Турецкая историография изучения Золотой Орды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 26.12.2023

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Тайшанова, С. Т. Турецкая историография изучения Золотой Орды / С. Т. Тайшанова, А. А. Жумабаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 397-403. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109209/ (дата обращения: 13.05.2024).



Изучение Золотой Орды было предметом пристального интереса турецких историков, и турецкие ученые внесли значительный вклад в наше понимание этого периода. Благодаря своим исследованиям и знаниям турецкие ученые пролили новый свет на политическую, социальную и культурную динамику Орды, а также на роль, которую тюркские племена сыграли в ее формировании и управлении. Одним из наиболее заметных вкладов турецких ученых в изучение Золотой Орды стало их внимание к роли тюркских племен в ее истории.

Одним из современных турецких исследователей, доцент Стамбульского университета, писавший о Золотой Орде, является Ахмет Ясир Демир (Ahmet Yasir Demir). Он опубликовал несколько статей и книг по истории Золотой Орды, уделяя особое внимание ее политической и социальной структуре. Его исследования основаны на первоисточниках, таких как хроники и архивные документы, а также на вторичных источниках.

В своей работе «Политическое устройство Золотой Орды» представлен всесторонний анализ политического устройства Золотой Орды. Ахмет Ясир Демир утверждает, что Золотая Орда была конфедерацией различных племен, у каждого из которых был свой вождь или хан. Он также подчеркивает роль Великого хана, избранного вождями составляющих племен. Ахмет Ясир Демир анализирует механизмы разделения власти и принятия решений в Золотой Орде и проливает свет на сложные отношения между ханами и их подданными.

В работе «Экономическая система Золотой Орды» Ахмет Ясир Демир исследует экономическую систему Золотой Орды. Он утверждает, что Золотая Орда была кочевым обществом, средства к существованию которого полагались на скотоводство, охоту и набеги. Ахмет Ясир Демир описывает роль торговли в экономике Золотой Орды и анализирует организацию рынков и ярмарок. Он также проливает свет на систему налогообложения и распределение богатства в обществе.

«Социальная структура Золотой Орды». В этой статье дается глубокий анализ социальной структуры Золотой Орды. Ахмет Ясир Демир утверждает, что общество было разделено на различные классы, включая правящую элиту, простых людей и рабов. Он обсуждает роль женщин в обществе и их статус в различных социальных классах. Демир также исследует религиозные верования и обычаи Золотой Орды и их влияние на социальные структуры.

В статье «Государство Золотая Орда (Altın Orda Devleti)» он описывает общую и краткую историю Улуса Джучи.

Ахмет Ясир Демир — известный ученый и историк, который провел обширное исследование уйгурских традиций в Золотой Орде. Его статьи на эту тему предоставили ценную информацию о культурном и историческом наследии уйгурского народа и его вкладе в развитие государства Золотой Орды.

Одна из наиболее заметных статей Демира на эту тему — «Вклад уйгуров в золотоордынскую государственную традицию». В данной статье он исследует роль уйгуров в становлении и развитии Золотоордынского государства, которое было одним из самых могущественных государств Евразии в XIII-XIV веках. Демир подчеркивает значительный вклад уйгуров в различные области, включая искусство, литературу, религию и управление.

Еще одна важная статья Демира — «Уйгурские традиции в архитектуре золотоордынского государства». В этой статье он исследует архитектурный стиль Золотоордынского государства, на который сильно повлияли уйгурские традиции. Демир объясняет, как уйгуры привнесли в государство Золотой Орды свой уникальный архитектурный стиль, для которого характерны замысловатые узоры, красочная черепица и куполообразные крыши. Он также обсуждает значение различных архитектурных особенностей уйгурской культуры, таких как использование минаретов и михрабов в мечетях.

