Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 25.11.2023

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Денисова, К. В. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних в Российской Федерации / К. В. Денисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 294-297. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108111/ (дата обращения: 12.05.2024).



В статье рассмотрены основные особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Проблема привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних лиц является одной из злободневных и актуальна не только для России, но и для других стран мира. Это связано с особенностями физиологического и психического развития детей, их мировосприятием и особым правовым статусом.

Ключевые слова: несовершеннолетние, уголовная ответственность, преступление, наказание, возраст.

Наше государство на протяжении всего исторического пути развития постоянно сталкивается с детской и подростковой преступностью, а также беспризорностью, являющейся одной из основных причин совершения преступных деяний. На современном этапе важно понимать, что несовершеннолетние являются крайне уязвимой категорией лиц, вовлекаемых в систему правосудия, в связи с чем важно руководствоваться принципом гуманности при принятии мер по борьбе с преступностью.

Совершаемые несовершеннолетними правонарушения свидетельствуют о том, что таким детям уделяют недостаточно внимания, а также о несовершенном механизме включения несовершеннолетних в жизнь общества. Однако рост преступности сред лиц, не достигших совершеннолетия, связан не только с негативными социальными процессами, но и с тем, что состояние системы предупреждения преступности среди данной категории лиц является неудовлетворительным.

Одной из специальных мер предупреждения преступности в целом и среди несовершеннолетних, в частности, является уголовная ответственность как способ реакции общества на противоправное поведение.

Уголовный кодекс РФ содержит главу 14 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», которая включает в себя перечень норм, регламентирующих особенности уголовной политики в отношении лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте. Особый подход к данной категории граждан заключается в особенностях реализации уголовной ответственности. Раздел V включает в себя специальные нормы об ответственности несовершеннолетних с учетом их умственной и физической зрелости. Как отмечает Т. Б. Басова к таким лицам нельзя предъявлять требования наравне с совершеннолетними [1, с. 185].

Российское уголовное законодательство признает несовершеннолетними лиц в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ч.1 ст.87 УК РФ). При привлечении к уголовной ответственности очень важно установить точный возраст, а именно число, месяц и год рождения лица. Кроме того, если лицо достигло возраста уголовной ответственности, но при этом отстает в психическом развитии и не осознает общественную опасность своих деяний, оно не может быть привлечено к уголовной ответственности (ч.3 ст.20 УК РФ). По таким делам, как правило, проводятся комплексные психолого-психиатрические экспертизы для принятия решения об отставании несовершеннолетнего в психическом развитии. Основным вопросом, который ставится перед экспертом-психологом, является определение степени умственной отсталости несовершеннолетнего, его соответствие интеллектуальному развитию.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» отмечается, что изоляция несовершеннолетних от общества может применяться только в случае крайней необходимости.

В исключительных случаях положения, регламентирующие уголовную ответственность несовершеннолетних, могут применяться к лицам в возрасте от восемнадцати до двадцати лет. Это обусловлено тем, что не все лица достигшие совершеннолетия обладают социальной или психической зрелостью.

Особый интерес вызывает понятие «исключительный случай», предусмотренное статьей 96 УК РФ. В научной литературе отмечают, что данное понятие носит оценочный характер, а определяющими являются обстоятельства, связанные с отставанием в психическом (эмоционально-волевом, интеллектуальном) развитии. Следовательно, особую роль играет учет мотива совершения деяния и податливость влиянию других лиц. Стоит при этом отметить, что психические расстройства возможны в рамках вменяемости, тогда лицу совместно с наказанием назначаются принудительные меры медицинского характера [6, с. 15].

Таким образом, на основании обстоятельств совершенного преступления и личности виновного суд определяет, имеет ли место быть «исключительный случай».

В рамках исследования особенностей наступления уголовной ответственности несовершеннолетних также стоит затронуть вопрос повышения возраста несовершеннолетия. Проводимые в области педагогики и психологии исследования свидетельствуют о том, что окончательное формирование личности происходит вовсе не при достижении восемнадцатилетия. Современное развитие требует особого подхода к привлечению несовершеннолетних к уголовной ответственности.

