Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 04.12.2023

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Фролова, С. И. Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России / С. И. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 231-234. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108574/ (дата обращения: 12.05.2024).



Российская Федерация — многонациональное государство. В последние десятилетия усиливаются миграционные процессы в большинстве регионов. Группы в детских садах все чаще укомплектованы детьми разных национальностей.

Федеральным государственным стандартом (ФГОС) закреплено положение о доступности образования для каждого ребенка, независимо от национальной принадлежности.

На территории Российской Федерации проживают представители более двухсот национальностей (этнических групп). В законе Российской Федерации «Об образовании» указывается, что «содержание образования должно обеспечивать …интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры, и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе.

Воспитание толерантности- одна из основных составляющих духовно-нравственного развития ребенка. Задача педагога- формировать и развивать толерантную культуру дошкольника.

Каждый ребенок стремится к общению. Изначально он не делает никаких предположений о людях: о цвете и разрезу глаз, цвету кожи. Можно сказать, что дети по природе толерантны. Попадая в поликультурный коллектив, ребенок обогащает свои знания о многонациональном мире, общаясь с детьми других национальностей.

В нашей группе дети шести национальностей: русские, татары, дагестанцы, грузины, молдаване и таджики. Некоторые из них разговаривают на двух языках: русском и своем родном. С целью воспитания толерантности и развития личности каждого ребенка, мы решили организовать работу по формированию у детей познавательного интереса к культуре народов России. При организации работы мы опирались на следующие принципы:

— принцип систематичности;

— принцип познавательной активности;

— принцип доступности

Работа включала следующие этапы:

— диагностический (наблюдение за общением и поведением детей);

— анкетирование родителей;

— организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.

В младшем возрасте мы с детьми много времени отводили на чтение стихов и сказок разных народов, знакомство с различными формами фольклора. Фольклор, во всех его проявлениях, помогает раскрыть для ребенка особенности многонационального характера, присущие ему нравственные ценности, дети получают представления о добре и зле, правде, трудолюбии, верности. Так же мы рассматривали с детьми произведения живописи, иллюстрации, картины, открытки. Весь материал подбирался с национальной тематикой.

Так как в нашей группе есть дети с необычными и красивыми именами (Жасан, Эмир, Иракли, Адам, Мустафо и др.), мне хотелось, чтобы дети знали, что означают их имена, и имена их друзей. Так возникла идея создать «Альбом группы» — «Что в имени моем?». Альбом создавался совместно с родителями, которые проявили активное участие и заинтересованность. У детей такой альбом вызвал много положительных эмоций, они регулярно его пересматривают, и рассказывают друг другу о значении своего имени.

После поездок на свою малую Родину, дети приносят в группу различные сувениры. Накопилось много фотографий с красивыми пейзажами, памятниками архитектуры, церквями. Дети с удовольствием рассказывают, где они были, и что интересного видели. В этом году мы решили объединить все сувениры и фото, и создать свой мини-музей в группе.

Первым экспонатом в музее стала русская кукла Маша, затем к ней в гости пришли другие куклы в своих национальных костюмах. Теперь у нас большая дружная кукольная семья.

Ребята с гордостью рассказывают друзьям, кто какую куклу привез, как её зовут, кто она по национальности, какой у нее костюм. Часто куклы используются в сюжетно-ролевых играх.

Так же формированию толерантности способствуют праздники. Народные праздники являются для ребенка большой, яркой и содержательной игрой. Проводя праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей, и оставляем в их памяти глубокий след. Кроме праздников «Масленица», «Рождество», «Пасха», мы еще познакомились с праздниками Сабантуй, Рамадан, Марцишок.

Формируя интерес к русскойкультуре, мы знакомимся с символикой России (флаг, герб), посещаем мини –музей «Русская изба», который находится в нашем детском саду. Там ребята знакомятся с предметами быта наших предков, узнают, для чего они были нужны, как жили люди много лет назад. В музее много экспонатов, и они постоянно пополняются, благодаря активности родителей.

Окружая детей предметами национального характера с самого раннего возраста, мы помогаем им осознавать себя частью великого русского народа.

Так как наша работа по ознакомлению детей с традициями и обычаями разных народов вызвала интерес у детей, и получила большой отклик у родителей, на этот год у нас запланирован еще ряд мероприятий:

— создание родителями альбома или презентации о национальных достопримечательностях своей малой родины;

— проведение праздника по национальным традициям и обычаям;

— проведение экскурсии в мини- музее для воспитанников из других корпусов.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Российская Федерация, группа, имя, малая родина, национальность, праздник.


Похожие статьи

Задать вопрос