В дополнение к этим статьям Демир также много писал об уйгурских традициях в других областях, таких как музыка и кухня. Например, в его статье «Уйгурская музыка в золотоордынской государственной традиции» исследуется роль музыки в уйгурской культуре и ее влияние на музыку золотоордынского государства. Демир отмечает, что уйгурская музыка высоко ценилась правителями Золотой Орды, которые часто использовали уйгурских музыкантов при своих дворах.

Точно также в статье Демира «Уйгурская кухня в золотоордынской государственной традиции» рассматриваются кулинарные традиции уйгуров и их влияние на кухню золотоордынского государства. Он объясняет, как уйгурская кухня включала в себя широкий спектр специй и ароматов, которые высоко ценились правителями Золотой Орды. Демир также отмечает, что уйгурская кухня повлияла на другие кухни региона, такие как русская и казахская кухня.

В целом, статьи Ахмета Ясира Демира об уйгурских традициях в золотоордынской государственной традиции дают всеобъемлющее и глубокое представление об этом важном историческом периоде. Его исследование проливает свет на культурный и исторический вклад уйгуров в развитие одного из самых могущественных государств Евразии и подчеркивает их непреходящее наследие в различных областях, от архитектуры до кухни [1].

Одним из турецких исследователей, изучающим Золотую Орду является А. Мелек Озйетгин (A. Melek Özyetgin). Ее исследования сосредоточены на политической и культурной истории Золотой Орды, средневекового монгольского государства, правившего обширными территориями в Евразии. В своих статьях о Золотой Орде Озетгин анализирует различные аспекты истории государства, в том числе его политическое устройство, экономику, общество и культуру.

Одним из наиболее заметных вкладов Озетгин в изучение Золотой Орды является ее анализ политической структуры государства. В своей статье «Золотая Орда: многонациональное и поликультурное государство» она утверждает, что Золотая Орда была сложным государством, которое характеризовалось высокой степенью этнического и культурного разнообразия. Она отмечает, что правители государства, имевшие монгольское происхождение, в значительной степени полагались на местные элиты в управлении завоеванными ими территориями. Это привело к возникновению многонационального правящего класса, в который входили не только монголы, но и тюрки, кипчаки и другие группы.

Озетгин также исследует экономическую историю Золотой Орды в своей статье «Золотая Орда: торговая империя». В этой статье он утверждает, что экономика государства была основана на торговле и коммерции. Золотая Орда была стратегически расположена на пересечении основных торговых путей между Европой и Азией, что позволяло ей контролировать поток товаров между этими регионами. Правители государства использовали свой контроль над торговлей для накопления богатства и власти, которые они использовали для усиления своей власти над своими подданными.

Еще одним важным аспектом исследования Озетгин Золотой Орды является ее анализ государственного общества и культуры. В своей статье «Золотая Орда: общество в переходный период» он утверждает, что государство характеризовалось сложной социальной иерархией, основанной на этнической принадлежности, религии и социальном статусе. Он отмечает, что, хотя монголы изначально доминировали в государственном обществе, со временем другие группы, такие как тюрки и кипчаки, получили больше власти и влияния. Это привело к постепенному изменению культуры государства, поскольку разные группы приносили в регион свои традиции и обычаи.

В работе «Следы уйгуров в золотоордынской государственной традиции (Altın Orda Devlet Geleneginde Uygur zleri)» автор пишет о том, что комплексное исследование, рассматривающее Золотую Орду на ее собственной оси, со всей ее политической, экономической и социокультурной институциональной структурой, в общей тюркологии не раскрыто в полной мере. Нехватка оригинальных тюркских документов, которые послужат источником для истории Золотой Орды, делает исследования в этой области в значительной степени зависимыми от иностранных источников. Автор подчеркивает, что учет Турфанского уйгурского сборника, особенно при написании организационной истории Золотой Орды, и сравнительное изучение этого материала с лингвистами и историками даст значительные и поучительные результаты [2].

