Дар Иосифа: взгляд Фрейда и взгляд церкви | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 04.12.2023

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Курьян, Ю. С. Дар Иосифа: взгляд Фрейда и взгляд церкви / Ю. С. Курьян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 504-506. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108546/ (дата обращения: 11.05.2024).



В Священном Писании мы читаем слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30) [2, с. 1051]. Эти слова актуальны для наших дней, так как процессы секуляризации общества, начавшиеся с эпохи Возрождения ставят перед собой главной целью вытеснение религиозных воззрений. Но мы знаем, что согласно народной пословице — свято место пусто не бывает. Поэтому эту пустоту человечество пытается заполнить своими представлениями об окружающем мире и процессах, происходящих в нём. Место Создателя пытается занять человек — таков главный плод Ренессанса. «В искусстве и философии того времени появляется новый центр: человек. Человек становится центром жизни, воплощением её лучших творческих начал, божеством земной жизни. Знаменитое античное изречение «Человек — мера всех вещей» становится девизом новой эпохи, представители которой видели в греко-римской древности черты, раскрывающие человеческую индивидуальность и подчеркивающие её значимость» [1, с. 167].

Однако такое освобождение от христианского наследия вовсе не означало того, что человечество не обращалось к Библии и её образам, предлагая своё видение и своё переосмысление того, либо иного библейского сюжета.

С периода Возрождения нашу цивилизацию можно уподобить человеку, идущему дорогой рационализма и не желающему никуда сворачивать. Однако, время от времени этот путь пересекается с другим путём, путём веры. В такие моменты многие вопросы открываются с иной стороны. Проблемы жизни человека и общества переосмысливаются в опыте христианского мировосприятия. Причем, как мы увидим ниже, религиозный опыт существенно расширяет границы исследуемого вопроса. Так заложено Создателем, что для уяснения чего-либо человек не должен исключать своего Творца из своих духовных исканий. Если такое исключение допустить, то такой путь приведёт в тупик, создав массу дополнительных вопросов, на которые человечество не найдёт ответы. Священное Писание указывает нам на ошибочность чисто человеческих воззрений: «Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7:29) [2, с. 616].

XX столетие внесло свои коррективы в жизнь нашей страны. Социальные потрясения во многом изменили человека и общества. Открытое безбожие, прикрываемое «научным» атеизмом» долгие десятилетия, изгоняло и уничтожало тысячелетнюю историю Церкви. И сегодня мы только в начале сложного процесса возвращения голоса Церкви в общество. При тщательном рассмотрении жизненных вопросов мы можем видеть, что многие из них открывают нам новые грани рассматриваемых тем именно с учётом церковного восприятия в культуре, науке, частной и общественной жизни.

Примером того, насколько существенны отличия между восприятием библейских образов светским миром и Церковью мы видим на примере Иосифа Прекрасного. К нему обращается в своей книге «Толкование сновидений» Зигмунд Фрейд.

Рассматривая и классифицируя сновидения, Зигмунд Фрейд говорит о том, что в общей массе человеческих воззрений существуют два метода толкования сновидений: символический и расшифровка увиденного в снах.

Обращаясь к символическому толкованию снов Фрейд приводит пример из Священного Писания. «Первый из этих методов рассматривает содержание сновидения как нечто целое и старается заменить его другим понятным и в некоторых случаях аналогичным содержанием. Это — символическое толкование сновидений… Примером такого метода служит толкование, которым воспользовался библейский Иосиф для сновидения фараона. Семь тучных коров, после которых появилось семь тощих, пожравшие первых, являются символическим замещением предсказания о семи голодных годах в Египте, которые поглотят весь тот избыток, который создадут сытые годы» [6, с. 99–100].

Размышляя о разъяснении символических сновидений, Фрейд делает следующий вывод: «Как найти путь к этому символическому толкованию, на этот счет нельзя дать, разумеется, никаких определенных указаний. Успех зависит от остроумия, от непосредственной интуиции субъекта, и потому толкование сновидений при помощи символики вполне зависит от искусства, связанного, очевидно, с особым талантом» [6, с. 100].

Как мы видим, ум светского ученого теряется при попытке переосмыслить дар толкования сновидений. Фрейд говорит о том, что невозможно найти путь к объяснению этого, свои надежды он возлагает на интуицию и остроумие, на некое искусство. Однако он не говорит, где найти руководство по постижению этого искусства.

Если же мы обратимся к опыту Церкви, то увидим, что для нас не останется никаких тайн. Священное Писание и христианское мировоззрение раскроют нам тайну толкования сновидений, их роль в жизни Иосифа, укажут нам на Источник ниспосланного дара и на то, что требуется от человека, для того, чтобы принять этот дар.

Говоря об Иосифе, Церковь показывает нам, что полученный им дар разъяснения сновидений — не самое главное в его жизни. Мы не можем говорить об этом даре, как о каком-то особом исключении, а должны рассматривать его в контексте всей истории жизни Иосифа.

На это указывает нам Священное Писание: в первой книге Бытия раскрывается вся его земная жизнь от рождения до смертного часа. С историей Иосифа знакомит нас «Закон Божий» [4, с. 165–171], причем сновидения также не являются чем-то сверх особенным, хотя и важным в его жизни. И, наконец, мы знаем, что ветхозаветный праведник прославлен Церковью в сонме святых. Причем не за имевшийся в нем дар толкования сновидений.

На важное значение ветхозаветного праведника, как образа для наставления и подражания ему нам в нашей жизни указывает Церковь, совершая его прославление в богослужении Великого Понедельника Страстной Седмицы.

Мы не будем останавливать наше внимание на всей истории Иосифа, а обратим наше внимание на интересующий нас вопрос толкования им сновидений.

Священное Писание ясно говорит нам о том, что первые сновидения Иосифа не нуждались в особом толковании и были легко понятны его отцу и братьям: «И увидел Иосиф сон, и рассказал его братьям своим: и они возненавидели его еще более. Он сказал им: выслушайте сон, который я видел: вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? Неужели будешь владеть нами? (Быт. 37:5–8) [2, с. 45]. Первый вывод для нас: Священное Писание допускает толкование сновидений человеком.

Те злоключения, который претерпел Иосиф далее приводят его в тюрьму. Однако тексты Писания говорят нам о том, что во всех этих бедах «Господь был с Иосифом» (Быт. 39:2; Быт. 39:21) [2, с. 47–48].

Через некоторое время в темнице с Иосифом оказываются виночерпий и хлебодар фараона. Им снятся сны, которые приводят их в смущение.

Читая текст Писания, мы делаем второй вывод для нас: сновидения содержат в себе некоторую информацию, ведь им обоим «виделись сны, каждому свой сон, обоим в одну ночь, каждому сон особенного значения» [2, с. 48].

Далее Священное Писание указывает нам на Того, Кто дает человеку возможность разъяснения наших ночных видений: «не от Бога ли истолкования?» [2, с. 48].

Как мы помним из дальнейшего, виночерпий, получивший прощение и возвращенный к служению фараону, забыл об Иосифе.

Через два года правителю Египта приснились сны. Желая разъяснить их значение, фараон «призвал всех волхвов Египта и всех мудрецов его… но не было никого, кто бы истолковал его фараону» (Быт. 41:8) [2, с. 49]. Искусные из искусных, владеющие тайными знаниями и искусством не смогли истолковать сновидений. При этом виночерпий вспоминает об Иосифе и рассказывает про него фараону. На слова фараона: «Мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны» Иосиф отвечает: «Это не мое; Бог даст ответ во благо фараону» [2, с. 49].

Мы видим, что Иосиф не приписывает сам себе владение даром толкования сновидений, он прямо говорит о том, что только Бог может дать возможность понимать увиденное в снах. А для этого человек должен приблизить себя к Нему. Православная Церковь прославляет Иосифа как праведника.

Здесь мы должны обратиться к разъяснению того, что же является праведностью согласно Священного Писания. Праведность — первая черта жизни человека, приближающая его к Богу. Праведность — это живое общение человека и Творца: «Праведный верою жив будет» (Евр. 10:38) [2, с. 1276]. Праведность — это доверие Богу: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6) [2, с. 20].

