Электронные образовательные ресурсы как средство формирования лексико-грамматических навыков у учащихся младших классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 01.12.2023

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Ширяева, И. В. Электронные образовательные ресурсы как средство формирования лексико-грамматических навыков у учащихся младших классов / И. В. Ширяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 238-241. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108414/ (дата обращения: 11.05.2024).



Данная статья рассматривает использование электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) в контексте формирования лексико-грамматических навыков в рамках обучения иностранных языков у учащихся младшего школьного возраста.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы нового поколения, информационные технологии, иностранный язык, учебная деятельность.

Стремительное развитие цифровых технологий предполагает их активное внедрение в различные сферы общественной жизни, в том числе и в образование. Условия быстроизменяющегося информационного пространства диктует современному педагогу новые условия для реализации образовательной деятельности. В связи с этим, одним из ключевых показателей эффективности деятельности педагога является использование в процессе обучения и воспитания современных цифровых технологий [4].

На настоящий момент в образовательных учреждениях происходит процесс совершенствования и массового распространения современных электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Согласно ГОСТ Р 53620–2009 «Электронные образовательные ресурсы. Общие положения», ЭОР — это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения [1].

На современном этапе образования электронные образовательные ресурсы играют огромную роль, так как их применение в учебно-воспитательном процессе способствует овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету, обучает умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее и применять в реальных ситуациях, развивает познавательную активность и содействует творческому развитию каждого ученика. Применение ЭОР лежит в основе современных образовательных стандартов и нацелено на формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации и самообразования.

Известно, что для успешного овладения иностранным языком, необходимо овладеть иноязычной коммуникативной компетенцией, которая в свою очередь состоит из речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенции. Языковая компетенция является основополагающей компетенцией при изучении иностранного языка, так как формирование и развитие лексических и грамматических навыков непосредственно влияет на осуществление коммуникации.

Именно поэтому, принято решение рассматривать в данном исследовании лексические и грамматические навыки как единую группу навыков для успешного формирования языковой компетенции, которая в свою очередь является ключевой в структуре ИКК.

Согласно исследованиям Е. И. Пассова, лексико-грамматические навыки — это комплекс навыков в области лексики и грамматики изучаемого языка и правил оперирования ими в процессе общения. Их можно характеризовать как, автоматизированность, самостоятельность, обусловленность, репродуктивность [2].

По определению И. Ф. Мусаелян, лексико-грамматический навык, — это автоматизированное узнавание и понимание лексико-грамматических единиц языка в письменном и устном тексте, а также автоматизированный выбор лексико-грамматических коммуникативной задаче и их правильное использование в соответствии с нормами данного языка [3].

Исходя из этого, под лексико-грамматическими навыками предлагаем понимать синтезированное действие по узнаванию и пониманию лексико-грамматических единиц языка в письменном и устном тексте и синтезированное действие по выбору нужных лексико-грамматических единиц языка, адекватных коммуникативной задаче (или ситуации общения) и их правильному распознаванию и/или использованию соответственно нормам этого языка.

Современные образовательные платформы wordwall.net, quizizz.com представляют учителю возможности создания типовых упражнений, направленных как на формирование орфографических навыков (составление слова из представленных букв), так и синтаксических связей (расстановка слов правильном порядке, сопоставление, дополнение фраз). Данные модели дают возможность создать различные упражнения, которые не требуют особой подготовки от учащихся и подходит для учащихся младшего школьного возраста. Упражнения могут быть смоделированы как для самостоятельной работы, так и для работы в парах и мини-группах, представляют визуальную опору на закрепление и отработку лексико-грамматических навыков в качестве языковых и условно-речевых упражнений.

Так, опираясь на следующую стратегию формирования лексико-грамматических навыков Е. И. Пассов, которая состоит из шести стадии ( восприятие, имитацию, подстановку, трансформацию, репродукцию, комбинирование), нами был разработан комплекс упражнений для формирования лексико-грамматических навыков у младших школьников в таблице 1

Таблица 1

Комплекс упражнений для формирования лексико-грамматических навыков у младших школьников

Стадия формирования лексико-грамматического навыка

Тип упражнения

Платформа

Восприятие

Языковые упражнения.

WordWall.net

(Шаблон «Случайные карты».)

Задача учащихся повторить и прочитать данные лексические единицы.

Имитация

Языковые упражнения.

WordWall.net

(Шаблон «Совпадающие пары».)

Задача учащихся соотнести изображение животного с соответствующей лексической единицей.

Подстановка

Условно-речевые упражнения

Quizizz. Com

Задача учащихся выбрать подходящую лексическую единицу и употребить ее в грамматической структуре.

Трансформация

Условно-речевые упражнения

Quizizz. Com Задача учащихся составить лексическую единицу из предоставленных букв, употребить грамматическую конструкцию.

Репродукция

Подлинно речевые упражнения

WordWall.net

(Шаблон «Случайные карты».) Учащиеся отвечают на вопросы в парах.

Комбинирование

Подлинно речевые упражнения

На основе предыдущего упражнения составляют свои вопросы и задают их друг другу.

Таким образом, современные образовательные платформы wordwall.net, quizizz.com, learningapps.org., britishcouncil.org, school-collection.edu.ru могут выступать эффективным инструментом в формировании лексико-грамматических навыков у младших школьников, так как не требуют от ученика особых навыков и просты в выполнении. Упражнения могут быть смоделированы как для самостоятельной работы, так и для работы в парах и мини-группах, представляют визуальную опору на закрепление и отработку лексико-грамматических навыков в качестве языковых и условно-речевых упражнений, а также могут быть использованы и в дальнейшем экспериментально апробированы в процессе образовательно-воспитательного процесса с учащимися младшего школьного возраста.

Литература:

  1. ГОСТ Р 53620–2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. — М.: Стандартинформ, 2011. — V,5 с.; 29 см. — Текст: непосредственный.
  2. Мусаелян, И. Ф. Формирование и контроль лексико- грамматического компонента языковой компетенции у студентов неязыкового ВУЗа: специальность 13.00.03 «теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Мусаелян И. Ф.; Московский государственный университет М. В. Ломоносова. — Москва, 2011. — 160 c. — Текст: непосредственный.
  3. Пасов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пасов. — 2-у изд. — Москва: Просвещение, 1999. — 216 c. — Текст: непосредственный.
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». — Текст: электронный // ГАРАНТ. РУ: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 29.11.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): навык, Задача учащихся, упражнение, иностранный язык, лексико-грамматическая единица языка, младший школьный возраст, визуальная опора, коммуникативная задача, самостоятельная работа, устный текст.


Ключевые слова

информационные технологии, иностранный язык, учебная деятельность, электронные образовательные ресурсы нового поколения

Похожие статьи

Задать вопрос