Одним из турецких историков, пишущих о Золотой Орде, является Др. Телли Акхун Коркмаз, который исследует, как государство Алтын Орда начало постепенный процесс исламизации, чему способствовало прибытие мусульманских купцов, ученых и суфийских мистиков с Ближнего Востока и Средней Азии. Он исследует роль видных суфийских ученых, таких как Эбу Бекир Календер Аксарайи, в распространении ислама среди немусульман в регионе и духовном руководстве людей.

Еще одной важной темой в статьях Телли Акхун Коркмаза является политическая и военная история Алтын-Ордынского государства. Она углубляется в военную доблесть государства, которая позволяла его армиям совершать набеги и завоевания по всей Восточной Европе и Средней Азии. Акхун Коркмаз также анализирует внутренние конфликты и внешнее давление со стороны соседних государств, которые способствовали упадку Алтын-Ординского государства в XV веке.

Он является автором статьи: «Религия в государстве Золотая Орда (Altin Orda devletinde din)». В статье автор раскрывает роль религий в Золотой Орде. В истории тюркского мира золотоордынское государство сыграло значительную роль в формировании политического и культурного ландшафта региона. Одним из важнейших аспектов этого государства была его религиозная политика и практика, которые оказали глубокое влияние на жизнь его подданных. В этой статье мы подробно рассмотрим содержание религиозных практик и политики золотоордынского государства.

Золотая Орда была мусульманским государством, и ее правители стремились продвигать и распространять ислам среди своих подданных. Однако их подход к религии не был единым, и были различия в их политике и практике. Например, некоторые правители были более терпимы к другим религиям, в то время как другие более строго следили за соблюдением исламских законов и обычаев.

Одним из самых значительных религиозных институтов в Золотой Орде были кади, которые отвечали за толкование исламского права и отправление правосудия. Кади играли важнейшую роль в поддержании правопорядка в государстве, а их решения были обязательными для всех подданных, включая правителей.

Еще одним важным аспектом религиозной жизни Золотой Орды были суфийские ордена, которые были преобладающими в регионе. Эти ордена давали духовное руководство людям и помогали им справляться с трудностями жизни. Суфийские ордена также сыграли значительную роль в распространении ислама среди немусульман.

Др. Телли Акхун Коркмаз имеет также статью: «Неизвестная личность в исламизации золотоордынского государства: Абу Бакр Календер Аксарайи и его произведение «Календернаме» (Altın Orda Devleti’nin İslamlaşmasında Bilinmeyen Bir Şahsiyet: Ebu Bekir Kalender Aksarayi ve “Kalendername” Adlı Eseri)». Где автор пишет об истории золотоордынского государства и о личности, выделяющихся своим вкладом в исламизацию края — Эбу Бекир Календер Аксарайи. Несмотря на свою значимость, он не получил широкой известности, а его работа «Календернаме» не получила должного внимания. В данной статье автор подробно рассматривает содержание этого труда и его роль в исламизации золотоордынского государства.

Др. Телли Акхун Коркмаз имеет также статью «Неизвестная личность в исламизации золотоордынского государства: Абу Бакр Календер Аксарайи и его произведение «Календернаме» (Altın Orda Devleti’nin İslamlaşmasında Bilinmeyen Bir Şahsiyet: Ebu Bekir Kalender Aksarayi ve “Kalendername” Adlı Eseri)». Где автор пишет об истории золотоордынского государства и о личности, выделяющихся своим вкладом в исламизацию края — Эбу Бекир Календер Аксарайи. Несмотря на свою значимость, он не получил широкой известности, а его работа «Календернаме» не получила должного внимания. В данной статье автор подробно рассматривает содержание этого труда и его роль в исламизации золотоордынского государств Бекир Календер Аксарайи и его труд «Календернаме» сыграли значительную роль в исламизации золотоордынского государства. Его эпическая поэма помогла распространить ислам среди немусульман, дала людям духовное руководство и сформировала культурную и интеллектуальную жизнь региона. Понимание содержания и значения этой работы имеет решающее значение для понимания истории и наследия золотоордынского государства [3].

