Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, одаренных в области художественного творчества, средствами нетрадиционных техник рисования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Карпова, К. Ф. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, одаренных в области художественного творчества, средствами нетрадиционных техник рисования / К. Ф. Карпова, В. В. Гущина, А. Ф. Жорник, А. А. Муленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 165-168. — URL: https://moluch.ru/archive/494/107978/ (дата обращения: 13.05.2024).



В настоящее время в эпоху цифрового образования изменение общественного сознания диктует необходимость реновации образовательной деятельности. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации ставит одну из приоритетных задач образования — модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе: создание системы выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодежи. Моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы в направлении (подпрограмме) «Содействие развитию дошкольного и общего образования» определены мероприятия «Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи». Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных детей — одна из главных проблем совершенствования системы образования. Подготовка ребёнка к жизни в современных условиях предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей.

В последнее время в педагогической практике отмечается возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка — позволяют по-новому рассматривать проблему одаренности детей-дошкольников, открывать новые аспекты её изучения и практического решения. В практике работы МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 7» осуществляется активный поиск подходов к одаренным детям, методов и средств реализации данного направления деятельности.

Работа с одаренными детьми требует глубокого изучения и проработки. В связи с этим перед нами стоит цель — способствоватьмаксимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствованию системы выявления одаренных детей с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения средствами нетрадиционных техник рисования. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и не реализованными в будущей жизни. Поэтому развитие творческих способностей — одна из главных задач дошкольного воспитания. Способности, считал советский психолог Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается.

Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долгое время преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны — отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержке и развитию одаренных дошкольников.

Но наряду с актуальностью, выявление и поддержка одаренных детей выявила следующие противоречия:

– между необходимостью и важностью организации работы с одаренными детьми и недостаточным уровнем использования различных форм и методов;

– между традиционным подходом к содержанию и организации образовательной деятельности и потребностью введения новых технологий, наиболее адекватных современным целям образования;

между созданием возможности наиболее полной реализации способностей одаренного ребенка и отсутствием системы работы дошкольного образовательного учреждения по развитию творческих способностей у одаренных детей .

Проблеме одаренности уделяется повышенное внимание, но на деле оказывается, что выявление — это лишь первый шаг, важнейшая проблема заключается в другом, а именно в развитии способностей. Одаренный дошкольник в художественно — эстетическом творчестве — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в художественно-творческой деятельности. Такие дети более настойчивы и усидчивы в рисовании. Образная память имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных запасов представлений у рисующего одаренного ребенка. Они требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений в художественном творчестве. Не всегда получая их, пытливые дети уже к 6–7 годам пытаются найти ответы самостоятельно: свои наблюдения в природе переносят на бумагу, экспериментируют с красками, карандашами и другими художественными материалами. По статистике примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2–5 % детского поколения действительно проявляют себя как одарённые. Из 5 одаренных детей выявляется только один. Однако, и это не означает, что одаренность такого ребенка будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем. Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30 %, то можно говорить об его общей одаренности.

Используя методики диагностирования универсальных творческих способностей детей 4- 5 лет в МДОУ «Центр центр развития ребенка- детский сад № 7» (авторы: Синельников Е. Г. и Кудрявцев В. Т.) были выявлены следующие результаты:

  1. «Умение видеть целое раньше частей»: критический уровень — 35 %, допустимый — 47 %, оптимальный -18 %.
  2. «Надситуативно — преобразовательный характер творческого решения»: критический уровень — 48 %, допустимый — 52 %, оптимальный — не выявлен.
  3. Оригинальность- 65 %; разработанность -35 %

Итоги диагностики позволили сделать вывод о необходимости и целесообразности повышения эффективности методов организации образовательного процесса, направленных на развитие творческих способностей воспитанников, так как в учреждении имеются дошкольники, чьи творческие способности выше нормы. Достижение этого стало возможно через разработку занятий и индивидуальных маршрутов развития по развитию творческих способностей у детей с художественной одаренностью посредством нетрадиционных техник рисования.

Подобранные нетрадиционные техники рисования, способствующие развитию творческого потенциала дошкольников в области художественного творчества, позволяют решить данную проблему. Нетрадиционные техники рисования способствуют максимальному раскрытию потенциальных возможностей ребенка, дают возможность самореализоваться и почувствовать себя успешным.

Анализ источников по проблеме исследования позволил определить особенности педагогической деятельности по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности в области художественного творчестваиостановиться на использовании в работе с детьми нетрадиционных техник рисования как наиболее эффективных в решении данной задачи. Исходя из работ ученых, организация работы по развитию творческих способностей у одаренных детей посредством нетрадиционных техник рисования позволяет решать практические и образовательные задачи, а также способствует развитию творческой личности детей.

