Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста, как фактор психологического благополучия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 05.12.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Байдикова, Е. А. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста, как фактор психологического благополучия / Е. А. Байдикова, Е. А. Касторных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 640-642. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108646/ (дата обращения: 10.05.2024).



В данной статье рассматриваются особенности детско-родительских отношений, которые могут оказывать влияние на психологического благополучие, в целом. Рассматриваются подходы к изучению детско-родительских отношений, а также их типология.

Ключевые слова : детско-родительские отношения, типы детско-родительских отношений, психологическое благополучие.

This article examines the features of parent-child relationships that can have an impact on psychological well-being in general. Approaches to the study of parent-child relationships, as well as their typology, are considered.

Keywords: child-parent relationships, types of child-parent relationships, psychological well-being.

Актуальность исследования . Традиционно признается, как в отечественной, так и зарубежной психологии, особое значение детско-родительских отношений и семейной среды в психической развитии ребенка.

С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Родители ребенка являются на первых порах единственными носителями социальных отношений и единственным опосредующим все эти связи ребенка с миром звеном. Дошкольное детство — значимый этап в жизни ребенка. Данный возраст является прямым продолжением раннего детства в плане общей сензитивности, в этот период дошкольник овладевает социальным пространством человеческих отношений [2].

Одной из важнейших особенностей и необходимых компетенций данного возрастного периода является, непосредственно, общение, одна из ведущих деятельностей ребенка. Данная деятельность основывается, исходя из личностной мотивации, которая направляет детей к общению. Оно имеет самостоятельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослыми [1].

В цикле исследований Д. Баумринд рассматривает связь черт характера ребенка с факторами родительского контроля и эмоциональной близости. На основе своих наблюдений исследователь выделала различные типы детско-родительских отношений, которым соответствуют особенности детей.

На данный момент вопрос формирования и развития коммуникативной успешности у детей дошкольного возраста достаточно мало изучен и рассмотрен. Достаточно быстрый темп жизни, высокая занятость родителей, значимая эмоциональная напряженность, повышенный интерес к сетевым играм и гаджетам приводят к существенному сокращению общения родителей и детей, нарушению гармонизации в детско-родительских отношениях, серьёзным нарушениям в коммуникациях со сверстниками и взрослыми. Многие дошкольники в рамках игровой деятельности не умеют согласовывать свои действия с партнером, сочувствовать и сопереживать, выражать свою симпатию или выстраивать контакт.

По нашему мнению, данная тема не получила необходимой практической разработанности и собственной самостоятельной освещенности, что привлекло наше внимание к теме данного исследования.

Цель исследования: изучить структурные и типологические особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с разным уровнем коммуникативной успешности.

Задачи исследования:

  1. Определить степень разработанности проблемы особенностей детско-родительских отношений и уточнить содержание понятий «детско-родительские отношения», «типы детско-родительских отношений», «коммуникативная успешность»;
  2. Выявить основные подходы к изучению проблемы стратегий детско-родительских отношений и коммуникативной успешности;
  3. Проанализировать и описать типологию детско-родительских отношений;
  4. Определить роль детско-родительских отношений в формировании коммуникативной успешности;
  5. Подобрать методический инструментарий, соответствующий цели исследования;
  6. Выявить различия в выбранных типах детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с разным уровнем коммуникативной успешности.
  7. Выявить как коммуникативная успешность зависит от выбранных типов детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста.

Материалы и методы: для решения поставленных задач и проверки гипотез был использован комплекс взаимодополняющихметодов исследования:теоретические (сравнительно-сопоставительный, теоретическое моделирование); организационные методы (сравнительный).

Результаты и их обсуждение : на основе полученных результатов, установив между ними корреляционные связи, мы сделали вывод, что типы детско-родительских отношений «кооперация», «принятие», «маленький неудачник» и «авторитарная гиперсоциализация», а так же такие эмоциональные стороны родительских отношений, как способность воспринимать состояние ребенка, понимать причины его состояния, принятие себя в качестве родителей, эмпатия, позиция родителей, способность оказывать эмоциональную поддержку ребенку, умение воздействовать на его состояние, его психологическое благополучие, оказывают огромное влияние на коммуникативную успешность ребёнка дошкольного возраста. Кроме этого, нами было установлено, что при низком уровне развития таких типов взаимодействия ребёнка-родитель, как: «принятие», «кооперация» и «симбиоз» и при среднем уровне развития стилей «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник» — у ребенка наблюдается низкий уровень коммуникативной успешности. Дети с низким уровнем коммуникативной успешности робки, неуверенны в себе, испытывают трудности в общении со сверстниками, их игровая деятельность в основном носит одиночный характер. При среднем или низком уровне развития стилей «принятие», «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник», среднем или высоком уровне развития стиля «кооперация», среднем уровне развития стиля «симбиоз» — у детей наблюдается средний уровень коммуникативной успешности. Дети со средним уровнем коммуникативной успешности стремятся к общению со сверстниками, однако их успешному общению мешают препятствия в виде критического отношения к результатам общения, неспособности ориентироваться в ситуации общения. При среднем уровне развития стилей «принятие» и «симбиоз», среднем или высоком уровне развития стиля «кооперация», среднем или низком уровне развития стилей «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник» — у детей наблюдается высокий уровень коммуникативной успешности. Дети с высоким уровнем коммуникативной успешности уверенны в себе, умеют взаимодействовать со сверстниками, ответственны. Следует заметить, что при среднем и высоком уровнях коммуникативной успешности уровни развития стилей родительского отношения практически одинаковы. Следовательно, останется ребенок на среднем уровне коммуникативной успешности или сможет перейти ее на высокий уровень, зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Выводы . Таким образом, результаты исследования помогли выявить влияние специфики взаимоотношений в семье на коммуникативную успешность старших дошкольников, что свидетельствует о связи между типами детско-родительских отношений и психологического благополучия.

Литература:

1. Абакирова Т. П. Влияние фактора родительских отношений на формирование коммуникативных свойств личности // Становление личности на современном этапе. — Бийск, 2021.

2. Рузская А. Г. Влияние эмоционального контакта с взрослыми на появление первых слов у детей конца первого-начала второго года жизни. // В кн.: Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. // Под ред. Лисиной М. И. М., 2023.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная успешность, отношение, дошкольный возраст, ребенок, уровень развития стилей, высокий уровень, психологическое благополучие, среднее, высокий уровень развития стиля, игровая деятельность.


Ключевые слова

детско-родительские отношения, психологическое благополучие, типы детско-родительских отношений

Похожие статьи

Задать вопрос