Постсоветский историографический период исследования казачества 1930-х гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 24.11.2023

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Клименко, К. М. Постсоветский историографический период исследования казачества 1930-х гг. / К. М. Клименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 442-446. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108078/ (дата обращения: 13.05.2024).



В статье автором рассматриваются постсоветские историографические проблемы изучения социально-экономической жизни и деятельности казачьих сообществ Юга России в 1930-е гг. Цель данной работы обусловлена необходимостью изучения истории казачества на основе принципов объективности и историзма в условиях ограниченности источниковой базы и литературы. Кубанское, Донское и Терское казачество в условиях сталинской модернизации 1930-х гг. — уникальный период отечественной истории, аспекты и суть которого изучены и вовсе очень мало. Требуется многополярно и объективно проанализировать историографию выбранного периода и использовать материал и литературу в новых условиях, чтобы сформировать независимое от сторонних факторов представление о жизни южного казачества. Неоднозначность, многообразие мнений и форм освещения деятельности казаков в 1930-е гг. сказываются на восприятии данной группы населения и в современной социальной жизни.

Ключевые слова: постсоветский период, сталинский режим, советское время, казачество, историография, Кубань, Дон, Терек.

Постсоветский (реформационный) период историографии жизнедеятельности казачества третьего десятилетия XX века, начало которому было положено развернутой в СССР во второй половине 1980-х гг. «перестройкой» (а затем и крушением советской системы в начале 1990-х гг.), существенно отличается от двух предшествующих периодов. Причем, отличия эти не столько количественные, сколько качественные. Точнее, качественные отличия постсоветского периода историографии от двух советских намного более заметны и впечатляющи, по сравнению с отличиями количественными.

Говоря о количественных различиях между выявленными нами периодами историографии, мы имеем в виду, прежде всего, объем источниковой базы, численность научных исследований по конкретной исторической проблеме (в данном случае — по проблеме социального положения и развития казачьих сообществ Юга России в конкретно-исторических условиях советской общественной системы 1930-х гг.), перечень вопросов, детально рассмотренных в этих исследованиях в рамках определенного концептуального подхода, и т. д. В постсоветский (реформационный) период научного осмысления рассматриваемой нами темы изменения количественного характера, безусловно, не только имели (и имеют) место, но и являются весьма существенными. В связи с возросшей открытостью архивов заметно расширился круг документов и материалов, вовлеченных исследователями в научный оборот (а это, в свою очередь, является одним из условий углубления научного анализа и детализации в освещении тех или иных аспектов минувшей реальности). Многократно возросла численность научных исследований по истории российского казачества. В этом легко убедиться, просмотрев приведенный в энциклопедии «Казачество» (Москва, 2008 г.) список диссертаций по указанной тематике, защищенных в советское время и в постсоветский период [1, с. 698].

Но, сколь бы ни были впечатляющи произошедшие во второй половине 1980-х — начале 2000-х гг. количественные сдвиги в процессе научного осмысления истории российского казачества (и, в частности, такого ее этапа, как 1930-е гг.), качественные изменения не только еще более заметны, но и гораздо более важны. Дело в том, что в ходе радикальных общественно-политических преобразований конца 1980-х — 1990-х гг. был разрушен диктат марксистской моноиделогии и ученые получили уже не декларированную, а действительную свободу научного творчества. Впервые за десятки лет исследователи смогли приступить к анализу наиболее острых, и потому ранее табуированных, вопросов истории российского (в том числе и южно-российского) казачества конца 1920-х — 1930-х гг. Впервые была проведена работа по закрытию пробелов, образовавшихся в советскую эпоху в историографии жизни и деятельности казачества России 1930-х гг. Причем, работа эта велась с привлечением значительного (и с каждым годом все более увеличивающегося) массива прежде засекреченных архивных материалов, анализ которых позволял специалистам с большей полнотой и отчетливостью отобразить всю сложность и неоднозначность так называемых «социалистических» преобразований в жизни казачества, осуществленных сталинским режимом- на протяжении третьего десятилетия XX века. Введение в научный оборот значительного объема новых источников не только являлось необходимым условием заполнения «белых пятен», но и способствовало существенной корректировке и переосмыслению прежних суждений, оценок и выводов относительно судьбы и жизнедеятельности казаков (в том числе донцов, кубанцев, терцев) в 1930-х гг. В данном случае количественные изменения в процессе научного осмысления рассматриваемой нами темы вполне закономерно перерастали в изменения качественные, гносеологически значимые для историографии.

