Влияние расследовательской журналистики на общественное мнение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 22.11.2023

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Мингазов, А. Р. Влияние расследовательской журналистики на общественное мнение / А. Р. Мингазов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/494/107994/ (дата обращения: 13.05.2024).



В статье автор исследует, как журналистские расследования влияют на формирование общественного мнения.

Ключевые слова: расследования, расследовательская журналистика, СМИ, журналистика, общественное мнение.

Расследовательская журналистика — это актуальный и крайне важный для СМИ жанр, который позволяет проводить аналитику, разбираться в проблемах общества и привлекать преступников к ответственности. Читатели и зрители с увлечением изучают подобного рода репортажи, как детективные истории из жизни, потому как журналисты подобно сыщикам ищут правду и добиваются справедливости. Поскольку интерес к таким материалам со стороны аудитории велик, расследовательские репортажи могут влиять на общественное мнение, способны спекулировать фактами в собственных интересах и формировать удобную для редакций позицию граждан.

У расследовательской журналистики есть множество функций. Так

Д. В. Неренц определила, что «журналистские расследования выполняют ряд важных социальных функций, среди которых информирование и формирование общественного мнения. Кроме того, этот жанр оказывает существенное влияние на взгляды аудитории» [1, с.103]. По мнению

Н. А. Шаблиевой, на просторах России данный жанр стал особенно актуальным в 90-ые годы. С помощью аналитических материалов журналисты могли контролировать и отслеживать деятельность государственных институтов, с помощью репортажей можно было получать информацию, ранее скрытую от общественности [2, с. 237].

Поскольку журналистские расследования влияют на общественное мнение, то существует огромная проблема фэйков, ложной информации, спекуляцией фактами. По нашему мнению, данную проблему в принципе невозможно решить. Редакции СМИ в зависимости от политики, которой придерживаются, могут трактовать одни и те же новости с разных точек зрения. Например, ситуацию на Украине российские СМИ преподносят с одной стороны, а европейские и американские редакции имеют диаметрально противоположенную позицию, выставляя Россию агрессором. Вследствие этого появляются регулярно новости о том, что «Посольство России обвинило США в ложных обвинениях о дезинформации» [3] или наоборот, в 2020 году «США обвинили Россию в кампании по дезинформации о коронавирусе» [4]. Подобных примеров несчитанное множество, и почему СМИ разных стран реагируют на новости по-своему вполне понятно. Во-первых, с помощью журналистских расследований они стараются снять с себя обвинения. Во-вторых, таким образом они формируют общественное мнение в пользу кого-либо и против другой стороны.

Мы привели примеры, как СМИ используют информацию против недружественных стран. Так они с помощью журналистских материалов пытаются сформировать общественное мнение в политике. Но вопрос формирования общественного мнения не обязательно должен касаться глобальных явлений, влияющих на весь мир. Внутри страны также пишутся статьи с различным мнением и с разными прогнозами касательно одного события. Например, из-за санкций в отношении России в 2022-м году появился инфоповод: закрылось множество иностранных магазинов. Издание «Forbes» писало, что закрытие иностранных магазинов станет для бизнеса большой проблемой: опустеют магазины, уволят большое количество людей, а ушедшие бренды нечем заменить [5]. Существовали и другие, более позитивные прогнозы. В «Комсомольской газете» писали, что взамен ушедшим брендам стоит развивать российское производство [6], а в «Lenta.ru» давали оптимистичные прогнозы, что взамен европейским брендам придут китайские и турецкие, но на это требуется время [7]. Таким образом мы видим наглядный пример, как на одну и ту же новость реагируют СМИ. Журналисты проводят экономическое расследование, опрашивают экспертов, но у каждой редакции свой вывод касательно прогнозов, где-то они могут быть остро пессимистичными, а где-то оптимистичными. И разумеется, от вердикта в статье будет также зависеть реакция читателей. Если будущее предрекается облачным и проблемным, то у читателя может появиться пессимистичное отношение к проблеме. А если прогнозы положительные, приходят новые производители или параллельный импорт позволяет покупать и пользоваться продуктами дальше, то уход брендов чувствуется уже не таким болезненным.

В региональном сегменте также достаточно новостей, на которые СМИ в районе могут реагировать по-разному. Возьмём для анализа недавнюю новость о вырубке деревьев в центре Уфы. «Комсомольская правда» отреагировала на новость нейтрально-положительно: вырубка деревьев была необходима и на месте устранённых насаждений посадят новые. Но вместе с тем также сообщает, что из-за неинформированности населения о планах касательно вырубки деревьев, образовалась спорная ситуация и недопонимание [8]. Ufaved.info проводит собственное расследование касательно вырубленных деревьев и в целом позиция издания откликается с «Комсомольской правдой», но снова отображается мысль, что негативная реакция горожан объяснима, поэтому необходимо коммунальщикам общаться с людьми, чтобы не было конфликтов [9]. В материалах городского телеканала UTV нет дезинформации, и они также рассказывают, что жителей не предупредили о вырубке деревьев, но вместе с тем их репортажи более колкие, с остротами, а ситуация высмеивается с помощью мемов [10]. Редакция также взяла комментарий у независимого эксперта, который считает вырубку деревьев нецелесообразной [11].

На примере анализа статей о деревьях мы можем наглядно увидеть, как разные СМИ реагируют на новость и как по-разному приходят к выводам. Одни редакции считают, что мера необходимая, и вся проблема лишь в отсутствии информированности граждан. Другие же СМИ берут оценку у независимых экспертов и пытаются определить, а необходимо ли было деревья спиливать, или они могли ещё долго служить на благо горожан.

Таким образом, мы проанализировали, как журналистские расследования могут по-разному влиять на мнение общественности. Более масштабные материалы, связанные с политикой и военными конфликтами, могут влиять на взаимоотношения целых народов, а одна новость может преподноситься с диаметрально противоположных точек зрения. Региональные СМИ также могут одно и тоже событие демонстрировать как с негативной, так и позитивной точки зрения. Иными словами, журналисты и редакции обладают властью менять позицию граждан по разным вопросам в зависимости от их собственной точки зрения и политики. Хорошо это или плохо решать не нам, но факт как положительного, так и отрицательного влияния журналистских расследований неоспорим.

Литература:

  1. Неренц Дарья Валерьевна Социальные функции современной расследовательской журналистики // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2017. № 7 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-funktsii-sovremennoy-rassledovatelskoy-zhurnalistiki (дата обращения: 16.11.2023).
  2. Шиблева, Н. А. Жанр журналистского расследования и его функционирование в российских газетах / Н. А. Шиблева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 2 (25). — Т. 1. — С. 237–239. — URL: https://moluch.ru/archive/25/2598/ (дата обращения: 16.11.2023).
  3. Посольство России обвинило США в ложных обвинениях о дезинформации. — Текст: электронный // Риа новости: [сайт]. — URL: https://ria.ru/20231109/obvineniya-1908304763.html (дата обращения: 16.11.2023).
  4. США обвинили Россию в кампании по дезинформации о коронавирусе. — Текст: электронный // RBC: [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/society/22/02/2020/5e5158ae9a79476549901fc8 (дата обращения: 16.11.2023).
  5. Романова, Т. Чем обернется для России уход иностранных fashion-ретейлеров и брендов / Т. Романова. — Текст: электронный // Forbes: [сайт]. — URL: https://www.forbes.ru/biznes/457973-cem-obernetsa-dla-rossii-uhod-inostrannyh-fashion-retejlerov-i-brendov (дата обращения: 16.11.2023).
  6. Варсегова, Н. Это все мое, родное: Пять самых успешных проектов импортозамещения в России Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27470.5/4725132/ / Н. Варсегова. — Текст: электронный // Комсомольская правда: [сайт]. — URL: https://www.kp.ru/daily/27470.5/4725132/ (дата обращения: 16.11.2023).
  7. В России оценили последствия ухода международных сетей магазинов. — Текст: электронный // Lenta.ru: [сайт]. — URL: https://lenta.ru/news/2022/03/04/posledstgvia/ (дата обращения: 16.11.2023).
  8. Крайнов, П. В уфимской мэрии объяснили, зачем в историческом центре города срубили деревья Читайте на WWW.UFA.KP.RU: https://www.ufa.kp.ru/daily/27582/4852273/ / П. Крайнов. — Текст: электронный // Комсомольская правда: [сайт]. — URL: https://www.ufa.kp.ru/daily/27582/4852273/ (дата обращения: 16.11.2023).
  9. Гарипова, А. Куда делось дерево? / А. Гарипова. — Текст: электронный // Ufaved.info: [сайт]. — URL: https://ufaved.info/vedomosti/chetverg/kuda-delos-derevo/ (дата обращения: 16.11.2023).
  10. UTV В Уфе на улицах Коммунистической и Чернышевского без предупреждения спилили все многолетние деревья / UTV. — Текст: электронный // YouTube: [сайт]. — URL: https://youtube.com/shorts/UcaVf9wcdb4?si=bI-979JmWskll5DA (дата обращения: 16.11.2023).
  11. Гумерова, А. Почему уфимцев не предупредили о вырубке деревьев и что посадят взамен? Рассказывает мэрия / А. Гумерова. — Текст: электронный // UTV: [сайт]. — URL: https://utv.ru/material/pochemu-ufimcev-ne-predupredili-o-vyrubke-derevev-i-chto-posadyat-vzamen-rasskazyvaet-meriya/ (дата обращения: 16.11.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): общественное мнение, вырубок деревьев, новость, СМИ, UTV, материал, позиция граждан, прогноз, расследование, США.


Похожие статьи

Задать вопрос