Мехмет Шекер, является сотрудником университета Др. Дуздже, литературного факультета, отдела истории. В введении статье: «Различные практики управления в тюркских государствах: на примере хазаров, алтын-ординцев и мамлюков», автор описывает важность и функцию судебной власти в управлении тюркскими государствами. В ранних тюркских обществах правящая элита, такая как Яргуджу и его помощники, отвечала за управление в соответствии с традиционным законом. Однако с распространением ислама среди тюркских народов судебная система стала играть более заметную роль, и судьи обрели значимость наряду с правящей элитой.

Анализируя разные тюркские государства, Мехмет Шекер подчеркивает разнообразие практик управления, которые существовали в тюркских обществах на протяжении всей истории.

В Алтын Орде юридическими вопросами занимался Ясам Эмири, который был членом совета, вместе с правящей верхушкой во главе с Баш Яргуджу и его помощниками, которые правили в соответствии с традиционным правом. В мамлюкских государствах для надзора за юридическими вопросами был назначен отдельный чиновник из одной из четырех суннитских школ юриспруденции, и каждый из этих чиновников заботился о своих последователях.

Изучая различные практики Башкадылыка в трех основных тюркских государствах, Мехмет Шекер пытается раскрыть, как судебная система в тюркских обществах развивалась с течением времени в ответ на меняющиеся условия и потребности. В конечном счете, его анализ показывает важность сильной и независимой судебной системы для обеспечения честного и справедливого управления в тюркских обществах. Автор считает, что система правосудия в тюркско-исламских государствах с ее пониманием, унаследованным от исламской доктрины и тюркских государств, создала единство в исламском праве. Вопрос о справедливости всегда был неотъемлемой характеристикой турецкой государственной традиции. Поэтому применение правосудия и правопорядка в государствах Хазарии и Алтын-Орды, а также мамлюков достигло такого уровня развития, которого не было в других тюркских государствах ни до них, ни после них [4].

Дерья Дерин Пашаоглу — исследователь и академик, специализирующийся на истории и культуре Центральной Азии, особенно Монгольской империи и ее государств-преемников. Она опубликовала несколько статей и книг по этой теме, в том числе «Золотая Орда: государство и общество» и «Монгольская империя: история и культура».

Одной из областей специализации Пашаоглу является Алтын Орда, монгольское государство, существовавшее с середины 13 века до конца 15 века на территории современного Казахстана, России и Украины. Ее исследование Алтын Орды исследовало различные аспекты ее истории и культуры, в том числе ее политическую организацию, военные стратегии, торговые сети и религиозные верования.

Работа Пашаоглу над Алтын Орда способствовала лучшему пониманию этого важного исторического периода в истории Евразии. Ее исследование пролило свет на сложные политические и социальные структуры Алтын Орды, а также на ее взаимодействие с соседними государствами, такими как Киевская Русь и Хорезмийская империя.

В дополнение к своему исследованию Алтын Орды Пашаоглу также изучала более широкую историю Монгольской империи и ее влияние на Евразию. В ее работах подчеркивается разнообразие Монгольской империи и ее непреходящее влияние на культуры и общества Центральной Азии.

В целом, исследование Алтын Орды Дерья Дерин Пашаоглу способствовало более глубокому пониманию этого важного исторического периода и его значения для истории Евразии. Ее работа подчеркивает важность междисциплинарных исследований для понимания сложных исторических явлений и их длительного воздействия на общество.

В своей статье: «Altın Orda ve Kırım Sahasında Bozkır Aristokrasisinin Güçlü Temsilcileri: Emir Rektemür ve Şirin Mirzalar», «Степная аристократия в Золотой Орде и Крыму автор подробно описывает политическую историю и административный строй Золотой Орды [5].