Писание Ветхого Завета содержит указания на то, что Бог открывал Себя Своим избранникам в сновидениях. Необходимо отметить то, что ветхозаветные праведники не погружали свой ум в специальные религиозные практики, чтобы найти Бога, а Он открывал Себя им.

Так было с Авраамом: «Было слово Господа к Авраму в видении ночью, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя будет весьма велика» (Быт. 15:1) [2, с. 20].

Так было с Иаковом: «И увидел во сне: вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему» (Быт. 29:12–13) [2, с. 35].

Ни интуиция, ни искусство, ни тайные знания, ничто не сможет помочь человеку верно истолковать знаки Бога в ночных видениях, если его сердце будет нечисто перед Ним.

Говоря о сновидениях, мы должны помнить то, что и многое и наяву для нас часто сокрыто. Апостол Павел говорит: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1Кор. 13:12) [2, с. 1227].

Сновидения Иосифа раскрываются только в тесной связи с его жизнью, они часть библейской истории о Промысле Божьем и его роли в жизни человека. «Бог познается в откровении как в личном общении. Откровение всегда есть откровение кому-то: оно состоит из встреч, которые образуют историю» [3, с. 204]. История Иосифа завершилась исполнением открытого ему Богом.

Богослужебные тексты Церкви раскрывают нам путь праведности, приближающей нас к Богу. И на примере их мы снова видим то, что восхваляет Церковь не дар понимания сновидений, а те духовные ценности, которые были для Иосифа основой его земной жизни и которые должны стать такими же и для нашей жизни:

«Будем подражать, верные, целомудрию Иосифа, познаем почтившего разумом естество человеческое, живя с осторожностью и в деятельной добродетели» [5, с. 393].

«Скорбел Иаков о потере Иосифа, а он, почитаемый как царь, восседал на колеснице, не став, однажды, рабом наслаждений с египтянкой, обрел он за это славу от видящего сердца человеческие и дающего нетленный венец» (кондак Великого Понедельника) [5, с. 393 на обороте].

Возвращаясь к утверждению Фрейда о том, что в истории Иосифа нет определённых указаний на путь к символическому пониманию сновидений, мы понимаем, что этот вывод ошибочный, так как рассмотрев Священное Писание и историю Иосифа с учетом опыта Церкви у нас не остается вопросов к дару толкования сновидений ветхозаветным праведником. Но только в свете церковного восприятия мы можем получить полный, содержательный ответ на вопрос Кем и для чего это дар был дарован, ведь «вне истины, хранимой всей Церковью, личный опыт был бы лишен всякой достоверности, всякой объективности; это было бы смесью истинного и ложного, реального и иллюзорного, это был бы «мистицизм» в дурном смысле этого слова» [3, с. 9–10].

На примере библейского сюжета мы видим, насколько более широко переосмысливается Православной Церковью, рассматриваемый вопрос о даре толкования сновидений Иосифом. Не погоня за умением, не гордость и тщеславие от полученного дара, но смирение перед Создателем и использование этого дара для окружающих людей. Наши умения и таланты, полученные нам от Создателя мы и должны употребить для нашей пользы во всех сферах нашей земной жизни и для Его славы: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» [2, с. 573].

Литература:

  1. Афанасьева, А. А. История философской мысли / А. А. Афанасьева. — Москва: издательство Основы Православной Культуры, 2007. — 200 с.
  2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Москва: Российское Библейское Общество. 2012.
  3. Лосский, В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви / В. Н. Лосский. — Москва: Центр «СЭИ», 1991. — 288 с.
  4. Слободской, Серафим, протоиерей. Закон Божий / протоиерей Серафим Слободской. — Москва: Международный издательский центр православной литературы, 1995.
  5. Триодь Постная. Москва: Правило веры, 2021 г. — 1120 с.
  6. Фрейд, Зигмунд. Толкование сновидений / Зигмунд Фрейд. — Санкт-Петербург: Азбука, 2021. — 512 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Священное Писание, Бог, дар толкования сновидений, земная жизнь, сон, ветхозаветный праведник, сновидение, библейский сюжет, Великий Понедельник, Православная Церковь.


Похожие статьи

Задать вопрос