Виды юридической ответственности в законодательстве Российской Федерации за совершение коррупционных правонарушений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 08.12.2023

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Минченко, М. И. Виды юридической ответственности в законодательстве Российской Федерации за совершение коррупционных правонарушений / М. И. Минченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 344-348. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108838/ (дата обращения: 09.05.2024).



На современном этапе коррупционные проявления являются достаточно распространенным и негативным явлением, которое не только наносит вред отношению и доверию граждан к органам государственной власти, но и оказывает пагубное воздействие на всю систему государственной службы в целом. В условия роста коррупционных проявлений, случаев совершения правонарушений коррупционного характера государственными служащими вопрос противодействия данному явлению приобретает особую актуальность, что определяет необходимость изучения современного состояния механизмов, направленных на борьбу с коррупцией в государственных структурах, одним из которых выступает юридическая ответственность и ее виды.

Ключевые слова: коррупция, юридическая ответственность, уголовная ответственность, административная ответственность, дисциплинарная ответственность .

At the present stage corruption manifestations are quite widespread and negative phenomenon, which not only harms the attitude and trust of citizens to public authorities, but also has a detrimental effect on the entire system of public service as a whole. In the conditions of growth of corruption manifestations, cases of committing offenses of corruption nature by civil servants the issue of counteraction to this phenomenon becomes especially relevant, which determines the need to study the current state of mechanisms aimed at combating corruption in government structures, one of which is legal responsibility and its types.

Keywords: corruption, legal responsibility, criminal responsibility, administrative responsibility, disciplinary responsibility

В современных условиях вопросам противодействия коррупции уделяется особое внимание на всех ступенях государственной власти. Основным механизмом противодействия данному явлению выступают различные виды юридической ответственности за совершение коррупционных преступлений. Основные положения, регулирующие особенности привлечения лиц за совершение коррупционных правонарушений и преступлений , установлены в Федеральном законе «О противодействии коррупции» [6], в части 1 ст. 13 которого определено, что лица, совершившие коррупционные правонарушения, могут быть привлечены к различным видам ответственности, включая уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную, при этом вид ответственности обуславливается характером и обстоятельствами совершения данных деяний.

В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — УК РФ) предусмотрен ряд составов, устанавливающих уголовную ответственность за коррупционные преступления, при этом большинство из них представлено в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», к ним относятся такие преступления как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ). Следует отметить, что для данных преступлений также предусматриваются и квалифицированные составы, предполагающие наличие определенных обстоятельств, отягчающих уголовное наказание — совершение таких преступлений лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, наличие тяжких последствий, их совершение группой лиц или по предварительному сговору, в особо крупных размерах, с применением пыток или повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего или причинение тяжкого вреда его здоровью, размер взятки и т. д. [4]

Преступления коррупционного характера также могут быть связаны и с иными видами преступлений, составы которых представлены в других главах УК РФ, например, с преступлениями против конституционных прав и свобод человека и гражданина, с отказом в обеспечении доступа к информации (ст. 140 УК РФ), с нарушениями равноправия граждан (ст.136 УК РФ), с мошенничеством (ст. 159 УК РФ), с преступлениями в сфере экономической деятельности, которые представлены в главе 22 УК РФ, такими как воспрепятствование предпринимательской деятельности, незаконное заключение сделок с земельными участками, уклонение от уплаты налогов и пр. В главе 23 УК РФ также содержатся преступления, которые могут иметь коррупционный характер, например злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) и т. д. Что касается непосредственных мер ответственности, то в зависимости от характера коррупционного преступления, обстоятельств его совершения, а также от иных условий виды наказания могут варьироваться от штрафа и лишения права занимать определенную должность до лишения свободы.

Таким образом, можно сделать вывод , что в рамках уголовного законодательства предусматривается уголовная ответственность за совершение различных должностных преступлений коррупционного характера.

Процесс привлечения к административной ответственности осуществляется в соответствии с действующим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). В отличие от уголовного законодательства, административные правонарушения, совершенные должностными лицами, не группируются в отдельный раздел в данном кодексе. Аналогично уголовной ответственности, к категории субъектов административной ответственности, в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, относятся должностные лица, что предполагает государственных служащих гражданских структур, которые на постоянной, временной основе или на основании специальных полномочий выполняют обязанности представителей власти, то есть обладают определенными возможностями и обязанностями. В соответствии с законодательством, лица, обладающие полномочиями для принятия решений по отношению к тем, кто не подчиняется им по службе, а также те, кто выполняет управленческие или административно-хозяйственные задачи в органах власти, могут быть привлечены к ответственности за административные нарушения, связанные с неисполнением или неправильным исполнением их должностных обязанностей. КоАП РФ включает более двадцати различных составов правонарушений в этой области [2].

Существуют различные нарушения, связанные с коррупцией. Ст. 5.16 КоАП РФ описывает ситуацию, когда происходит дача взятки избирателям или участникам референдума или выборов, а также проведение благотворительной работы во время избирательной кампании или референдума, которая нарушает избирательное законодательство. Статья 5.17 КоАП РФ регулирует ответственность за отсутствие предоставления или публикации отчетов о получении и использовании средств, выделенных для организации и проведения выборов или референдума. В статье 5.20 КоАП РФ определяется административная ответственность за осуществление нелегального финансирования избирательной кампании или референдума и предоставления запрещенной помощи и т. д.

Большинство упомянутых статей не касаются нарушений, совершенных госслужащими (или бывшими госслужащими), связанных с несоблюдением установленных запретов и ограничений во время их службы, предназначенных для предотвращения коррупционных деяний. Однако, исключение составляют статьи 19.28 и 19.29 КоАП РФ, которые устанавливают ответственность за незаконное получение вознаграждения от имени юридического лица и незаконное привлечение госслужащего к трудовой деятельности.

Таким образом, в рамках административного законодательства установлены положения, регулирующие административную ответственность государственных и муниципальных служащих за совершение коррупционных правонарушений.

Лица, признанные виновными в совершении коррупционных правонарушений, могут подвергнуться и привлечению к ответственности согласно гражданскому праву. Данное положение основывается на конституционном принципе, который гласит, что любой человек вправе получить от государства компенсацию за ущерб, вызванный противоправными действиями (или бездействием) государственных органов или их представителей, так как это определено в ст. 53 Конституции РФ. Также на существование и гражданской ответственности за коррупционные нарушения указывает и Конституционный суд РФ. В рамках Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в данном аспекте важным значением обладают глава 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда» и глава 60 ГК РФ «Обязательства вследствие неосновательного обогащения». Так, согласно ст. 1069 ГК РФ, ответственность за ущерб, нанесенный физическим или юридическим лицам вследствие неправомерных действий или бездействия органов власти, включая местное самоуправление, а также их служащих, в случае если это связано с выпуском актов, противоречащих законодательству, предусматривает компенсацию за счет государственной казны РФ, бюджета субъекта РФ или местной казны муниципальной единицы. В соответствии со ст. 1082 ГК РФ, при удовлетворении требований о компенсации ущерба, суд может постановить, чтобы ответственное за нанесение вреда лицо компенсировало ущерб реальными действиями или оплатило понесенные потери. Определение потерь дается в п. 2 ст. 15 ГК РФ, где они описаны как затраты, которые лицо уже понесло или будет вынуждено понести для восстановления нарушенного права, потерю или повреждение своего имущества (фактический ущерб), а также упущенную выгоду, то есть доходы, которые лицо могло бы получить. Также обладая статусом гражданского истца, лицо имеет право подать иск в гражданском порядке с целью получения денежной компенсации за моральный ущерб [1].

Также законодательно предусматривается и дисциплинарная ответственность, которая разделяется на общую, установленную Трудовым кодексом Российской Федерации [3], и специальную ответственность, которая касается определенных категорий служащих и регулируется соответствующими федеральными законами, уставами. Государственные служащие подпадают под категорию специальной дисциплинарной ответственности, что подразумевает применение дополнительных видов ответственности, не ограничивающихся теми, что указаны в общем порядке. Порядок проведения процедуры привлечения государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности, определяется соответствующим законодательством. Согласно положениям Федерального закона «О государственной гражданской службе» [5] установлены меры дисциплинарной ответственности связанной с совершением нарушений коррупционного характера, которые предусмотрены за несоблюдение государственными служащими определённых ограничений и запретов, несоблюдение требований, направленных на предотвращение конфликта интересов или его регулирование, а также за неисполнение установленных обязательств по противодействию коррупции. Взыскания дисциплинарного характера включают в себя замечание, выговор, а также предупреждение о неполном должностном соответствии. Также государственный служащий может быть уволен в случае потери доверия. В ситуации, когда руководитель узнает о личной заинтересованности своего подчиненного, которая влечет за собой или может спровоцировать конфликт интересов, и не предпринимает действий для предупреждения или разрешения этого конфликта, он также может быть подвержен ответственности.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» включает меры дисциплинарной ответственности за коррупционные проступки, которые предусматривают возможность запрета на занятие определенных государственных и муниципальных должностей для виновных лиц. Запрет на занятие определенных должностей в государственных учреждениях или органах местного самоуправления, а также на осуществление определенной деятельности является одной из форм наказания. Это ограничение может быть установлено как основное наказание, так и в виде дополнительной меры. Более того, лишение возможности занимать некоторые должности или заниматься определенными видами деятельности также может быть определено как составная часть наказания.

Также среди мер юридической ответственности в отношении коррупционных преступлений предусмотрено изъятие имущества без компенсации и передача его в государственную собственность, на основе приговора и решении о том, что данное имущество было приобретено незаконно, при этом такое изъятие выступает как дополнительная мера ответственности.

Таким образом, можно сделать вывод, что лица, совершившие коррупционные правонарушения, могут быть привлечены к различным видам ответственности, включая уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную, при этом вид ответственности обуславливается характером и обстоятельствами совершения данных деяний. Уголовная ответственность включает ряд составов, большинство из них представлено в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», Уголовная ответственность может быть связана с совершением коррупционных преступлений, сопряженных с иными составами, например с преступлениями в сфере экономической деятельности и т. д. В отличие от уголовного законодательства, административные правонарушения, совершенные должностными лицами, не группируются в отдельный раздел в КоАП РФ. Аналогично уголовной ответственности, к категории субъектов административной ответственности, относятся должностные лица. КоАП РФ включает более двадцати различных составов правонарушений в этой области.

Лица, признанные виновными в совершении коррупционных правонарушений, могут подвергнуться и привлечению к ответственности согласно гражданскому праву — в соответствии с положениями главы 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда» и главы 60 ГК РФ «Обязательства вследствие неосновательного обогащения». Законодательно предусматривается и дисциплинарная ответственность, которая разделяется на общую, установленную Трудовым кодексом Российской Федерации, и специальную ответственность, которая касается определенных категорий служащих и регулируется соответствующими федеральными законами, уставами.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023, с изм. от 24.10.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст.3.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004 № 31. Ст. 321 .
  6. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52. Ст. 6228.
Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, РФ, уголовная ответственность, административная ответственность, дисциплинарная ответственность, коррупционный характер, лицо, преступление, Российская Федерация, государственная власть.


Похожие статьи

Задать вопрос