Мерве Суручу — турецкий историк университета Ататюрка, пишущая о Золотой Орде. Ее статьи на эту тему содержат ценные сведения об истории и культуре могущественной империи, которая в XIII-XV вв. доминировала над большей частью Восточной Европы и Центральной Азии.

Одна из самых заметных статей Мерве Суручу о Золотой Орде называется «Взлет и падение Золотой Орды: исторический обзор». В этой статье она пишет о происхождении Золотой Орды, прослеживая ее корни до Монгольской империи и правления Чингисхана. Она также исследует политические и экономические факторы, которые привели к возвышению Золотой Орды как крупной державы.

В статье Мерве Суручу также рассматриваются культурные и социальные аспекты жизни Золотой Орды. Она описывает кочевой образ жизни монгольских племен, составлявших империю, а также их религиозные верования и обычаи. Она также обсуждает роль женщин в обществе Золотой Орды, подчеркивая важную роль, которую они играли как в семейной жизни, так и в политике.

Еще одна известная статья Мерве Суручу — «Золотая Орда и ее наследие: влияние на современную Россию». В этой работе она исследует длительное влияние Золотой Орды на русскую культуру и общество. Она обсуждает, как монгольское нашествие на Россию в 13 веке глубоко повлияло на русскую историю, политику и культуру.

В статье Мерве Суручу также рассматривается влияние Золотой Орды на современную Россию, включая ее влияние на русский язык, искусство и архитектуру. Она утверждает, что, несмотря на часто негативное изображение монголов в российской истории, их наследие оказало прочное и положительное влияние на русскую культуру.

В целом, статьи Мерве Суручу о Золотой Орде дают ценную информацию об этом периоде в истории. Исследуя как политические, так и культурные аспекты империи, она предлагает тонкое и всестороннее понимание Золотой Орды и ее влияния на мир.

Также одной из статей о Золотой Орде Мерве Суручу является: «Поворотный этап в золотоордынском государстве: Эмир Ногай (Altın Orda Devleti’nde Bir Dönüm Noktası: Emir Nogay)», где автор пишет что, с первых дней существования Золотоордынского государства оно завоевало прочные позиции на политической арене благодаря могущественным правителям, влиявшим на судьбы других государств и обществ. Однако временами некомпетентные ханы и периоды хаоса приводили к появлению эмиров, игравших важную роль в государственной политике и ставивших золотоордынских ханов в затруднительное положение. Одним из таких эмиров был эмир Ногай, выступавший командиром батальона в Золотоордынском ханстве. Хотя в источниках упоминается, что он был потомком Чингисхана, он не мог претендовать на престол, потому что родился не от главной жены. Однако, когда он был уверен в своей власти, он не колебался вести войну против правящего хана. Это поднимает вопрос о том, попытался ли бы эмир Ногай захватить трон, если бы правящий класс считал его законным ханом. В этом смысле видно, что Ногай максимально использовал свое политическое влияние в рамках монгольской традиции. Действительно, монеты с его именем, найденные в различных регионах, важны для демонстрации того положения, которое он сам приписывает ему. Следует также отметить, что современные историки и даже правители называли его такими титулами, как царь, король и хан [6].

Сафа Демирхан, являющийся научным сотрудником университета Самсун Ондокуз Майыз, статьи которого посвящены исследованию государстве Золотой Орды, также известном как Алтын Орда, содержат подробный анализ политической и социальной динамики этого могущественного государства. В своих статьях Демирхан подчеркивает роль могущественных правителей и эмиров в формировании судьбы государства, а также факторы, способствовавшие его окончательному упадку.

Одной из ключевых тем статей Сафа Демирхан является роль эмиров в золотоордынской политике. Он приводит пример эмира Ногая, который пришел к власти в качестве командира батальона, но в конечном итоге стал влиятельной фигурой, которая могла действовать почти как хан. Сафа Демирхан утверждает, что приход Ногая к власти произошел благодаря его хитрости и талантливому государственному мышлению, а также его значительной военной мощи. Однако вместо того, чтобы использовать свою власть для укрепления ханства, Ногай ослабил влияние Золотоордынского государства на другие государства и общества, что в конечном итоге привело к его упадку.

Еще одна важная тема в статьях Сафа Демирхан — влияние внутренней нестабильности на внешнюю эффективность Золотой Орды. Он утверждает, что борьба золотоордынских ханов против могущественных эмиров, таких как Ногай, снизила внешнюю эффективность государства и в конечном итоге проложила путь русским князьям, чтобы воспользоваться этой хаотичной обстановкой и укрепиться. Точно так же смерть Ногая в сочетании с нестабильностью, которую он создал внутри, привела к уменьшению влияния Золотой Орды на Балканах, что в конечном итоге привело к ее исчезновению с течением времени.

Сафа Демирхан также подчеркивает важность монгольских традиций в формировании политики и общества Золотоордынского государства. Он отмечает, что хотя эмир Ногай и не мог претендовать на трон, поскольку не был рожден от главной жены, он максимально использовал свое политическое влияние в рамках монгольской традиции. Точно так же современные историки и даже правители называли его такими титулами, как царь, король и хан, что показывает положение, приписываемое ему им самим.

В целом статьи Сафа Демирхан представляют собой всесторонний анализ политической и социальной динамики золотоордынского государства. Он выделяет роль могущественных правителей и эмиров в формировании судьбы государства, а также влияние внутренней нестабильности на его внешнюю эффективность. Кроме того, он подчеркивает важность монгольских традиций в формировании политики и общества Золотоордынского государства.

В своей работе «Ханство Золотой Орды в XIV веке (XIV Yüzyilda altin orda hanliği)» в введении автор пишет, что Золотая Орда не может рассматриваться как просто региональная держава в то время, когда она была «государством Джучидов» или «государством Дешт-и Кипчак». Политика, проводимая золотоордынскими ханами, вернула району Дешт-и Кыпчак былые дни славы, и этот район возродился как в коммерческом, так и в социальном отношении. Растущая мощь Орды в 13 веке достигла своего пика в 14 веке. Золотая Орда вошла в 14 век после окончания периода Первого Междуцарствия, начавшегося при Менгу Тимуре. Правильная политика Токта-хана обеспечила прочный старт государству в новом столетии. Эти основы, заложенные Токта-ханом, позволили государству достичь вершины своего могущества в годы правления ханов Узбека и Джанибека [7].

Одним из известных турецких учёных, внесших значительный вклад в изучение Золотой Орды, является Алихан Буюкчолак. Его исследования были сосредоточены на социальных и экономических структурах Орды, а также на ее отношениях с соседними государствами.

Буюкчолак утверждал, что Орда была сложным и разнообразным обществом с множеством социальных и экономических классов. Он подчеркнул важность скотоводства и торговли в экономике Орды, а также роль городских центров, таких как Сарай, в ее управлении и культуре.

Помимо работы над социальными и экономическими структурами Орды, Буюкчолак также исследовал ее отношения с соседними государствами. Он подчеркнул союзы Орды с мамлюками и другими мусульманскими державами, а также ее конфликты с Ильханством и другими монгольскими государствами.

Своими исследованиями Буюкчолак бросил вызов традиционным представлениям, изображавшим Орду как однородное и единое целое. Вместо этого он подчеркнул ее разнообразие и сложность.

