Воспитание духовно-нравственных качеств у ребенка-дошкольника средствами искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Воспитание духовно-нравственных качеств у ребенка-дошкольника средствами искусства / И. В. Федорова, И. В. Романова, Н. Е. Клементьева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 204-206. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108878/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного развития личности ребенка-дошкольника средствами искусства.

Ключевые слова: духовность, гармония, пластикотерапия, сказкотерапия, цветотерапия, психотренинг.

Анализируя нынешнее положение в обществе и в образовании, социологи отмечают тенденцию индивидуализма и бездушного прагматизма. Такое положение общества заставляет обратить внимание на вопросы воспитания, лежащие в основе социальных проблем. Средства массовой информации создают сильную негативную доминанту в сознании и поведении детей. Систему ценностных ориентиров в душе ребенка закладывает жизнь, непосредственный социальный опыт. Самовоспитание доброты, отзывчивости, сострадания, любви требуют для личности определенной среды существования, социального и культурного окружения. Развитие духовно-нравственного потенциала личности дошкольника и переход на новый уровень восприятия, мышления, общения не происходит сам собой, он требует длительного процесса воспитания, образования и становления.

Духовность в наши дни предполагает органичное единство высоких моральных установок, гражданственности, веры в светлые идеалы, чувства личной ответственности за все, что происходит в социуме, в обществе, собственной семье. Рассматриваемую в таком плане духовность надо целенаправленно формировать и воспитывать.

Известно, что на сознание ребенка влияет только личный пример взрослого. Ведь доброго человека может воспитать только добрый педагог, щедрого — щедрый, милосердного — милосердный, и т. д. По-настоящему защитить детей от негативного влияния социума можно лишь развитием их собственных духовных сил, таких как трудолюбие, любовь к красоте, к своей Родине, ответственность, и т. д. Их надо умело посеять и взрастить, разбудив в ребенке устремление к прекрасному. Велика ответственность педагога перед собой, перед детьми и обществом за каждое слово, каждую мысль, которая может или загрязнить или очистить пространство. Таким образом, основными качествами людей педагогической профессии должны стать: нравственность, доброта, мудрость, ясномыслие, добромыслие, правдомыслие и сердечномыслие. Обязанность педагога, его святейший долг — защитить детей от сквернословия, грубости, от дурной музыки, жестоких фильмов, пустых развлечений, устранить загрязненность речи. Высокая нравственность должна одухотворять общение взрослого с ребенком.

Красивая возвышенная музыка пробуждает в ребенке самые тонкие вибрации души, самые прекрасные человеческие чувства, устремляет к творчеству. Творчество- тот канал, по которому может выявиться и реализоваться в мире внутренняя жизнь детской души. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы- различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Творя, ребенок выражает свое понимание жизненных ценностей, свои личностные качества. Через умение проживать музыку в образах приходит понимание окружающего нас мира и его законов. Это путь, на котором ребенок приобретает способность к самосовершенствованию, преобразованию себя и мира вокруг себя. Чем раньше ребенок начинает развиваться творчески, по законам Красоты и Гармонии, тем полнее он сможет реализовать свои способности и состояться как Личность!

Воспитание нравственности в ребенке требует больших усилий как со стороны педагога, так и со стороны ребенка. Обучить нравственности так, как учат чтению или математике нельзя. Невозможно напрямую передать духовные ценности, ребенку их надо пережить, прожить, прочувствовать, чтобы они стали органичной составляющей его души. Вырабатывать хорошие привычки — сложный акт воли. Он требует постоянства у ребенка и великодушия взрослого. Формальные знания о нравственности не избавляют детей от грубости и агрессии.

Одним из универсальных средств в развитии и воспитании личности, индивидуальной и неповторимой, всегда было искусство, в силу своей способности передавать опыт эстетического восприятия и моделирования мира по законам добра и красоты.

Воспитать благородного, нравственного, творческого человека без красоты невозможно. Красота пробуждает в ребенке лучшие чувства, энергию радости, положительно влияющую на здоровье. В чем же суть Красоты?

Творческой группой педагогов детского сада № 76 г. Чебоксары разработана система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Живет повсюду Красота», где искусство выступает как ведущий фактор психического и нравственного оздоровления.