Можно выделить ряд специфических характеристик и тенденций, присущих в постсоветский период южнороссийской региональной историографии положения и жизнедеятельности казачества Кубани, Дона, Терека 1930-х гг. Следует, впрочем, оговориться, что эти характеристики и тенденции носят не региональный, но темпоральный характер. Они отличают сформированный в постсоветский период комплекс научных исследований о «колхозном казачестве» Юга России от работ на ту же тему, выходивших в советское время, но практически не выделяют его на фоне общероссийской историографии коллективизации. Разумеется, говоря о схожести в постсоветский период региональной и общероссийской историографии коллективизации и жизнедеятельности колхозной деревни 1930-х гг. (в том числе коллективизированных сел и станиц Юга России), мы имеем в виду подходы к пониманию минувшей реальности и методы исторического исследования, а не тематику работ. Ведь о кубанских, донских, терских казаках, об их судьбе в период «колхозного строительства» пишут, как правило, ученые Дона, Кубани, Ставрополья и Терека, а не других регионов нашей страны.

Переходя к рассмотрению вышеозначенных специфических характеристик, и тенденций, присущих южнороссийской региональной историографии «колхозного казачества», стоит отметить следующее. Во-первых, во второй половине 1980-х — начале 2000-х гг. на Юге России возрастает количество работ, в которых казаки советского времени (как правило, 1917–1945 гг.) либо являлись предметом научного анализа, либо же вопросы истории казачества 1930-х гг. затрагивались здесь в той или иной мере при освещении иных проблем. Тем самым, удалось преодолеть присущую советской историографии тенденцию, заключавшуюся либо в прямом замалчивании казачьей проблематики, либо в недостатке внимания к ней (едва ли единственным исключением являлась кампания «за советское казачество», когда исследовательский интерес к жизни и деятельности коллективизированных казачьих сообществ Дона, Кубани и Терека был стимулирован правительственными органами Советского Союза).

Во-вторых, в постсоветский (реформационный) период южно-российские исследователи сосредоточили внимание на наиболее острых и болезненных аспектах казачьей истории 1930-х гг. — антиказачьих акциях периода коллективизации, сопротивлении казаков давлению власти, Великом голоде 1932–1933 гг., и т. п. В данном случае качественные различия между советскими и постсоветским периодами историографии проявляются весьма ярко, так как вплоть до конца 1980-х гг. исследователи не имели возможности анализировать вышеперечисленные вопросы, вследствие чего в научной литературе образовались внушительные исторические пробелы.

В-третьих, в конце 1980-х — начале 2000-х гг., в связи с ликвидацией примата марксистской моноидеологии и появлением ряда совершенно новых исследовательских подходов к осмыслению прошлого, южно-российскими исследователями были предприняты попытки выбраться из достаточно изученной в советской историографии колеи и рассматривать не только социально-экономические или общественно-политические процессы в казачьих станицах и районах, а и трансформации быта, культуры, менталитета казаков в условиях «колхозного строительства». Численность работ, в которых повседневность и ментальность южнороссийского казачества 1930-х гг. являются предметом исследования, нельзя назвать значительной. Тем не менее, внушает оптимизм уже тот факт, что учеными Юга России не оставлено без внимания это, весьма перспективное, направление научного поиска.

В постсоветский период, как и ранее, вопросы положения и жизнедеятельности казачества Юга России в 1930-х гг. нередко затрагивались в работах, посвященных коллективизации, формированию сталинского режима, взаимоотношениям советского общества (точнее, регионального южно-российского сообщества) и партийно-советских органов, аграрной политике большевиков в конце 1920-х — 1930-х гг. [2, с. 84]. Но, если в работах 1930-х — первой половины 1980-х гг. внимание в основном акцентировалось на проколхозной и просоветской активности казаков, то в постсоветский период освещались репрессивные акции сталинского режима, направленные против крестьян и казаков, протест сельских жителей против модернизации «по-сталински», нарастание негативных тенденций в социально-экономической сфере в период коллективизации, приведших к голоду 1932–1933 гг., и т. п. [3, с. 87]. И хотя специальные работы по нашей проблеме отсутствуют, но есть исследования, которые начинают постепенный пересмотр позиций советской историографии.

