Пути взаимодействия с аутичным ребёнком | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 11.12.2023

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Мусихина, Т. В. Пути взаимодействия с аутичным ребёнком / Т. В. Мусихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108793/ (дата обращения: 10.05.2024).



Аутизм, или расстройство аутистического спектра, — это группа расстройств, которые проявляются с раннего детства и характеризуются нарушениями социального взаимодействия, социальной коммуникации, особенностями деятельности. Зачастую, это необычные привычки, игры, интересы, движения, увлечения. У детей с аутизмом отмечается неравномерность развития в разных областях: что-то получается очень хорошо, что-то очень плохо, значительно ниже возрастной нормы. Мы видим необычные сенсорные реакции, когда какие-то звуки сильно раздражают, а какие-то, наоборот, остаются незаметными.

Расстройство аутистического спектра сопровождает человека на протяжении всей жизни и мешает ему адаптироваться в социуме, эффективно включаться во взаимодействие с окружающими. Специалисты говорят о спектре, так как нарушения социальной коммуникации, отсутствие речи и коммуникации как таковой (трудности зрительного контакта, поддержания диалога) проявляются в разной степени.

Каждая встреча с ребёнком–аутистом уникальна. Зная общие закономерности развития детей с РАС и владея приёмами работы, можно наладить взаимодействие даже в самых сложных случаях.

Но вначале необходимо создать условия, атмосферу, чтобы ребенок почувствовал себя комфортно в обществе педагога, чтобы он увидел в нем друга, чтобы установилось взаимное уважение и появилось желание сотрудничать. Очень важно, чтобы педагог уважал ребёнка и видел в нем личность.

Кроме того, на первом этапе мы говорим родителям об установлении руководящего контроля и сотрудничества. Контроль над поведением ребёнка необходим и является важной частью для дальнейшего успешного сотрудничества с ребёнком, который имеет особенности в развитии. Существует 7 шагов руководящего контроля.

Шаг 1. Сотрудничество со взрослым должно ассоциироваться у ребёнка с поощрениями. Любимые игрушки, лакомства, значимые для малыша предметы, он должен получать только от взрослого. Это не значит, что ребёнка нужно оставить одного в пустой комнате и забрать у него все игрушки. Однако самые интересные игры и занятия ребёнок должен получать только от взрослого, после успешно выполненной работы или выполненного требования.

Нужно донести до ребёнка, что вы контролируете поощрения и предметы, которые он хочет взять. Вы и только вы решаете, когда он может иметь к ним доступ.

Всё, во что ваш ребёнок предпочитает играть является потенциальным усилителем правильного поведения. Контроль мотивационных стимулов является необходимым условием в установлении руководящего контроля.

Для начала необходимо выделить те предметы, игрушки, лакомства, которые будут предоставлены малышу в свободном доступе, и те, которые будете предоставлять ребёнку только вы. Для этого необходимо понаблюдать за поведением ребёнка, отметить, какие игрушки он любит больше всего, какие являются для него наиболее важными. Собрать эти игрушки в отдельный контейнер, который будет стоять на видном месте, так, чтобы ребёнок его мог видеть, но при этом он не должен иметь возможность самостоятельно взять эти предметы. Для малышей подойдут прозрачные пластиковые контейнеры, а для деток постарше — шкафы с возможностью открыть и закрыть его ключом. Со временем ребёнок научится сотрудничать и охотно выполнять инструкции, требования, так как после выполнения просьбы, он будет получать поощрения: игрушки или любимые лакомства.

Шаг 2. Покажите ребёнку, что с вами весело, интересно. Сделайте взаимодействие с ребёнком увлекательным развлечением. Первые занятия должны быть очень просты, организованы в игровой форме, на основе интересов самого ребёнка. Однообразные, примитивные занятия аутичных детей: кручение колёс у игрушечной машины, разрывание бумаги, перекладывание палочек и другие подобные манипуляции, могут послужить поводом для начала взаимодействия.

Выделив то основное действие, которое ребёнок выполняет в свободной деятельности, нужно попытаться создать у него новые увлечения. Для этого нужно войти в мир ребёнка, и привнести в него что-то более интересное. Не стоит превращать игру в занятие. Игра должна приносить ребёнку удовольствие, а педагог должен ассоциироваться у ребёнка не только с человеком, который предъявляет требования, но и с человеком, с которым весело играть и проводить своё время.

Шаг 3. Каждое требование должно быть выполнено! Нельзя давать доступ к мотивационным стимулам, пока ребёнок не выполнит задания, пусть даже с помощью педагога. Каждое слово должно быть взвешенным. Если вы просите ребёнка выполнить то, или иное требование, оно должно быть выполнено. Каждый раз, когда мы позволяем ребёнку не выполнять нашу просьбу или инструкцию, мы обучаем его и в дальнейшем игнорировать просьбы и требования.

Предъявлять требования нужно только тогда, когда вы можете проконтролировать их выполнение, пусть даже с вашей физической помощью. Если вы говорите ребёнку: «Сядь!», а он не выполняет инструкцию самостоятельно, вы должны подвести ребёнка к стулу и посадить. Если вы просите ребёнка похлопать, а он, не выполняет действие, вы должны подойти и помочь ему похлопать. После выполнения требований, ребёнка необходимо похвалить и дать какое-либо поощрение. Если ребёнок просит поиграть в планшет, скажем: «Хорошо, сядь за стол!». После того как ребёнок садится за стол, вы ему предоставляете планшет.

Фразы взрослого не могут быть брошенными в никуда. Инструкции должны быть конкретными, чёткими, немногословными. Не стоить давать инструкции в вопросительной форме: «Будем одеваться?» Если вы предполагаете, что вы сейчас пойдёте на улицу, и пойдёте в любом случае, то вы не можете спросить у него, будет ли он одеваться. Вы ему говорите: «Давай одеваться!» Инструкцию в вопросительной форме можно задать только в том случае, если она не обязательна к выполнению.

Шаг 4. Педагог должен донести, что выполнять его требования в интересах ребёнка. Необходимо показать, что сотрудничать с вами и выполнять ваши требования — это самый простой и лёгкий способ получить то, что хочет ребёнок.

Нужно давать инструкции педагогу во время занятия и родителям в течение дня настолько часто, насколько это возможно. Выполнение каждой просьбы или инструкции поощряйте. Например, ребёнок просит у вас конфету. Вы говорите: «Хорошо!», снимаете обёртку с конфеты, протягиваете фантик ребёнку: «Выброси в мусор!», помогаете ребёнку отнести в мусор фантик и благодарите конфетой: «Молодец, выполнил задание!». Ребёнок просит игрушку: «Хорошо, садись на ковёр!». После того, как ребёнок сел, вы предоставляете ему игрушку-поощрение за то, что он сел на ковёр.

Все инструкции и просьбы на первоначальном этапе установления сотрудничества должны быть максимально простыми. Например, хочет ребёнок посмотреть мультики, отлично: «Сделай, как я! Похлопаем, потопаем! Похлопаем, потопаем!» Ребёнок повторил, или же мы помогли ему повторить, и только после этого мы ставим ему мультфильм.

Не стоит игнорировать и не обращать внимание на хорошее, социально приемлемое поведение ребёнка, когда он спокойно играет, обращается с просьбой, оказывает посильную для него помощь. Это тоже можно поощрять. Таким образом у ребёнка выстраивается логическая связь: что выполнять требования взрослых в его интересах. Ведь после того, как он выполняет требования, просьбы, он всегда получает что-то интересное и важное для себя.

Шаг 5. Необходимо поощрять каждую правильную реакцию ребёнка. На начальном этапе установления сотрудничества важно поощрять даже те реакции, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными. Те случаи, когда ребёнок тихо, спокойно играет, выполняет простые просьбы. Часто мы воспринимаем это как должное. Но начальном этапе необходимо поощрять каждую правильную реакцию. Ребёнок сел рядом, когда вы его попросили, — поощрите, поставил обувь на полку после прогулки — поощрите.

Поощрять можно не только игрушками, лакомствами или материальными стимулами. Не обязательно, чтобы стимулы имели материальную ценность. Поощрением может служить и похвала, объятия, пощекотать, побегать вместе, побаловаться, поиграть в воздушный шарик, выдувать мыльные пузыри.

Позже, когда ребёнок начнёт и сможет следовать инструкциям, и будет делать это самостоятельно, частоту поощрения следует постепенно снижать.

Шаг 6. Следуйте за интересами ребёнка. Всё дело в мотивации!

Старые игрушки достаточно быстро надоедают, теряют свою ценность и актуальность для ребёнка. Чем разнообразнее будут поощрения, тем больше вероятность установить сотрудничество с ребёнком. Наблюдайте за малышом во время самостоятельных игр, групповых занятий, в течение дня. Подмечайте, чем интересуется малыш, какие игры ему нравятся, какие задания, какие действия. В дальнейшем пытайтесь привнести в свои игры что-то новое, что было замечено вами, что привлекает ребёнка, разнообразьте свой игровой сюжет. Например, если ребёнок любит играть в песок, то можно попробовать ему предложить игры с пластилином, солёным тестом. Можно предложить ему различные крупы. Если ребёнок любит и с удовольствием бегает с другими детьми, продумайте игры, которые будут работать на игровую двигательную активность. Подключайте эти игры для взаимодействия и установления сотрудничества с ребёнком.

Шаг 7. Покажите ребёнку, что игнорирование ваших требований, просьб или же проявление нежелательного поведения (при условии, что ребёнок соматически здоров, не голоден, выспался) не приведёт к получению поощрения или любимой игрушки. То есть ребёнок не получит желательный предмет ни при каких условиях и обстоятельствах, если он не выполнит ваши требования.

Очень часто дети, пытаясь добиться желаемого, начинают капризничать, плакать, кричать, закатывают истерику. Родители, дабы снизить проявления этой истерики и быстрее её прекратить, предоставляют ребёнку тот предмет, который он желает. Тем самым подкрепляется его нежелательное поведение, давая ребёнку добро на то, что в будущем, когда он захочет чего-то добиться, он мог это сделать посредством слёз.

Если ребёнок плачет или кричит, требуя какой-либо предмет, а вы в этот момент не хотите или не можете это его предоставить, то вы должны отвернуться, отдалиться, сделать вид, что ничего не происходит, то есть игнорировать его нежелательное поведение. Не стоит показывать и высказывать свою жалость в этот момент. Попытайтесь переключить внимание ребёнка на другое занятие или игру. Только после прекращения слёз наградите ребёнка поощрением.

Если вы даёте ребёнку инструкцию выполнить какое-либо задание, а он отказывается, отворачивается, уходит в сторону, то в этот момент нельзя позволить ему уйти. Вы блокируете доступ ребёнка к предметам поощрения и помогаете физически выполнить ребёнку требование.

Ваши требования должны быть постоянны и неизменны. Со временем, дети понимают, что намного легче и быстрее получить желаемое, выполняя просьбы взрослого. Если вы говорите ребёнку: «Это нельзя!», значит, это должно быть всегда нельзя. Непостоянство не приведёт к тому результату, к которому мы стремимся.

Данный шаг установления руководящего контроля является наиболее сложным из всех шагов, потому что в процессе работы на начальном этапе ребёнок очень бурно и очень ярко выражает свои протесты, когда он не получает желаемого. Педагогам и родителям нужно перетерпеть и стоять на своём. Этот период достаточно быстро проходит, и ребёнок начинает взаимодействовать так, как мы этого хотели.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, инструкция, руководящий контроль, требование, игрушка, нежелательное поведение, просьба, шаг, вопросительная форма, начальный этап.


Похожие статьи

Задать вопрос