Несмотря на то, что это потребует значительных изменений в законодательстве, полагаем, что идею о пересмотре предельного возраста несовершеннолетия до двадцати одного года можно признать целесообразной. В связи с этим в ч.1 ст.87 УК РФ следует установить, что несовершеннолетним является лицо, достигшее возраста четырнадцати лет, но не достигшее двадцати одного года. Соответственно статья 96 Уголовного кодекса РФ при внесении таких изменений будет подлежать исключению из законодательства. Указанное предложение вполне соответствует международно-правовым актам. Так, Пекинские правила предусматривают, что в категорию «несовершеннолетнего» могут входить лица, достигшие восемнадцати лет, а Резолюция Комитета Министров Совета Европы 1966 года и вовсе предусматривает не карательное воздействие на лиц, совершивших преступление до двадцати одного года [5, с. 125].

Статья 87 УК РФ определяет, что в отношении несовершеннолетних могут применяться принудительные меры воспитательного характера либо им назначается соответствующее совершенному деянию наказание, а при освобождении от наказания они помещаются в закрытые учебно-воспитательные учреждения.

Более детально особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности регламентируются в статье 90 УК РФ. Часть 1 указанной статьи устанавливает, что в случае совершения несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести, он может быть освобожден от ответственности если его исправление возможно достичь путем применения принудительных мер воспитательного характера. Пленум Верховного Суда РФ в своих разъяснениях отметил, что при принятии решения об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности по статье 90 УК РФ уголовное дело прекращается на любом этапе судебного разбирательства. Несовершеннолетнему лицу, а также его законному представителю должно быть разъяснено, что при систематическом неисполнении принудительной меры она может быть отменена и заменена реальным наказанием (ч.4 ст.90 УК РФ), об этом обязательно должна быть сделана отметка в протоколе судебного заседания.

Анализ статьи 90 УК РФ позволяет отметить, что в ней демонстрируется такая особенность уголовной ответственности несовершеннолетних как ее разграничение в зависимости от категории преступного деяния (ч.1). Меры принудительного воздействия и их содержание детально раскрываются в статье 91 УК РФ, о чем указывается в ч.2 ст.90 УК РФ.

Одной из наиболее мягких мер воспитательного воздействия является предупреждение, которое состоит в разъяснении несовершеннолетнему лицу сущности причинённого им вреда, а также последствий повторного совершения им правонарушения.

В определенной степени предупреждение оказывает на несовершеннолетнего воспитательное воздействие. Однако на наш взгляд такая мера больше подходит при совершении административного правонарушения, а не преступного деяния. Полагаем, что в рамках уголовного законодательства данная мера является лишней, поскольку исходя из специфики возраста несовершеннолетнего, такие лица совершают проступки как правило в целях самоутверждения, не признавая при этом авторитетов. Именно по этой причине предупреждение является малоэффективной мерой. Кроме того, стоит обратить внимание на то, что при совершении преступления, которое несет в себе общественную опасность, лицо, не достигшее совершеннолетия уже имеет искаженные взгляды на общественные ценности.

Следовательно, предупреждение вряд ли будет иметь должный эффект в воспитательном плане, в связи с чем следовало бы исключить предупреждения как разновидность мер воспитательного воздействия [4, с. 25].

Следующей мерой воспитательного воздействия является передача под надзор, которая в соответствии с ч.2 ст.91 УК РФ заключается в возложении на родителей либо лиц, их заменяющих, а в некоторых ситуациях — на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Специализированный государственный орган осуществляет указанные функции в случаях, когда в силу объективных или субъективных причин (алкоголизм родителей, инвалидность и т. д.) законные представители не могут осуществлять должное воспитание и обеспечить педагогический контроль. Обычно в качестве такого органа выступает комиссия по делам несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел или образовательные организации.

Данную меру можно признать достаточно значимой как с правовой, так и с педагогической точки зрения. Однако здесь стоит обратить внимание на следующий момент: поскольку родители и иные законные представители являются заинтересованными лицами, то они могут вводить в заблуждение уполномоченные органы об исправлении ребенка. В связи с этим передачу под надзор тоже сложно назвать эффективной мерой.

