Социально-психологические проблемы в вопросе профессионального самоопределения педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 26.11.2023

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Петрушко, Т. В. Социально-психологические проблемы в вопросе профессионального самоопределения педагога / Т. В. Петрушко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108235/ (дата обращения: 13.05.2024).



В статье рассматриваются основные подходы к изучению и определению профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной науке, исследуется структура профессионального самоопределения и предлагается авторская интерпретация его компонентов.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессионализация будущего педагога, профессиональное становление.

В современной системе подготовки педагогов внимание науки и общественности к профессиональному самоопределению во многом обусловлено вполне очевидным в социуме недостаточным уровнем заинтересованности выпускников учреждений общего среднего образования в педагогической профессии как ресурсу личностно-карьерного роста, а также неустойчивости ценностных ориентаций в сфере будущей профессии среди студентов педагогических специальностей и уход из специальности молодых учителей. Данная проблема волнует также и современных ученых. В частности, С. Н. Чистякова, С. И. Крягжде, Е. С. Пряжников, М. И. Ретивых, П. А. Шавир В. В. Чебышева, Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. Мы согласны с утверждением М. М. Обидиной: «о сформированности профессионального самоопределения свидетельствует целенаправленный настрой обучающегося на определенную профессию, наличие у него конкретных жизненных и профессиональных целей, высокий уровень его профессиональной подготовки» [4].

В целом, анализ научной философской, социологической, психолого-педагогической литературы свидетельствует о высоком интересе к проблеме профессионального самоопределения, а также демонстрирует неоднозначность подходов исследователей. В этой связи мы обратились к задаче уточнения содержания понятия «профессиональное самоопределение» через осмысление работ отечественных и зарубежных авторов.

В зарубежной психологии (Г. Олпорт, К. Роджерс Ш. Бюлер, Д. Сьюпер X. Дибберн, А. Маслоу, Э. Фромм, Д. Фромман, X. Хекхаузен, Э. Эриксон, А. Гинзберг, Дж. Холланд и др.) профессиональное самоопределение понимается как процесс раскрытия задатков личности, нахождение личностного смысла, осознанием своей идентичности и стремление человека к самоосуществлению в выбираемой профессиональной деятельности и тесно соотносится с понятиями самореализацией, самоактуализацией, самопознанием.

Нам близка теория Э. Ф. Зеера, который рассматривает профессиональное самоопределение как «самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации» [2, с. 14].

Анализ научных работ А. К. Маркова, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, П. А. Шавир, И. Н. Захарова, Г. П. Ников, В. А. Бодров, Т. В. Кудрявцев и др. показывает, что на советском и постсоветском пространстве профессиональное самоопределение рассматривается как достаточно сложный процесс, включающий в себя несколько последовательных этапов : 1) этап формирования профессиональных намерений и выбор профессии; 2) этап профессионального обучения; 3) этап адаптации к профессиональной деятельности; 4) этап профессиональной самореализации [1].

Сопоставив взгляды разных исследователей, в формате наше статьи определим, что профессиональное самоопределение это внутренний, динамический, многоступенчатый процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей. При этом, обобщив логику Е. А. Климова, отметим, что «профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни» [3, с. 124].

В этой связи представляется важным выделить и структуру профессионального самоопределения, о которой в своих работах говорят Е. М. Борисова, Е. А. Климов, И. В. Кузнецова, Л. Б. Шиляевой. С. В. Чебровская, А. Г. Мухаметшин, О. А. Любягина и др.

В частности, С. В. Чебровская в качестве компонентов структуры профессионального самоопределения предлагает: базовый компонент , включающий психофизические особенности; мотивационный компонент ; операциональный компонент , включающий умения и навыки; коммуникативный компонент: профессиональная осведомленность [6].

Важным компонентом, по мнению Л. Б. Шиляевой, профессионального самоопределения является набор ценностей, который влияет на выбор профессии и способствует формированию жизненных принципов [7].

Структуру профессионального самоопределения выделяют А. Г. Мухаметшин, О. А. Любягина: рефлексивный компонент , когнитивный компонент , э моционально-волевой компонент , д еятельностно-технологический компонент , ц енностно-мотивационный компонент , к оммуникативный компонент [4].

Исходя из анализа компонентов структуры профессионального самоопределения, выделим особенности компонентов профессионального самоопределения педагога и их характеристику, расписав в таблице 1 «Структура профессионального самоопределения педагога».

Таблица 1

Структура профессионального самоопределения педагога

Компоненты профессионально самоопределения педагога

Характеристика компонентов профессионального самоопределения педагога

Психофизиологический компонент

Психофизиологические особенности личности, задатки к педагогической деятельности.

Мотивационно-потребностный компонент

Интересы, склонности, убеждения и установки, намерения и внутренние потребности личности к профессии педагога.

Нравственно-ценностный компонент

Ценностные ориентации, качества, отношение готовность к профессиональному развитию условиях образовательной среды.

Профессионально-педагогический компонент

Профессиональные знания, умения, навыки, способы педагогической деятельности, самовоспитание и самообразование.

Рефлексивно-коммуникативный компонент

Навыки активного взаимодействия в системе учитель-ученик, в коллективе, умения самооанализа педагогической деятельности.

Особенности профессионального самоопределения педагога заключаются в специфике профессиональной деятельности и требуют высоких личностных и профессиональных навыков, а также необходимость в самообразовании на протяжении всех жизни с учетов социально-экономического развития общества.

Таким образом, профессиональное самоопределение личности — сложный и длительный процесс, который определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием профессиональной деятельности, а также способностью личности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям своей профессиональной карьеры. Анализ и изучение структурных компонентов профессионального самоопределения будущего педагогапозволяет наиболее полно представить то, над чем предстоит работать в будущем, что позволит обучающимся сделать правильный профессиональный выбор, а выпускникам получить необходимую поддержку в период профессионального становления.

Литература:

  1. Гарбузова М. А. Актуализация профессионального самоопределения молодёжи в современных условиях / М. А. Гарбузова // Вестник КемГУ, 2008 № 4 — С. 86–90.
  2. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер — Москва: Академический Проект, 2003. — 149 с.
  3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. — М.: Академия, 2004. — 304 с.
  4. Мухаметшин А. Г., Структурные компоненты профессионального самоопределения школьников / А. Г. Мухаметшин, О. А. Любягина // КПЖ. 2016. № 6 (119).
  5. Обидина М. М. Профессиональное самоопределение обучающегося как фактор устойчивого становления в профессии / М. М. Обидина, М. Г. Янова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — № 10 (124)
  6. Чебровская С. В. Профессиональное самоопределение как феномен: психологическое содержание, структура, условия развития / С. В. Чебровская // Современные наукоемкие технологии. — 2022 № 9. — С. 224–228.
  7. Шиляева Л. Б. К вопросу изучения ценностных ориентаций как составляющей жизненной перспективы личности / Л. Б. Шиляева // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6–1. —С. 26–28.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение педагога, педагогическая деятельность, Борисов, выбор профессии, компонент, профессиональная подготовка, профессиональное становление, структура.


Ключевые слова

профессиональное самоопределение, профессиональное становление, профессионализация будущего педагога

Похожие статьи

Задать вопрос