При использовании нетрадиционных техник рисования у детей формируется довольно высокий уровень самостоятельной творческой деятельности. В свою деятельность дошкольники могут вносить элементы творчества, осуществлять собственный замысел, выполнять индивидуальную и коллективную работу.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества одаренных детей не случаен.

Процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги, с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по-особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.

В арсенале цикла занятий МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 7» использование 10 наиболее эффективных различных нетрадиционных техник рисования:

1. « Рисование песком на световом столе»

Песок зажимается в кулаке и распределяется на столе. Можно кидать его горстями — тогда поверхность будет заполняться неравномерно. Если пропускать песок сквозь пальцы, двигая руку из стороны в сторону, можно добиться одинаковой плотности рисунка. Так же насыпом изображаются линии. Они могут быть различными: прямыми, зигзагами, спиралями. При их изображении имеют значения два фактора: положение руки (чем ниже — тем линия точнее и тоньше) и скорость (чем быстрее — тем прозрачнее). Предложите ребенку нарисовать различные линии, то поднимая, то опуская руку, двигая ее с различной скоростью. Так создавать фигуры — треугольник, круг, квадрат и т. д., и простейшие рисунки.

2. « Рисование пёрышком»

Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются

3. «Пуантилизм»

Техника рисования. Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.

4. «Монотипия»

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

5 . «Граттаж»

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно — белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

6. «Ниткография»

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

7. «Пластилинография»

Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Темы могут быть различными, в зависимости от желания и интересов детей.

8. «Рисование солью»

Рисование солью — несложный прием, но он открывает интересные возможности для создания декоративных работ. Предварительно на бумаге делается набросок. С помощью кисти набросок нужно смочить водой, а затем посыпать солью. Когда соль вберет в себя воду, лишние крупинки нужно ссыпать с листа. По подсохшему подмалевку рисуют недостающие элементы и раскрашивают. Солью хорошо рисовать стрекоз, дым, снег, птичек, медуз, бабочек.

9. « Рисование и оттиск на стекле»

Широкими мазками необходимо закрасить лист бумаги густой гуашью, затем на сырой слой краски наложить стекло. Образовавшийся рельефный слой высушивается. Красочный рельеф дает дополнительную оригинальность рисунку. После высыхания получившийся оттиск дополняется и прорисовывается тушью, пастелью и т. д.Вэтой технике ребенок может работать только в паре с взрослым: этого требует техника безопасности. Картины в технике «оттиск на стекле» можно использовать на занятиях с участием родителей.

10. «Роспись пряников»

Для приготовленных детьми трафаретов различной формы необходимо взять гуашь или любые другие краски, и смешать все понравившиеся цвета с белым. Это нужно для того, чтобы получился осветленный цвет похожий на глазурь. Дети раскрашивают пряники, нанося разнообразные узоры.

Творческий процесс научил детей открывать что-то новое, исследовать и умело обращаться со своим миром.

Определение характера динамики развития показателей творческих способностей у одаренных детей осуществлялось за счет мониторингового исследования (вторичной диагностики) по следующим методикам: диагностирования универсальных творческих способностей детей 4–5 лет (авторы: В. В. Синельникова, Кудрявцев В. Т., задание «Нарисуй картинку» методика П. Торренса).

Анализируя результаты, отметилась положительная динамика в творческом развитии одаренных детей средствами нетрадиционных техник:

  1. «Умение видеть целое раньше частей»: критический уровень — 5 %, допустимый — 27 %, оптимальный — 68 %.
  2. «Надситуативно-преобразовательный характер творческого решения»: критический уровень — 8 %, допустимый — 62 %, оптимальный — 30 %
  3. Оригинальность- 85 %; разработанность –15 %

Именно изобразительная, продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней проявляются разные стороны развития ребенка. Это объясняется тем, что художественная творческая деятельность в силу своей специфики представляет собой естественную «школу творческого развития».

Литература:

  1. Бабаева, Ю. Д. Психология одаренности детей и подростков: учеб.пособие для высш. и сред. пед. зав..; — 2-е изд., перераб. и. доп. — М.: Академия, 2000. — 336 с.
  2. Болотова, Н. П. Инновационные направления работы в педагогической деятельности. Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации. Материалы Международной конференции. М. МПГУ, 2007.
  3. Матюшкин, А. М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей; Воронеж, 2004. — 147 с.
  4. Морозова, И. С., Григорьева, О. Ф. Развитие одаренности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения [– Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2012. — 45 с.
  5. Иванова О. Л., И. И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
  6. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нетрадиционная техника рисования, критический уровень, лист бумаги, развитие, способность, детский сад, Центр развития ребенка, горизонтальная поверхность, Российская Федерация.


Похожие статьи

Задать вопрос