Прежде всего, необходимо отметить монографии A. B. Баранова, в которых был осуществлен детальный анализ таких вопросов, как развертывание политики «чрезвычайщины» в Северо-Кавказском крае в конце 1920-х гг., нарастание административно-налогового давления на крестьянские и казачьи хозяйства и протестная реакция сельских жителей, в том числе и казаков [4, с. 32]. Определенное внимание положению казачьих сообществ Северо-Кавказского края в конце 1920-х гг. уделила и H. A. Токарева, анализировавшая процессы слома нэпа в южнороссийской деревне [5, с. 103].

В ряде исследований, в которых предметом научного анализа выступали репрессивно-карательные акции сталинского режима, затрагивались вопросы взаимоотношений советской власти и казачества на протяжении 1930-х гг. [6, с. 210]. Отдельного упоминания заслуживают работы E. H. Осколкова, в которых впервые в южно-российской историографии был осуществлен взвешенный научный анализ Великого голода 1932–1933 гг. (поразившего и казачьи регионы) и депортации жителей «чернодосочных» станиц, населенных, как правило, в основном казаками. Основные суждения и выводы E. H. Осколкова впоследствии оказались подкреплены в публикациях других исследователей [7, с. 223].

Необходимо также выделить одну из последних при жизни монографий известного ростовского историка А. И. Козлова, основанную на ранее закрытых материалах архивов ФСБ. Здесь, в частности, обстоятельно рассмотрен процесс формирования тайной организации A. C. Сенина (прототипа есаула Половцева из «Поднятой целины») — одной из первых законспирированных казачьих организаций, направленных против насильственной коллективизации, против непомерного административно-экономического давления сталинского режима на советскую деревню.

Поскольку в постсоветский период неизмеримо возрос исследовательский интерес к «человеческой» истории, к исторической повседневности, на Юге России появился целый ряд работ, посвященных отдельным населенным пунктам или районам, в том числе таким, в которых в 1930-х гг. наличествовали или преобладали казачьи сообщества [8, с. 67]. Причем, в процессе реконструкции исторического прошлого этих станиц и районов исследователи делают упор на освещении не социально-экономического развития (как это было в советский период, когда краеведческие очерки нередко превращались в нечто, напоминающее статистические описания), а на жизни простых людей и на том влиянии, какое оказывали на нее грандиозные преобразования 1930-х гг., и, в первую очередь — сплошная форсированная коллективизация. Несомненным достоинством такого рода исследований является то, что они построены преимущественно на воспоминаниях очевидцев и современников событий; следовательно, они содержат информацию, дефицит которой остро ощущается в таких, например, важных источниках, как архивные документы и материалы. Данные работы, несмотря на присущую им описательность и некритическое отношение к свидетельствам современников «колхозного строительства», в определенной мере позволяют детализировать наши представления о процессе осуществления коллективизации в казачьих станицах Кубани, Дона и Терека, о действиях представителей власти и «активистов» в 1930-х гг., о реакции казаков на «социалистические» преобразования, об изменениях казачьей повседневности, и т. д.

Наконец, следует обосновать приведенное выше утверждение о том, что в постсоветский период на Юге России заметно возросла численность научных работ, специально посвященных осмыслению советского этапа исторического пути кубанского, донского, терского казачьих сообществ. Можно назвать целый ряд монографий и коллективных трудов, а также различных публикаций, в которых анализировалось советское прошлое донцов, кубанцев, терцев, причем на основе новых теоретико-методологических подходов и с привлечением значительного массива новых документов и материалов.

Нередко в тех или иных работах рассматривались вопросы истории казачества 1930-х гг., начало освещению которых было положено еще в советскую эпоху. Однако анализ различных аспектов жизнедеятельности «колхозного казачества» и его сложных взаимоотношений с властью, осуществлявшийся в постсоветский период, отличался большей глубиной и объективностью, вследствие снятия идеологических запретов и ограничений. Так, Г. Л. Воскобойников детально рассмотрел процесс вовлечения казачества в Красную Армию, выявил специфику военной службы казаков, охарактеризовал казачьи подразделения в составе вооруженных сил Советского Союза. И. Я. Куценко, стремясь более подробно проанализировать кампанию «за советское казачество», предпринял попытку установить, в чем именно заключались ограничения по службе казаков в РККА, устраненные апрельским (1936 г.) постановлением ЦИК СССР.