Учитывая имущественное положение несовершеннолетнего, а также наличие у него трудовых навыков на него может быть возложена обязанность загладить причиненный вред. В Постановлении Пленума Верховного Суда от 27 июня 2013 года № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» указывается, что под заглаживанием вреда следует понимать возмещение ущерба и иные меры по восстановлению прав и интересов потерпевшего. Способ заглаживания вреда и размер возмещения определяются потерпевшей стороной.

Еще одна мера воспитательного воздействия — ограничение досуга и установление особых требований к поведению. Часть 4 статьи 91 УК РФ определяет, что данная мера может выражаться в запрете посещать определенные места, ограничении пребывания вне дома в ночное время суток, запрете выезда в другую местность, ограничении управления механическим транспортным средством и других требованиях (перечень мер является открытым).

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного воздействия, о чем свидетельствует ч.3 ст.90 УК РФ.

При применении в отношении лиц, не достигших совершеннолетия принудительных мер воспитательного воздействия существует проблема, связанная с недостаточным контролем за их исполнением. Как уже было отмечено, специализированным органом, которому может быть передан под надзор несовершеннолетний является комиссия по делам несовершеннолетних. Данный орган также вправе ходатайствовать об отмене данной меры и обратиться с соответствующим представлением в суд. При этом, как отмечает В. И. Качалов зачастую комиссия по делам несовершеннолетних не в состоянии осуществлять контроль за исполнением принудительных мер воспитательного воздействия [2, с. 217].

Согласимся с позицией данного автора, при этом добавим, что в соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» контроль фактически осуществляется подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Кроме того, они также осуществляют надзора за несовершеннолетними лицами, освобожденными от уголовной ответственности и которым назначены меры воспитательного воздействия. Именно они направляют в суд представление о замене принудительных мер реальным наказанием в случае их неисполнения.

Однако ч.5 ст. 427 Уголовно-процессуального кодекса РФ говорит о том, что решение об отмене мер воспитательного воздействия суд принимает на основании ходатайства специализированного учреждения для несовершеннолетних, то есть комиссии по делам несовершеннолетних.

Следовательно, необходимо внести изменение в статью 427 УПК РФ возложив обязанность контроля за выполнением мер воспитательного воздействия на подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. На данные подразделения следует дополнительно возложить возможность корректировки назначенных судом принудительных мер воспитательного воздействия путем внесения дополнительных требований и ограничений, а также возможности смягчения требований к поведению несовершеннолетних.

Статья 87 Уголовного кодекса РФ устанавливает, что, если лица, не достигшие совершеннолетия освобождается от наказания, они могут быть помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Однако п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» указывает на то, что несовершеннолетний может быть направлен в такое учреждение при наличии медицинского заключения о возможности его пребывания в нем [3, с. 225].

Таким образом, анализ правовой регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних свидетельствует о том, что данные нормы выделены в специальный институт, направленный на противодействие преступности среди лиц, не достигших совершеннолетия. В Российской Федерации государственная политика в этой сфере реализуется на основе норм национального законодательства. Основным принципом, на который должны опираться органы государственной власти при привлечении несовершеннолетних лиц к ответственности должен являться приоритет воспитательных мер над карательными.

Литература:

  1. Арямов А. А., Басова Т. Б., Благов Е. В. и др. Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник / отв. ред. Ю. В. Грачева, А. И. Чучаев. М.: Контракт, 2017. 382 с.
  2. Качалов В. И. Отмена принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних: уголовно-процессуальный аспект // Lex russica. 2017. № 8. С. 217–223.
  3. Магомедов Т. М. С., Магомедов М. Н., Акаева А. А., Магомедова А. М. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: теоретические аспекты // Евразийский юридический журнал. 2019. № 12 (139). С. 225–228.
  4. Масолитина А. В. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних // Colloquium-journal. 2019. № 27–11 (51). С. 25–26.
  5. Темирбекова М. П. Особенности привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних лиц // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 4–8 (60). С. 125–130.
  6. Филь Е. О. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних // Правовая позиция. 2020. № 3. С. 15–23.
Основные термины (генерируются автоматически): уголовная ответственность, УК РФ, воспитательное воздействие, мера, лицо, дело, Верховный Суд РФ, наказание, Постановление Пленума, Уголовный кодекс РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос