Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 21.11.2023

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Ахметова, А. М. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста / А. М. Ахметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108005/ (дата обращения: 13.05.2024).



В статье рассматриваются понятие и основные функции речи. Раскрываются особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются методы и приемы по развитию функций речи и условиях детского сада.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из направлений является работа с детьми по активизации речевой деятельности. Дошкольное образование обязано создать условия для полноценного и качественного овладения детьми речью, как средством общения.

Дошкольный возраст имеет особое место для развития всех функций речи ребенка. Этот период является первоначальным этапом в формировании речевых мыслительных способностей, коммуникативных навыков, специальных знаний и навыков, необходимых качеств в течении всей жизни человеку. В настоящее время проблема развития речи у детей стоит остро, так как не все дети в должной мере овладевают всеми функциями речи, недостаточно эффективно умеют общаться между собой, не пользуются речью для регулирования или планирования своей деятельности. Поэтому одной из задач образовательной организации является помощь детям в овладении всеми функциями речевой деятельности. Поэтому важно проводить работу по развитию речи и всех ее функций, способствуя тем самым полноценному развитию ребенка.

Особенности развития речи ребенка в дошкольном возрасте рассматривали такие авторы, как Г. М. Андреева, Л. И. Божович, А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова, И. Г. Вечканова, М. И. Волошина, Л. C. Выготский, Е. А. Лобанова. Между тем отсутствуют отдельные работы, раскрывающие методику развития функций речи в дошкольном возрасте [1].

Дошкольный возраст, как отмечают Г. М. Андреева, Л. И. Божович, А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова, И. Г. Вечканова, — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех функций и сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка [2].

Большой психологический словарь определяет речь как «сложившуюся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (речь внутренняя, речь эгоцентрическая)» [1].

В дошкольном возрасте речь выполняет ряд важных функций.

  1. Интеллектуальная функция речи связана с тем, что «речь становится орудием мышления: ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач. Речь становится средством познания, интеллектуализации познавательных процессов».
  2. Коммуникативная функция речи определяется тем, что ребенок «пользуется речью для установления контакта с окружающими людьми, для обмена сними важной содержательной информацией. Взрослый отвечает на вопросы малыша и обменивается с ним различными сообщениями, выслушивает его мнение. Ребенок понимает, что речь помогает ему в общении в решении своих важных задач и получении желаемого.
  3. Планирующая функция речи связана с деятельностью ребенка и сливается с мышлением. «К 5–6 годам ребенок учится планировать предстоящие действия. Речь перемещается с результата деятельности на ее начало, предваряя действие. Планирование деятельности в речи значительно повышает ее эффективность, делает замысел устойчивым, а его достижение более быстрым, точным, правильным. Практическая и умственная деятельность дошкольника становятся произвольными и целенаправленными».
  4. Регулирующая функция речи «связана с развитием понимания речи. Выражается в понимании художественных произведений, в подчинении инструкциям взрослого, педагога, в воздействии самого ребенка на взрослого или сверстника».
  5. Знаковая функция речи «связана с выделением слова как абстрактной единицы, т. е. осознание ребенком звукового строя слова и словесного состава предложения, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь».

Все эти функции речи в дошкольном возрасте выполняются через различные виды речевой деятельности, такие как разговор, повествование, рассказывание, игровая речь и другие. Все эти виды деятельности способствуют развитию и совершенствованию различных сторон и функций речи.

Важно отметить, что в дошкольном возрасте речь развивается самостоятельно и спонтанно, под воздействием внешней и внутренней речевой среды. Роль взрослого в этом процессе заключается в создании благоприятных условий для развития речи, в общении с ребенком, в поддержке и стимулировании его речевой активности.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

Для развития коммуникативной функции речи воспитатель широко использует сюжетно-ролевые игры, беседы, непосредственное общение. В ходе социально-коммуникативного развития воспитатель следит за тем, чтобы дети учились:

– обращаться по имени к собеседнику;

– учитывать его точку зрения;

– обращаться к другу вежливо и уважительно;

– внимательно выслушивать друг друга, не перебивая.

