Обучение детей дошкольного возраста бурятскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Доржиева, Т. Д. Обучение детей дошкольного возраста бурятскому языку / Т. Д. Доржиева, А. Н. Зарубина, Д. Н. Апханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 136-137. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108690/ (дата обращения: 10.05.2024).



Система образования многонационального государства несет ответственность за формирование этнокультурной и региональной идентичности у воспитанников, сохранение и развитие родных языков и национальных культур народов, проживающих на его территории.

Система образования призвана сохранять языковое и культурное многообразие и историко-культурное наследие этносов, проживающих на территории России.

В целях поощрения лучших практик сохранения и развития бурятского языка в сфере образования в Республике Бурятия был проведен конкурс на соискание премии Главы Республики Бурятия в области развития бурятского языка «Священный дар родного языка в номинации «Лучшее дошкольное образовательное учреждение, реализующее программу обучения бурятскому языку» в 2021 году, победителем стало наше дошкольное учреждение Центр развития ребенка № 86 «Оюна» — детский сад г. Улан -Удэ.

Бурятский язык в дошкольных образовательных организациях г. Улан-Удэ изучается как второй язык, поскольку для многих детей первым языком является русский язык. Обучение детей бурятскому языку с раннего возраста играет важную роль в решении проблемы сохранения бурятского языка.

Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением. С другой стороны — у детей дошкольного возраста возникают определённые трудности усвоения второго языка, поскольку овладение им является недостаточно мотивированным видом деятельности. Здесь на помощь может прийти правильно организованная языковая среда. Естественная языковая среда стимулирует процессы овладения бурятским языком.

На сегодняшний день есть ряд актуальных проблем по обучению бурятскому языку детей дошкольного возраста, к числу которых можно отнести:

– Отсутствие программ по бурятскому языку в ДОО;

– Отсутствие методических пособий;

– Отсутствие языковой среды.

Возможные пути решения проблемы по обучению бурятскому языку для детей дошкольного возраста:

– Создание бурятской языковой среды;

– Совместная образовательная деятельность педагогов и детей в режимных моментах.

– Организация коммуникативных речевых ситуаций

Согласно результатам мониторинга, проводимом в нашем детском саду, 64 % обучающихся дети русской национальности, 34 % — буряты, 2 % — представители других национальностей (армяне, дагестанцы). Интерес и желание изучать бурятский язык проявляют все семьи. Родители положительно воспринимают обучение бурятскому языку, имеют возможность наблюдать и радоваться успехам детей.

Центр развития ребенка № 86 «Оюна»- детский садг. Улан -Удэ предоставляет вариативность выбора групп для родителей при поступлении в детский сад:

– Группа по методике Монтессори;

– Группы общеразвивающей направленности;

– Группа с погружением в бурятскую языковую среду.

Современные дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению. Применение инновационного подхода как игра является мощным средством обучения бурятскому языку. Дошкольники осваивают позицию субъектов различных видов детской деятельности: проектной, игровой, театрализованной.

Реализация программы успешно сочетается с возможностями электронной образовательной среды детского сада: использование интерактивного стола с программным обеспечением «Алма» для дошкольников, также детям предоставлена возможность самостоятельно выбирать тесты, игры и мультфильмы для просмотра. Программное обеспечение АЛМА дает возможность самим конструировать игры, эта хорошая находка для учителей бурятского языка в ДОУ. Интерактивные игры являются эффективным средством вовлечения детей в активный процесс познания, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Старшим воспитателем Апхановой Д. Н. дидактическое пособие «Волшебный чемоданчик» дает возможность проводить обучение бурятскому языку детей дошкольного возраста в интересной, игровой форме. Чемоданчик предназначен для работы с детьми от 4 до 7 лет. Внутри чемоданчика имеются два поля, на каждом поле внизу пришиты карманы, в которых находятся мелкие пособия: предметные и сюжетные картинки, различные маски, яркие очки, занимательные игрушки, надевающиеся на руку куклы. На верхнем поле на резинках закрепляются музыкально- шумовые инструменты, имеются игрушки с механическими устройствами, которые издают звуки определенного животного и мелодию, что служит сюрпризным моментом, особенно для детей среднего возраста.

В ФГОС ДО большое внимание уделяется работе с родителями. Дошкольное учреждение старается вовлекать родителей в совместное обсуждение плана проведения и участия родителей в значимых событиях.

– Участие в национальных праздниках, фестивалях, конкурсах.

– Проводятся мероприятия по инициативе родителей.

Перспективы развития изучения бурятского языка:

– Создание системы обучения бурятскому языку в дошкольных образовательных учреждениях

– Мотивация к дальнейшему изучению бурятского языка

– Преемственность в обучении бурятскому языку со школой

– Разработка и издание учебно-методических материалов

– Диссеминация опыта и практики внедрения проекта с образовательными учреждениями.

Дошкольное учреждение всегда находится в поиске инновационных подходов по обучению бурятскому языку, что является одной из точек роста и повышения качества образования.

Литература:

  1. Орехов Б., Решетников К. Государственные языки России в Википедии. К вопросу о сетевой активности миноритарных языковых сообществ.//Настройка языка: Управление коммуникациями на Постсоветском пространстве. Москва, Новое литературное обозрение, 2016г).
  2. А. А. Кибрик о сравнении языков коренных народов: «Исторический шанс есть, и надо его использовать» //iling-ran/ru/web/ru чт, 01.08.2019
  3. Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
Основные термины (генерируются автоматически): бурятский язык, детский сад, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, Бурятия, бурятская языковая среда, бурятский язык детей, программное обеспечение, система образования, улан - Удэ.


Похожие статьи

Задать вопрос