Полномочия органов местного самоуправления в области использования земли и охраны водных объектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 15.12.2023

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Паршина, У. А. Полномочия органов местного самоуправления в области использования земли и охраны водных объектов / У. А. Паршина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 276-278. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109116/ (дата обращения: 10.05.2024).



Публичные органы, включая муниципалитеты, регулируют управление земельными ресурсами, то есть определяют правила использования земель в соответствии с их назначением и классификацией, а также перевод земель из одной категории в другую. Градостроительное законодательство определяет два этапа формирования правил использования земель муниципальных образований: определение функциональных зон с помощью генерального плана и установление правил землепользования и застройки для территориальных зон. Согласно Земельному кодексу Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений относятся: изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; установление, с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил предоставления земельных участков для муниципальных нужд землепользования и застройка территорий муниципальных образований; разработка и реализация местных программ использования и охраны земель [1]. Органы местного самоуправления муниципального района также регулируют эти вопросы, только в том случае, если речь идет о правовом регулировании на территориях [2]. В то же время органы местного самоуправления муниципальных районов могут на принципах добровольности, целесообразности и эффективности заключать между собой соглашения о передаче части своих полномочий друг другу с соответствующим финансированием [3]. Кроме этого, отраслевые законы (ч. 2 ст. 85 ЗК РФ и ч. 4 ст. 30 ГрадК РФ) не допускают установления на одном земельном участке нескольких функциональных и территориальных зон. Исключение из этого положения — территории общего пользования [4]. На основе анализа положений вышеупомянутого закона о полномочиях можно выделить определенные группы полномочий, которые могут быть использованы для содействия развитию перспективных направлений регионального развития:

  1. Полномочия организационного характера. Органы местного самоуправления утверждают программы социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц, целевые программы по другим вопросам местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут содействовать деятельности местной самоорганизации по решению местных вопросов, принимая решения о самоорганизации населения с отдельными полномочиями местного самоуправления, а также передавая средства, материально-технические и другие ресурсы, необходимые для их осуществления [5].
  2. Полномочия финансового характера. Органы местного самоуправления также обладают значительными финансовыми полномочиями, которые целесообразно использовать для содействия развитию определенных направлений деятельности, определенных ими в качестве приоритетных: рассмотрение прогноза местного бюджета, утверждение местного бюджета, внесение в него изменений; утверждение отчета об исполнении соответствующего бюджета.
  3. Силы экологической ориентации. Органы местного самоуправления также обладают определенными полномочиями в регулировании земельных и других природоресурсных отношений, в том числе путем: утверждения ставок земельного налога; решения вопросов выдачи разрешения на специальное использование природных ресурсов местного значения, а также отзыва такого разрешения; принятия решений об организации территорий и объектов природного заповедника; подача предложений в соответствующие государственные органы об объявлении природных и иных объектов, представляющих экологическую, историческую, культурную или научную ценность, охраняемых законом, памятниками природы, истории или культуры, принятие решений об объявлении в местах массового размножения и выведения потомства диких животных «сезона тишины» с ограничением хозяйственной деятельности и добычи объектов животного мира; предоставление согласия на размещение на территории муниципальных образований, в том числе мест или объектов для размещения отходов, в сферу воздействия на окружающую среду которых в соответствии с действующими нормативными актами входит соответствующая территория; решение вопросов в области обращения с опасными отходами и тому подобное. Из вышеизложенного видно, что полномочия органов местного самоуправления представляют собой ряд прав и обязанностей, направленных на обеспечение выполнения возложенных на них задач в тех сферах общественной жизни, которые касаются интересов местного населения.

Стоит отметить, что в последние годы вопрос независимости и непредвзятости органов местного самоуправления при принятии решений по землепользованию стал особенно актуальным. Недостаточная гарантия независимости органов МСУ может привести к коррупционным схемам, нарушению прав граждан и экологической безопасности. В связи с этим, необходимо обратить внимание на новую компетенцию органов МСУ, которая может обеспечить большую независимость в отношениях землепользования. Она заключается в проведении независимой экспертизы при принятии решений по землепользованию. Это позволит обеспечить более объективное и непредвзятое рассмотрение вопросов, связанных с использованием земельных участков.

Независимая экспертиза может включать оценку соответствия предлагаемых проектов землепользования требованиям законодательства, а также анализ возможных негативных последствий для окружающей среды и интересов граждан. При этом эксперты должны быть независимыми от заинтересованных сторон и иметь необходимую квалификацию.

Введение такой компетенции позволит укрепить доверие граждан к органам МСУ и повысить прозрачность процесса принятия решений по землепользованию. Оно также поможет предотвратить возможные коррупционные схемы и нарушения прав граждан. Более того, независимая экспертиза способствует обеспечению экологической безопасности и сохранению природных ресурсов.

Мне бы хотелось также рассмотреть аспект, касающийся природных ресурсов, в частности, водных объектов. Существуют пробелы в системе законодательства. Законодательная база не в полном объеме раскрывает меры охраны окружающей среды, в частности, в сфере водных объектов. Это нарушает Конституционные права граждан. Согласно ст. 42 Конституции РФ существуют три основных экологических права человека и гражданина: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Анализируя ст. 27 Водного кодекса РФ № 74, можно сделать вывод о том, что полномочия не определены нужным образом, поэтому на практике это создает массу проблем, в частности, загрязнения водных объектов.

Для полной реализации закона необходимо ввести норму, в которой будут содержаться конкретные полномочия органов МСУ об охране водных объектов. Это поможет в какой-то степени решить проблему по реализации развития и выполнения задач.

Полномочие, которое можно предложить — это контроль за загрязнением водоемов промышленными предприятиями. Местные административные органы должны иметь право проводить проверки наличия разрешительной документации у этих предприятий, а также контролировать выполнение установленных экологических требований. Если выявляются факты нарушений или превышения нормативов выбросов загрязняющих веществ, то местные административные органы должны иметь право требовать от данных предприятий принять меры по ликвидации последствий загрязнения, а также компенсацию возможного ущерба.

Защита водных ресурсов от загрязнения и их рационального использования — одна из наиболее важных проблем, требующая незамедлительного решения.

Литература:

  1. Харитонова О. В., Фролова А. В. Некоторые проблемы правового регулирования реализации полномочий органов местного самоуправления в области рационального использования земли и других природных ресурсов, охраны окружающей природной среды //Совершенствование системы и повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в Забайкальском крае: проблемы и пути решения. — 2019. — С. 139–150.
  2. Гайрабеков И. Г. и др. Деятельность органов государственной власти в сфере контроля над использованием и охраной земельных ресурсов //GEOENERGY. — 2019. — С. 51–56.
  3. Гамалей А. А. Правовая природа и особенности осуществления деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации //Право и управление. — 2022. — №. 3. — С. 21–26.
  4. Петровская Т. К. и др. Земли сельскохозяйственного назначения как объекты охраны //Проблемы региональной экологии. — 2021. — №. 2. — С. 15–18.
  5. Якина А. В. Проблема дефицита бюджетов муниципальных образований пути ее решения //Форум молодых ученых. — 2019. — №. 1–3 (29). — С. 1083–1088.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, независимая экспертиза, орган, полномочие, полномочие органов, местный бюджет, принятие решений, Российская Федерация, РФ, экологическая безопасность.


Похожие статьи

Задать вопрос