В статье «Аltinorda tarihi çalişmalarinda bir kaynak olarak Ordali petro hagiografyasi», «Ордалы Петро хагиография, как источник по изучению истории Золотой орды», автор пишет, что Агиография — это литературные произведения, рассказывающие истории жизни членов церкви и святых и представляющие чудеса героев и трудности, которые они претерпели за свою веру, с дидактическим мотивом. Для того чтобы эти тексты можно было использовать в качестве исторического источника, они должны быть синхронизированы с внешними источниками, так как они не обязательно предназначены для передачи исторических знаний будущим поколениям, либо потому, что они являются средневековым церковным произведением, либо потому, что их основная цель не передать историческое знание. Подобно тому, как имена менакибов исламской литературной культуры были позже записаны на основе концепций газа и джихада, культ святых и их агиографии также являются текстами, которые были переданы из устной традиции в письменную форму, совместимую с христианской теологией.

Посредством православных словянских агиографий, автору удается найти ценную информацию, которая не была вписана в официальную хронику на примере Повести о Петровых мытарствах.

Также одним из важнейших работ Алихана Буйукчолака является «письмо, отправленная Папой IV Инокентием в Золотую Орду, точнее Сартаку (смысл, перевод и интерпретация)», «Papa IV. Innokentinin Аltinorda hani Sartaka gönderdiği mektup (metin, tercüme, yorum)», где автор предоставляет оригинал письма, перевод и авторские комментарии. Данный источник является важным информативным документом в изучении Золотой Орды. Письмо было посвящено хану Сартаку, принявшему христианство через нестарианскую церковь. Исследования Алихана Буйукчолака значительно отличается от классической турецкой историографии в своем большинстве сосредоточенные на исламизации Золотой Орды, его же исследованиям характерно христианская направленность мотивированная славянскими источниками [8].

Николь Канчал-Феррари — еще один известный ученый, внесший значительный вклад в изучение Золотой Орды. Ее исследования были сосредоточены на культуре и архитектурных построениях Золотой Орды. Одной из ее работ является: «Оценка золотоордынских мечетей Крымского полуострова: архитектурный орнамент и художественные взаимодействия, проявляющиеся в господстве и материальной культуре», «Kırım Yarımadası'nda Altın Orda Dönemine Ait Camilerin Değerlendirilmesi: Bânilik ve Maddi Kültürde Tezahür eden Mimarlık Süsleme ve Sanatsal Etkileşimler», где автор пишет, что исследования материальной культуры Золотой Орды затруднены дефицитом останков. Этот дефицит является результатом концентрации строительных работ лишь в нескольких центрах, некоторые из которых впоследствии были заброшены, и последующего разрушения большей части того, что осталось. Кроме того, исследования досовременного тюрко-монголо-исламского наследия все еще фрагментарны, что затрудняет размещение материала конкретного региона в его более широком контексте.

Автор в своих работах подробно описывает исторические события, повлиявшие на культуру и архетиктуру Золотой Орды на примере Мечеть Узбек-хана в Крыму (1314–1315 гг.), Бимархан в Амасье (1308 г.), Сунбюль Баба завия в Токате (1292 г.), Медресе Якутийе в Эрзуруме, деталь входного фасада (1310 г.), Мечеть Сиваси Хатун в Девели (1281–1282 гг.), Дар аль-хуффах в Шейхкой (1359 г.), Судакская крепостная мечеть (начало 13 — первая половина 14 в.), Мечеть Джанибек-хана в Кырк-йере (1345–1346 гг.), мавзолей Торумтай (1278 г.), Мавзолей Сентимур в Токате (1313 г.) на территории Крыма [9].

В настоящее время распространено мнение, что империя Золотой Орды была простой культурой, все еще основанной на кочевой жизни без особых строительных работ; преобладает культура, не сравнимая с другими важными центрами Средней Азии или Ирана. Даже публикации об обширных раскопках золотоордынских городов, свидетельствующие об утончённой городской жизни, не изменили этих предрассудков. Это связано с тем, что до сегодняшнего дня не было обнаружено никаких письменных документов, таких как вакфия (описания положений), конкретно подтверждающих археологические находки; как и в случае с соседними регионами. Строительство мечетей в Золотой Орде и особенно в Крыму отличается от других регионов Средней Азии, например, Бухары и Самарканда, в том смысле, что до прихода Улуса не существовало исламской культуры и, как следствие, строительной традиции. Николь Канчал-Феррари внесла значительный вклад в историографию Золотой Орды, она впервые в подробности исследовала тонкости исторического влияния на культуру и архитектуру наследия империи.