Цель: Развитие музыкальной культуры ребенка как компонента его духовной культуры, освоение им ценностей музыкального искусства и формирование на их основе нравственно-эстетических качеств личности.

Задачи воспитания и развития личности ребенка:

1. Развитие тонкого восприятия красоты и осмысление ребенком общечеловеческих ценностей в процессе духовного освоения произведений музыкального искусства:

а) осознание детьми огромной силы добра, добрых мыслей, слов и поступков;

б) осмысление таких понятий, как красота, любовь, милосердие, счастье, и т. д.

2. Воспитание устойчивого интереса к музыке, способности к самопознанию собственных чувств и переживаний в осмыслении содержания музыки, выражения своего отношения к ней.

3. Обогащение духовного мира ребенка высокими образцами классической музыки, живописи, художественного слова.

4. Создание условий для проявления ребенком своих лучших духовных качеств и творческих способностей.

В основу занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Живет повсюду красота» заложены следующие принципы:

— принцип гуманности: облагораживание души и сердца ребенка эталонами красоты на основе индивидуально-личностного подхода;

— принцип эстетичности: побуждение ребенка к умению понимать и создавать красоту, приобщение к искусству и создание условий для художественного творчества;

— принцип гармонии: гармоничное развитие ума и души ребенка через красоту музыки, живописи, художественного слова;

— принцип развивающего характера обучения: создание целостной системы по развитию творческих и коммуникативных способностей детей;

— принцип тематического планирования: подача изучаемого материала по тематическим блокам — «Красота», «Доброта», «Любовь».

Условия, необходимые для реализации системы работы «Живет повсюду красота»:

— Взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраст осуществляется на основе глубокой веры педагога в потенциальные творческие возможности каждого ребенка. Воспитание души и сердца ребенка сердцем педагога, наполненным Добротой, Красотой и Любовью. Совместное творчество взрослого и ребенка в пространстве дружелюбия и добра на основе взаимодоверия и взаимопонимания.

— Взаимодействие педагогов и родителей происходит в рамках «Семейной горницы», где обсуждаются проблемы семейного воспитания детей в аспектах духовности и нравственности.

Прогнозируемый результат:

  1. Формирование у детей умения размышлять о добре и зле, красоте в окружающем мире и самом себе, внимательно выслушивать высказывания других детей, свободно высказывать свое мнение в процессе освоения произведений музыкального искусства.
  2. Развитие способности воспринимать музыку как живое, образное искусство, эмоционально откликаться на ее характер, замечать красоту и умение создавать прекрасное.

Умение любить и сопереживать изначально даровано детям природой. Развивать эти качества души ребенка помогают психотренинги: «Круг добра», «Дождь нежности», «Волшебный стул», «Ты-друг, я-друг!», и т. д.

Для того, чтобы ребенок научился разбираться в своих чувствах, эмоциях, поступках на занятиях используются сказки, притчи, легенды и мифы народов мира по духовному воспитанию М. Скребцовой и А. Лопатиной, с дальнейшим размышлением над истинами, заложенными в них.

Во время пластикотерапии дети как бы вживаются в определенный образ, пробуждая в своей душе весь спектр чувств, на которые способен человек. Умение вживаться в образ требует внутренней активности ребенка, сосредоточенности, внимания, фантазии и творчества.

Цветотерапия (сопоставление душевного состояния с цветовой гаммой) помогает детям ощутить воздействие цвета на эмоциональное состояние, возникшее от прослушивания классической музыки. Рисуя музыку или выражая через рисунок свое представление о добре, красоте, о своем внутреннем мире, у ребенка происходит процесс «творческого познания».

Таким образом, посредством занятий по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста средствами искусства происходит процесс «экологии» души ребенка, т. е. формирование сознания категориями Добра, Любви и Красоты.

Литература:

  1. Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. - М.: Сфера, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Красота, музыкальное искусство, Взаимодействие педагогов, дошкольный возраст, духовно-нравственное воспитание дошкольников, сердце ребенка, создание условий, средство искусства, художественное слово.


Ключевые слова

духовность, гармония, сказкотерапия, пластикотерапия, цветотерапия, психотренинг

Похожие статьи

Задать вопрос