Наряду с этим, исследовались и те вопросы казачьей истории, которые в советский период относились к числу табуированных, поставленных за пределы внимания, как ученых, так и общества. Как правило, внимание специалистов акцентировалось на репрессивно-карательных мерах сталинского режима в отношении казаков и на сопротивлении последних государственному насилию в период «колхозного строительства». Такие вопросы затрагивались и анализировались едва ли не во всех указанных выше статьях и монографиях И. И. Алексеенко, В. А. Бондарева, И. Я. Куценко, Т. И. Славко, в коллективной монографии «Донские казаки в прошлом и настоящем», и т. д.

Следует констатировать, что на протяжении постсоветского периода в южно-российской региональной историографии проблемы жизнедеятельности казачества в 1930-х гг. наблюдаются заметные позитивные сдвиги, выразившиеся в освещении специалистами целого ряда вопросов, ранее практически не привлекавших внимания исследователей или находившихся под прямым запретом. Все это способствует детализации наших представлений о таком драматичном и противоречивом этапе истории донского, кубанского, терского казачества, как третье десятилетие XX века.

Вместе с тем, в постсоветский период, так же, как и в советскую эпоху, во многих работах наблюдалась неоправданная поляризация оценок положения и жизнедеятельности казачества в условиях «колхозного строительства». Но, если в советский период внимание историков фиксировалось преимущественно на позитивных изменениях в казачьих станицах по итогам коллективизации, то в постсоветский период возобладала уже прямо противоположная тенденция. В этой связи ростовский историк П. Г. Чернопицкий справедливо отмечал, что «на волне интереса к возрождению казачества ряд авторов настойчиво внедряют в обыденное сознание мысль о том, что Советская власть все время проводила по отношению ко всему казачеству только одну, репрессивную политику» [9, с. 277]. Этому утверждению нельзя отказать в справедливости. Действительно, в подавляющем большинстве научных и околонаучных работ о судьбе казачьих сообществ в Советской России, издававшихся в конце 1980-х — начале 2000-х гг., акцентировалось внимание на антиказачьих акциях большевиков, проводившихся ими в условиях Гражданской войны и во время коллективизации. Напротив, проказачьи мероприятия партийно-советских органов, осуществлявшиеся в 1920-х — 1930-х гг. с целью интеграции казаков в советское общество и использования в интересах СССР военно-патриотического потенциала казачества, чаще всего либо вовсе не рассматривались, либо упоминались лишь мельком, как частный сюжет.

В результате в глазах ученых и публицистов, исповедовавших такой негативистский подход, казачество как бы растворялось в однородной массе колхозников и исчезало с исторической арены к середине 1930-х гг., возникая вновь лишь в связи с началом Великой Отечественной войны. Очередное свидетельство устойчивости такого подхода, самым существенным образом обедняющего наши представления о казаках советского времени, содержится в весьма представительном и информативном сборнике документов «Ростовской области — 70 лет (1937–2007 гг.)», изданном в Ростове-на-Дону в 2008 г. Сборник, в который вошло значительное количество документов и материалов из ведущих архивных хранилищ Дона, представляет собой, по меткому замечанию его составителей, «своеобразный отчет о социально-экономическом и культурном развитии области с момента ее создания» [10, с. 5]. В нем содержится массив интереснейшей и нередко уникальной информации об административном оформлении Ростовской области, о ее экономическом, социальном, культурном развитии, общественно-политической жизни и, помимо прочего, — о донском казачестве. Составители сборника посвятили специально казачеству один из его разделов, и этот факт нельзя расценить иначе, как положительно. Но вот содержание раздела рождает закономерные недоуменные вопросы, так как в нем сосредоточены документы, отражающие историю казачьего сообщества Дона лишь с 1990 г.; в предисловии к разделу также идет речь исключительно о постсоветском этапе исторического существования донцов. Подобный подбор материала вряд ли можно признать обоснованным и правомерным. Ведь Ростовская область была создана постановлением ЦИК СССР 13 сентября 1937 г., а еще в феврале 1936 г. официально стартовала кампания «за советское казачество», в ходе которой партийно-советские органы и пресса, до этого лишь изредка упоминавшие о казаках, стали писать и говорить о них если не регулярно, то достаточно часто.

