневосточном федеральном округе — на 28,5 %, в первую очередь из-за повышения тарифов на морские (+33,7 %) и железнодорожные грузоперевозки (+28,3 %). Изменения в ценообразовании связаны с повышением стоимости топлива и нефтепродуктов, а также увеличением затрат на обслуживание и эксплуатацию транспортных инфраструктурных объектов.

Сохраняющиеся геополитические и экономические факторы оказывают влияние на транспортные тарифы и цены на грузоперевозки в регионах России. Анализ таких изменений позволяет принять меры по оптимизации логистических процессов и поиску альтернативных решений для снижения затрат и обеспечения эффективной организации грузоперевозок.

Таким образом, использование методов экономической статистики при анализе грузоперевозок демонстрирует значительный потенциал в оптимизации процессов транспортировки. Результаты исследования позволят улучшить качество транспортных услуг и принимать обоснованные решения для развития данной отрасли.

Литература:

  1. Клименко И. С. Анализ транспортной работы по перевозке грузов и пассажиров по территории РФ с 2009 по 2019 гг. Влияние эпидемиологической ситуации на работу транспорта и оценка экономических убытков / И. С. Клименко. // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 318–322.
  2. Логистика и управление цепями поставок: учебник и практикум для вузов / В. С. Лукинский, В. В. Лукинский, Н. Г. Плетнева. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 359 с.
  3. Транспорт России (информационно-статистический бюллетень), сайт Министерства транспорта РФ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mintrans.gov.ru (дата обращения: 08.11.2023).
  4. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 08.11.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): экономическая статистика, анализ грузоперевозок, грузоперевозка, объем грузоперевозок, введение санкций, воздушный транспорт, объем грузооборота, Россия, транспортная инфраструктура, трубопроводный транспорт.


Ключевые слова

грузоперевозки, экономическая статистика, методы статистического анализа

Похожие статьи

Задать вопрос