Воспитание культуры здоровья и здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 02.12.2023

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Веснина, Е. Н. Воспитание культуры здоровья и здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации / Е. Н. Веснина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 157-158. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108444/ (дата обращения: 11.05.2024).



Здоровье — одна из самых высоких социальных ценностей. Проблема оздоровления подрастающего поколения сегодня приобретает все большую актуальность в связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья.

Здоровый ребенок — приоритетное направление современной действительности, и только здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад — те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если дошкольное учреждение не решает это совместно с семьей, не создает сообщество «дети — родители — педагоги».

Дошкольное детство является важным этапом формирования здоровья, развития у него физических навыков и умений. С раннего возраста и на протяжении последующей жизни человек проходит неповторяемый и огромный путь развития. На данном этапе необходимо сформировать у воспитанников базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Детскому саду необходимо постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранения и укрепления здоровья дошкольника на всех этапах его обучения и развития. В настоящее время существуют разнообразные формы и виды деятельности, которые обеспечивают высокий уровень реального здоровья детей и воспитание физической культуры, позволяющие ребенку самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Их комплекс получил общее название «здоровьесберегающие технологии». Объединение педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное — самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья становится главным назначением таких новых технологий.

Здоровьесберегающая технология — это целостная система воспитательно — оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Кроме того, серьезной задачей является воспитание валеологической культуры детей для формирования у них осознанного отношения к здоровью и жизни, как собственной, так и других людей.

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих.

Так в саду постепенно сложилась система здоровьесбережения:

– различные оздоровительные режимы;

– комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия; максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика после дневного сна);

– организованная образовательная деятельность по физической культуре всех типов;

– оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки);

– организация рационального питания; медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

– соблюдение требований СанПиН к организации педагогического процесса; комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Основные направления работы по здоровьесбережению в детском саду;

– Лечебно-профилактическое (фито -, и витаминотерапия);

– Лечебно-оздоровительное (создание условий для оздоровительных режимов, бережное отношение к нервной системе ребенка, создание условий для самореализации и т. п.);

– Обеспечение психологической безопасности (комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня).

Можно выделить следующие виды современных здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольном образовании.

Технология обучения ЗОЖ

Образовательная деятельность по физической культуре:

– Утренняя гимнастика

– Игротерапия

– Самомассаж

– Точечный массаж

– Коммуникативные игры

– Оздоровительные игры

Технология сохранения и стимулирования здоровья:

– Зрительная гимнастика

– Дыхательная гимнастика

– Пальчиковая гимнастика

– Минутка-пробудка

– Релаксация

– Динамическая пауза

– Подвижные и спортивные игры

Коррекционные технологии:

– Сказкотерапия (групповое рассказывание, где рассказчики — группа детей)

– Музыкальное воздействие (используется в качестве вспомогательного средства для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя)

– Технология воздействия цветом (правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка).

Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Условия работников ДОО сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада, семьи, специалистов ДОО, а также с социумом. Все стороны при этом направляли свои усилия на познание возможностей развития ребенка, создание благоприятных условий.

Такое взаимодействие способствовало установлению доверительных отношений, что оказало положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребенка — стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Литература:

  1. Ирхин В. Н., Е. А. Кортюкова. Здоровьесберегающая деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения — Белгород, 2006
  2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии.-М.: ВАКО, 2007
  3. Методическое пособие «Приобщаем дошкольника к здоровому образу жизни» — М.: 2012
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, физическая культура, педагогический процесс, родитель, создание условий, стойкая мотивация, Утренняя гимнастика.


Похожие статьи

Задать вопрос