Говоря в целом о постсоветском периоде историографии, можно выделить две тенденции. С одной стороны, в связи с распадом Советского Союза наметились позитивные сдвиги в плане освещения вопросов жизни казачества 1930-х гг., которые ранее не затрагивались, из-за диктата в научной сфере марксистской моноидеологии. С другой стороны, во многих работах наблюдалась неоправданная поляризация оценок положения и жизнедеятельности казачества в условиях «колхозного строительства». Однако в деле корректировки и пересмотра советских трактовок жизнедеятельности казачества в условиях «колхозного строительства» южнороссийскими исследователями были сделаны лишь первые шаги.

Литература:

  1. Казачество. Энциклопедия / гл. ред. А. П. Федотов. — М.: Энциклопедия, 2008. — 720 c. — Текст: непосредственный.
  2. Кущетеров, P. M. Советское крестьянство в условиях тоталитаризма / P. M. Кущетеров. — Черкесск: Пул, 1995. — 216 c. — Текст: непосредственный.
  3. Шаповалов, В. А. Аграрная политика советского государства на Ставрополье в середине 30-х годов / В. А. Шаповалов, A. B. Игонин. — Текст: непосредственный // Ставропольская земля в прошлом и настоящем: Материалы научной конференции.. — 1998. — № 2. — С. 82–88.
  4. Баранов, A. B. Социальное и политическое развитие Северного Кавказа в условиях новой экономической политики: (1921–1929 гг.) / A. B. Баранов. — СПб: Нестор, 1996. — 354 c. — Текст: непосредственный.
  5. Токарева, H. A. Деформация социально-экономических отношений в станицах и сёлах Северо-Кавказского края в 1928–1929 гг.: специальность 07.00.02 «Отечественная история»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Токарева Hаталья Aлександровна; Ростовский государственный университет. — Ростов/нД., 1994. — 19 c. — Текст: непосредственный.
  6. Алексеенко, И. И. Репрессии на Кубани и Северном Кавказе. / И. И. Алексеенко. — Краснодар: КубГУ, 1993. — 114 c. — Текст: непосредственный.
  7. Кокунько, Г. В. «Черные доски» / Г. В. Кокунько. — Текст: непосредственный // Кубанский сборник: сборник научных статей по истории края. — Краснодар: Под ред. О. В. Матвеева, 2006. — С. 207–218.
  8. Харченко, А. Между Илем и Шебшем / А. Харченко, В. Харченко, А. Кистерев. — Краснодар: Книжное изд-во, 1998. — 166 c. — Текст: непосредственный.
  9. Чернопицкий, П. Г. Об одном историческом мифе / П. Г. Чернопицкий. — Текст: непосредственный // Кубанское казачество: три века исторического пути. Материалы Междунар. науч.-практ. конф. ст. Полтавская Краснодарский край. 23–27 сентября. — Краснодар:, 1996. — С. 140–161.
  10. Ростовской области — 70 лет (1937–2007 гг.) / А. В. Венков. — Текст: непосредственный // Сборник документов. — Ростов н/Д: Науч. ред. А. В. Венков, 2008. — С. 55–57.
  11. Скорик, А. П. Казачество Юга России в 30-е годы XX века: исторические коллизии и опыт преобразований / А. П. Скорик. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://www.dslib.net/istoria-otechestva/kazachestvo-juga-rossii-v-30-e-gody-xx-veka-istoricheskie-kollizii-i-opyt.html???history=6&pfid=1&sample=2&ref=1 (дата обращения: 22.11.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): постсоветский период, сталинский режим, работа, советское время, Терек, Юг России, научный анализ, Ростовская область, советская эпоха, Советский Союз.


Ключевые слова

историография, ДОН, казачество, Кубань, постсоветский период, Терек, сталинский режим, советское время

Похожие статьи

Задать вопрос