Для развития регулирующей функции речи воспитатель использует погружения, беседу, дежурство. Очень важно чтобы дети научились понимать инструкции педагога и следовать им. Дети должны научиться действовать самостоятельно и коллективно, при этом им приходится регулировать действия партнеров по игре при помощи речи.

Развивая планирующую функцию речи, воспитатель поощряет детей объяснять их действия, очередность, делиться друг с другом планами на день. Для этого используется такая технология, как утренний круг, в ходе которой развивается навык постановки целей, планов.

Для развития знаковой функции речи используются непосредственно занятия и дидактические игры. В таких играх, как «Угадай, на какой звук», «Прохлопай части слова», «Я загадала слово».., «Составь предложение» дети замечают что наша речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов, который в свою очередь состоят из слогов и звуков.

Основной формой развития интеллектуальной функции речи являются занятия в детском саду. Речь детей развивается практически на всех занятиях. Воспитатель способствует тому, чтобы дети научились:

– внимательно слушать и понимать обращенную к ним речь;

– отвечать не несложные вопросы;

– вступать в диалог;

– рассуждать, высказывать свое мнение;

– делать выводы.

Интеллектуальная функция речи хорошо развивается при помощи загадок, мнемотаблиц, интеллектуальных карт, экспериментирования.

Одной форм развития интеллектуальной функции речи детей являются интеллект карты Тони Бьюзена. При их помощи можно развивать навыки связной речи и использовать их более широко: для систематизации изученного материала, изучения какой-либо темы.

Для развития дети детей старшего дошкольного возраста мы активно использовали метод проектов. В каждом проекте решается задача речевого развития дошкольников. Например, в проекте «Чтобы дети помнили о войне» проводится конкурс чтецов стихов, посвященный Дню Победы «В военной шинели» с целью повышения речевой активности и обучению детей выразительно читать стихи. Была организована творческая выставка «Голубь-символ мира», в ходе которой дети выступили с рассказами о поделках, выполненных совместно с родителями.

В проекте «Профессии наших родителей» проводились виртуальные экскурсии на предприятия города, где работали родители. Некоторые родители приняли участие в мероприятии «Гость группы», в ходе которой рассказали детям о своей работе. В ходе встречи дети учились задавать вопросы, у них развивалась диалогическая речь. Рассказы и фотоальбомы, которые они составляли вместе с родителями, помогали им улучшить навыки монологической речи. Затем дети с родителями составляли рассказы и оформляли фотоальбом. При этом каждый ребенок хотел рассказать о профессии своей мамы или отца.

Проект «Наш город» является прекрасным способом ознакомить детей с историей и важными событиями. Конкурс чтецов стихов, посвященный нашему городу, позволил развить у детей навыки публичных выступлений и повысить речевую плавность и выразительность речи. Такие мероприятия помогают детям улучшить произношение и научили их внимательно слушать других.

Творческая выставка «Волшебница осень» позволила детям показать свои навыки в выполнении поделок, а также развить навыки рассказа о своих творческих работах. В ходе этого проекта дети учились рассказывать о своих продуктах деятельности.

Каждый проект имеет свою цель — развитие речевой активности, улучшение произношения, развитие творческих способностей, знакомство с профессиями. Метод проектов позволяет организовать увлекательные и интересные занятия для детей, стимулирует их активность и помогает развивать важные навыки и умения.

Метод проектов очень эффективен для развития детей старшего дошкольного возраста. Он позволяет не только повысить речевую активность, но и развить творческие способности у детей.

Таким образом, развитие речи в дошкольном возрасте играет важную роль в общем развитии ребенка. Оно способствует его умственному, эмоциональному и социальному развитию, а также подготавливает его к систематическому изучению родного языка в дальнейшем.

Литература:

  1. Остапенко А. А. Развитие речевых навыков ребенка. — М.: НИИ школьных технологий, 2019. — 28 с.
  2. Парамонова Л. Г. О связной речи. Методическое пособие. Основные виды связной речи. Развитие связной речи в онтогенезе. — М.: Детство-Пресс, 2021.- 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, речь, речевая активность, родной язык, дошкольное образование, интеллектуальная функция речи, метод проектов, речевая деятельность, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Задать вопрос