Досудебное урегулирование спора в сфере защиты прав потребителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 22.11.2023

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Матекова, Б. А. Досудебное урегулирование спора в сфере защиты прав потребителей / Б. А. Матекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 333-334. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108052/ (дата обращения: 12.05.2024).



На сегодняшний день Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон РФ «О защите прав потребителей») не предусматривает обязательный досудебных порядок. В связи с этим потребитель по своему усмотрению может либо предъявить требование к предпринимателю, либо обратиться в суд без предварительного направления претензии контрагенту.

Данная позиция также отражена в Обзоре судебной практики по делам о защите прав потребителей утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020 года. В обзоре указано, что Законом о защите прав потребителей не предусмотрен обязательный досудебный претензионный порядок рассмотрения споров между потребителем и исполнителем услуг, а договорное условие об этом должно рассматриваться как ограничивающее право потребителя на доступ к правосудию и такое условие является ничтожными в силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей. Законом о защите прав потребителей не предусмотрен обязательный досудебный претензионный порядок рассмотрения споров между потребителем и исполнителем услуг, а договорное условие об этом должно рассматриваться как ограничивающее право потребителя на доступ к правосудию [5].

Вместе с тем в ряде специальных законов в сфере защиты прав потребителей содержится условие об обязательном досудебном порядке.

Так, Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» устанавливает, что в случае спора с финансовой организацией о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей, потребитель обязан сперва направить претензию финансовой организации. Потребитель финансовых услуг вправе направить обращение финансовому уполномоченному после получения ответа финансовой организации либо в случае неполучения ответа финансовой организации по истечении соответствующих сроков. Без прохождения вышеуказанной процедуры у потребителя в большинстве случаев отсутствует право на обращение в суд.

Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» также предусмотрен обязательный досудебный порядок. Согласно ст. 10 вышеуказанного закона претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий [3].

Кроме того, обязательный претензионный порядок устанавливается в отношении услуг связи. Так, в п. 9 ст. 55 Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» указано, что при отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд [4].

При этом даже в тех случаях, когда законом или договором не предусмотрен обязательный претензионный порядок, потребителю целесообразно начать с претензии. Так, в случае неудовлетворения требований потребителя в досудебном порядке суд взыскивает в пользу потребителя штраф в размере 50 % от присужденный суммы. Кроме того, потребитель также сможет претендовать на взыскание неустойки за нарушение сроков удовлетворения его обоснованных требований, изложенных в претензии.

Введение обязательного досудебного порядка принесло бы выгоду каждой из сторон правоотношений, а кроме того это упростило бы работу судебным органам. Обязательный досудебный порядок упростил бы судебным органам процесс выяснения позиций сторон и обстоятельств дела, а также это помогло бы определить, насколько добросовестно действовала каждая из сторон. При этом обязательный досудебный порядок будет способствовать разрешению споров в добровольном порядке и частичному пресечению потребительского экстремизма. Однако, отсутствие в Законе РФ «О защите прав потребителей» обязанности предпринимателя дать письменный ответ на претензию потребителя значительно снижает эффективность досудебного порядка. Зачастую потребитель, обратившийся с претензией, продолжительное время дожидается ответа от предпринимателя, в то время как последний предпринимает различные действия чтобы избежать ответственности и во многих случаях промедление в несколько дней создает ситуацию, когда вступившее в законную силу решение суда уже неисполнимо.

Таким образом, необходимо ввести обязательный порядок досудебного урегулирования спора, данное нововведение позволило бы выяснить позиции сторон, тем самым упростить работу судебным органам и определить добросовестность каждой стороны.

Однако эффективность досудебного порядка снижает факт отсутствия обязанности продавца и исполнителя по предоставлению ответа на претензию.

Для повышения эффективности претензионный процедуры необходимо на законодательном уровне закрепить обязанность представления ответа на претензию.

Потому введение в Закон РФ «О защите прав потребителей» нормы, устанавливающей обязательный досудебный претензионный порядок невозможно без установления обязанности предпринимателя дать письменный ответ на обращение потребителя в определенный срок. В перспективе для оптимизации самой претензионной процедуры ее можно было бы реализовывать через интернет-платформу, созданную для разрешения потребительских споров.

Данные предложения могут быть реализованы путем внесения поправки в абзац первый статьи 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» Так, предлагается изложить вышеуказанный абзац в следующей редакции: «Защита прав потребителей осуществляется судом после соблюдения претензионного порядка. Потребитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав при отклонении письменной претензии полностью или частично либо неполучении ответа в сроки, установленные для удовлетворения отдельных требований потребителей».

Литература:

  1. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 // Собрание законодательства РФ — 1996 — N 3 — Ст. 140.
  2. Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг: Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ: по сост. на 02.11.2023 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2018. — № 24. — Ст. 3390.
  3. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ: по сост. на 02.11.2023 г. // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 49. — Ст. 5491.
  4. О связи: федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ по сост. на 02.11.2020 г. // Собрание законодательства РФ — 2003. — № 28 — Ст. 2895.
  5. Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020 [Электронный ресурс]. — Документ опубликован не был. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.10.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, обязательный досудебный порядок, защита, финансовая организация, досудебный порядок, обязательный досудебный претензионный порядок, договорное условие, исполнитель услуг, обязательный претензионный порядок, письменный ответ.


Похожие статьи

Задать вопрос