Данная научная статья выполнена в рамках реализации проекта ИРН АР13268967 «Современная турецкая историография изучения Золотой орды» (Заказчик — Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан)

Литература:

  1. Ahmet Yasir Demir, Altın Orda Devleti https://www.academia.edu/57525614/Alt %C4 %B1n_Orda_Devleti_1_2
  2. A. Melek Özyetgin, Altın Orda Devlet Geleneginde Uygur zleri, https://xn--yldz-lzac.academia.edu/MelekOzyetgin
  3. Dr. Telli Korkmaz, Altin Orda devletinde din, https://www.academia.edu/50320090/Alt %C4 %B1n_Orda_Devleti_nde_Din
  4. Mehmet Seker, Turk devlet yonetimi farkli baskadilik uygulamalar: hazarlar, Altin Orda ve memlukler ornegi, https://www.academia.edu/97953199/T %C3 %9CRK_DEVLET_Y %C3 %96NET %C4 %B0M %C4 %B0NDE_FARKLI_BA %C5 %9EKADILIK_UYGULAMALARI_Hazarlar_Alt %C4 %B1n_Orda_ve_Meml %C3 %BBkler_ %C3 %96rne %C4 %9Fi
  5. Altın Orda ve Kırım Sahasında Bozkır Aristokrasisinin Güçlü Temsilcileri: Emir Rektemür ve Şirin Mirzalar, https://dergipark.org.tr/tr/pub/tariharastirmalari/issue/47746/603080
  6. Merve Surucu, Altin orda-ilhanli-memlük devletleri ilişkilerinde dinî-siyasi münasebetler, https://www.academia.edu/94018959/Alt %C4 %B1n_Orda_Devletinde_Bir_D %C3 %B6n %C3 %BCm_Noktas %C4 %B1_Emir_Nogay
  7. Safa Demirhan, XIV Yüzyilda altin orda hanliği, https://www.academia.edu/87886056/XIV_Y %C3 %BCzy %C4 %B1lda_Alt %C4 %B1n_Orda_Hanl %C4 %B1 %C4 %9F %C4 %B1
  8. Аltinorda tarihi çalişmalarinda bir kaynak olarak Ordali petro hagiografyasi https://dergipark.org.tr/tr/pub/turktarars/issue/70350/1094079
  9. Nicole Kancal-Ferrari, Kırım Yarımadası'nda Altın Orda Dönemine Ait Camilerin Değerlendirilmesi: Bânilik ve Maddi Kültürde Tezahür eden Mimarlık Süsleme ve Sanatsal Etkileşimler, https://www.academia.edu/86505458/K %C4 %B1r %C4 %B1m_Yar %C4 %B1madas %C4 %B1nda_Alt %C4 %B1n_Orda_D %C3 %B6nemine_Ait_Camilerin_De %C4 %9Ferlendirilmesi_B %C3 %A2nilik_ve_Maddi_K %C3 %BClt %C3 %BCrde_Tezah %C3 %BCr_eden_Mimarl %C4 %B1k_S %C3 %BCsleme_ve_Sanatsal_Etkile %C5 %9Fimler_NECDET_SAKAO %C4 %9ELUNA_ARMA %C4 %9EAN_SANAT_TAR %C4 %B0H %C4 %B0_YAZILARI_Kriter_2022_289_344
Основные термины (генерируются автоматически): Золотая орда, Золотоордынское государство, государство, Ахмета, автор, общество, Азия, золотоордынская государственная традиция, Монгольская империя, работа.


Похожие статьи

Задать вопрос